Смекни!
smekni.com

История масонства 2 (стр. 2 из 9)

МАСОНСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАСОНСКИХ УСТАВОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОРДЕНА

"Орден свободных каменщиков, — говорит Тира Соколовская,

— есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью

вести человечество к достижению земного Эдема, златого века,

царства любви и истины, царства Астреи". (6)


По определению собственных уставов масонства (§ 1 конституции «Великого Востока Франции», 1884 г.) «франк-масонство есть учреждение глубоко филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности. Франк-масонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Франк-масонство, полагая, что метафизические понятия есть личное дело каждого, отказывается от деспотических утверждений. Его девиз: свобода, равенство и братство».
Главнейшие средства, которые употребляет франк-масонский союз для достижения своей высокой цели, и в которых он поэтому видит путь, ведущий к развитию истинной гуманности — это работа над самим собой, благотворительность, сближение людей.
Согласно этим принципам основы устройства являются общими для всего братства Вольных Каменщиков, так как слово "франк-масон" по-русски значит "Вольный Каменщик".
Помещения, в которых собираются "братья каменщики", называются ложами.
Обозначается ложа символом — продолговатым прямоугольником, а этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея вселенная.
Символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение.

Работами вольные каменщики называют совершение различных обрядов, как то: прием в орден профанов и дальнейшие посвящения в более высокие, степени а также стремление к собственному просвещению и усовершенствованию.
Востоком называется высшее управление: "Ибо восток край избрания", откуда с седой древности "изливалась высшая мудрость".
Конституцией называется учредительная грамотам которая выдается ложам от высшего правления или Востока.
Во главе каждой ложи стоит управляющий мастер, Венерабль, Префект, Настоятель, Председатель; пособник управляющего называется Наместным Мастером. Остальные должностные лица в ложах: 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и помощники его — диаконы.
Управляющий целым союзом лож называется гроссмейстером, т. е. Великим Мастером: если же союз подчинялся высшему орденскому правлению, заседающему в другой местности или в другом государстве, то союз лож назывался областным или провинциальным, а стоящий во главе его мастер — провинциальным Великим Мастером.
При наличности многих лож, для большего единения и порядка ложи образуют единую Великую Ложу или Высшее Управление. Великие ложи заключают друг с другом конкордаты, т. е. условия взаимоотношений: такой конкордат был даже напечатан в 1817 году при Александре I-м двумя великими ложами России.

СТЕПЕНИ МАСОНСТВА. АНГЛИЙСКОЕ И ШОТЛАНДСКОЕ МАСОНСТВО


Коренными основными степенями масонства почитаются три: ученическая, товарищеская и мастерская.
Число степеней в различных системах не одинаково во, их бывало 5, 7, 9, 33, 99, т. е. обычно нечетное число, и все эти числа имеют особое значение в масонской символике.
Системы назывались в честь страны и государства, в котором зародились и развились. Существовали система английская, французская, шведская, иногда системы назывались в память главного организатора и инициатора: известны системы Фесслера, Сен-Мартена, Циннендорфа, Шредера, Мелиссино и др. Наконец, наименование системы заключало указание на цель и характер работ: так были, например, наименования системы "духовного рыцарства" — Лопухина; "иллюминатов", т. е. просвещенных — Вейсгаупта, "Розенкрейцеров", т. е. Розы и Креста.
Самая распространенная это английская система. Английское трехстепенное или Иоанновское масонство имело отличительный цвет золота и небесной лазури ("Голубое масонство").
Три степени непосредственно следующие за Иоанновскими (трехстепенное, символическое масонство обыкновенно называются Шотландскими, на основании предания о нахождении их в этой стране и Андреевскими в честь своего покровителя Андрея Первозванного, патрона Шотландии).
В большинстве систем с высокими степенями Шотландские степени служили переходной ступенью к Рыцарским, Тамплиерским или Розенкрейцерским. В Шотландских степенях начинались работы умозрительные, относящиеся к области герметической философии и теософии, в них же вырабатывались "насадители" каменщицкого учения, пропаганда масонства возводилась в должность. В рыцарских воительствующих степенях посвященные приготовлялись к выступлению борцами со злом мира в различных его проявлениях. Наконец, степени Креста и Розы наставляли Каббале, магии и даже практическим алхимическим работам.
Обрядность Иоанновского масонства была несравненно проще обрядности всех остальных степеней. Члены Иоанновских лож — это мечтательные проповедники, надеявшиеся, путем совершенствования каждой отдельной личности, достичь рая на земле. Пароль Иоанновского масонства — "Сейте семена царские света".
В голубом Иоанновском масонстве преобладает символика этических начал: начал равенства, братства, всечеловеческой любви и непротивления злу.
Обрядность высоких степеней, т. е. Шотландского масонства символизировала борьбу за идеал силою, славу мученичества за идею, нещадную жестокость к врагам и предателям. Шотландское масонство называлось красным. Красный цвет означает кровь, которую должны без сожаления проливать масоны в борьбе за свет. Члены красных лож долженствовали быть неустрашимыми борцами за идеи. Девиз масонов Шотландских лож — "Победить или умереть".