Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Кафедра экономики и социально-культурного сервиса и туризма
Контрольная работа
по дисциплине «История мировых цивилизаций»
по теме: «История древнеримской цивилизации»
Выполнила: студентка
заочного факультета
группы СЗК-1
шифр: 1001010
Бербека А.Р.
Проверила:
кандидат исторических наук,
доцент кафедры
Котова Т.П.
Уфа 2010
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Римская община в царский период……………………………………………....5
2.Социально-экономическое и политическое развитие Рима в республиканский период……………………………………………………………………………...…8
3. Особенности развития Римской империи……………………………………...14
4. Нашествие варваров и падение Западной Римской империи………...............19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………25
Введение
Рим был основан в 753 г. до н. э. в области Лациум в центре Италии. В ходе своего развития Рим заимствовал культуру и достижения своих соседей. Особенно значительное влияние на Рим оказали этруски, северные соседи Рима.
Древнеримская цивилизация формировалась под воздействием нескольких факторов:
- наличие общеиталийского культурного фонда, в частности, племенных преданий, традиций в керамике и ювелирном искусстве;
- присутствие греческого влияния, в том числе через колонистов;
- выделение значительной роли этрусского влияния.
Благоприятные природные условия и влияние более развитых цивилизаций способствовали быстрому становлению и развитию Древнеримской цивилизации.
Древнеримская цивилизация охватывает период с VIII в. до н.э. (21 апреля 753 г. до н.э. легендарная дата основания Рима) по V в. н.э. (23 августа 476 г. был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул). В своем развитии цивилизация проходит через три этапа:
- эпохи Царей (VIII-VI вв. до н.э.),
- Республики (VI-I вв. до н.э.),
- Империи (I в. до н.э. V в. н.э.). Эпоха Империи в свою очередь подразделяется на Раннеимперский период (эпоха принципата): 31 г. до н.э. 284 г. н.э., и Позднеимперский период (эпоха домината): 284 - 476 гг.
В данной работе будут освещены следующие темы:
- римская община в царский период;
-социально-экономическое и политическое развитие Рима в республиканский период;
- особенности развития Римской империи;
- нашествие варваров и падение Западной римской империи.
Эти темы хорошо описывают такие авторы как Кузищина В.И., Кнабе Г.С., Тиббон Э., Грант М., и многие другие.
Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности (древнего востока и древней Греции), дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.
1. Римская община в царский период
Начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. На левом берегу Тибра расположена цепь холмов: Палатин, Эсквилин, Квиринал, Целий, Капитолий, Виринал и Авентин. Самое раннее поселение римлян, одного из племён латинян, появилось на холме Палатин. Постепенно были заселены и остальные холмы. Так возник город Рим, который называют «городом на семи холмах».
Легенда об основании Рима.
Достоверные источники о ранней истории Рима чрезвычайно скудны. Римляне создали легенду, согласно которой основателем Рима был царь Ромул, и даже точно высчитали дату этого события – 753 год до н. э. По легенде: когда погибла древняя Троя, некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Сын троянца Энея основал на Апеннинском полуострове город Альба-Лонго. Прошло много лет. В Альба-Лонге правил потомок Энея – Нумитор. Его младший брат Амулий, сам желавший власти, свергнул Нумитора и уничтожил его наследников. Дочь Нумитора Рею Сильвию он заставил сделаться жрицей богини Весты, чтобы та не смогла вступить в брак. Но по воле богов у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца, их отцом был бог войны Марс. Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр. Но дети спаслись и были воспитаны царским пастухом. Когда братья Ромул и Рем выросли, они убили Амулия, вернули власть своему деду, а сами решили основать новый город на том месте, где они когда-то были выброшены Тибром и накормлены волчицей – на Палатинском холме. Однако между братьями произошла ссора. Разгневанный Ромул убил брата. Ромул стал первым царём нового города.
Устройство древнеримской общины.
После Ромула в Риме правили ещё шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Первых трёх царей, включая Ромула, современные историки считают фигурами легендарными. Остальные цари являлись реальными историческими деятелями. По преданию Ромул сразу придал общине правильную организацию. Римом правил царь вместе с народным собранием и советом старейшин (сенатом) из ста человек.
Роль народного собрания, состоящего из мужчин-воинов, была существенной. Народное собрание принимало или отвергало законы, избирало всех высших должностных лиц. Народное собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.
Сенат ведал важнейшими делами римского народа. Сенаторы следили за соблюдением обычаев и были советниками царя.
Власть царя не переходила по наследству. Он избирался народным собранием. Римские цари совмещали функции военноначальника, судьи и верховного жреца.
Древнейший период римской истории принято называть «царским». В это время Рим постепенно превращается из примитивной общины в город–государство. В Риме сохранялись ещё родовые отношения. Всё население состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий - в трибу. Всего было 3 трибы. Каждая триба, видимо, представляла собой отдельное племя. Некоторые учёные считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая – сабинских, третья – этрусских. 300 родов составляли римский народ.
Слои древнеримского населения
В каждом роде все члены сообща владели землёй, имели общие религиозные праздники, общее родовое имя. Во главе рода стоял старейшина. Он избирался всеми членами рода. Постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи рода. Так в Риме начала складываться родовая аристократия. Исконное население, жившее родами, называлось патрициями.
Но появлялись люди, не входящие ни в один их родов – это были переселенцы из других мест, люди, добровольно покинувшие свои роды или изгнанные из них за нарушение родовых обычаев, освобождённые рабы или их потомки. Рабы из числа военнопленных в Риме уже были, но рабство ещё не получило большого развития. Не входящих в роды людей называли плебеями. В ту пору только принадлежность к роду давала человеку определённые права, поэтому плебеи политическими правами не пользовались.
Некоторые плебеи добивались принятия в род путём усыновления их патрициями или каким-либо другим путём. Принятые в роды плебеи пользовались защитой рода, но они не обладали теми же правами, как патриции. Этих неполноправных членов рода называли клиентами.
В родах со временем появились богатые и бедные. В рамках родовой организации, некогда обеспечивавшей всем членам одинаковые права, появляется неравенство. В родах патрициям противостоят клиенты, а вне родов – плебеи.
Реформа римской общины.
Противостояние в обществе привело к обострению борьбы между плебеями и патрициями. Итогом длительной борьбы плебеев стала реформа, которая приписывается предпоследнему римскому царю Сервию Туллию.
Он ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы, которые не имели ничего общего со старыми родовыми трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй.
Кроме того, всё мужское население Рима было разделено на 5 классов в зависимости от имеющегося имущества. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили не в один из классов и получили название пролетариев.
Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, то есть римская армия, строилась теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество сотен (центурий) пехотинцев и всадников. Рим, разделённый внутри на патрициев и плебеев, не имевшей внутренней сплочённости, мог легко стать жертвой своих воинственных соседей. Реформа укрепила римское войско.
Реформа имела также большое политическое значение. Плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Центурия становится не только военной, но и политической единицей. Народные собрания с голосованием, проводимым по центуриям, вовлекли в политическую жизнь массу плебеев. Разделение римской общины на имущественные классы означало конец родового стоя и начало классового государства.
Конец царского периода
Цари стремились присвоить себе всю полноту власти в общине. Появляется представление о высшей неделимой власти – «империй». Усиление власти царей, которые позволяли себе принимать решения против воли сената, вызвало недовольство родовой знати. Тарквиний Древний и Сервий Туллий были убиты, а против Тарквиния Гордого знать подняла восстание, сумев привлечь на свою сторону римский народ. Тарквиний Гордый и весь его род были изгнаны из Рима, а царская власть навсегда отменена. Всякий, кто пытался её восстановить, объявлялся врагом римского народа и приговаривался к смертной казни. Историческая традиция приурочивает это событие к 509 году до н. э. Царская власть пала, и установилась республика.