Балка Великая Молодняга. Одна из красивейших балок, расположенная рядом с Совутиной балкой. В старину балка именовалась Брагарней. Великой Молоднягой называли побережье, которое находилось ниже балки и получило название от зарослей осокорника и его многочисленной молодой поросли.
Лава Скопцева и Переймы. Напротив скалы Совутиной в русле Нового Днепра видны лавы Скопцева и Переймы, названные по фамилиям казаков лоцманов, которые погибли здесь.
Балка Шанцевая. С пребыванием русских войск на Хортице в 1736-1739 годах связано название балки Шанцевой. От ее верховья через всю ширину острова тянутся земляные укрепления - шанцы.
Балка Башмачка. Дальше раскинулась балка Башмачка (Сапожникова). Сохранилась информация о жителе острова по фамилии Башмак, который занимался разбоем и прятался в балках
Балка Генералка. Выше от моста Преображенского (с о. Хортицы на правый берег) раскинулась балка Генералка ("Генераллехт" у немцев-меннонитов). Во время военной кампании 1736-1739 годов в балке находился в "казенной хате генерал". В этом же месте были продовольственные магазины, из которых в неурожайные годы генерал Кейзерлинг выдавал "из милосердия" продовольствие солдатам и запорожским казакам.
3. История
3.1. Этимология
Существует несколько версий происхождения названия «Хортица». Считается, что остров (летописный Хъртичь остров) получил своё название от соседней реки Хортицы, где существительное на «-ица» от хорт- < хъртъ, то есть «быстрый, скорый», и «хортица» это «быстрица», быстрая вода, а гидроним «быстрица» не раз встречается в бассейнах Днепра, Днестра и др. рек Украины[8].
3.2. Ранее время
Человек появился на острове ещё в эпоху палеолита и мезолита, но первые существенные исследованные поселения относятся к эпохе бронзы (III—II тыс. до н. э.), от которых остались многочисленные погребения, городища и культовые сооружения.
Первое упоминание об острове Хортица известно со времен Киевской Руси. Так, византийский император Константин Багрянородный упоминает «остров святого Георгия» ниже днепровских порогов.
Ниже острова по течению Днепра после порогов проходил водный путь из варяг в греки. Чтобы обойти пороги приходилось местами тянуть лодки по берегу реки. Порожный участок реки от нынешнего Днепропетровска до Запорожья растянулся почти на 75 км, перепад уровня воды на этом участке составлял ~50 м. Перед долгой дороги после изнурительного «волока» путешественники (купцы, воины) отдыхали на острове. Место, где сейчас находится плотина ДнепроГЭСа, было самым узким (~175 м) в низовьях Днепра, поэтому здесь была известная в Таврии переправа через Днепр — «Кичкас», через которую проходило одно из ответвлений Муравского шляха — путь нападения крымских татар на Правобережную Украину и Речь Посполитую. Кроме переправы, это место было удобно и для засад, так как люди, приплывавшие со стороны Чёрного моря, перед порогами вынуждены были сходить на берег. Здесь промышляли скифы, печенеги, половцы, а впоследствии и крымские татары, турки, славяне.
3.3. Бродники
В X-XIV вв. в южной части острова Хортица существовало поселение у Протолчьего брода. Первоначально оно возникло как торгово-ремесленное поселение славян-бродников, потом входило в Золотую Орду и исчезло во время перехода земель к Великому княжеству Литовскому.
3.4. Запорожская Сечь
Позднее это место контролировалось казаками Запорожской Сечи. С запорожским казачеством связаны ярчайшие события истории Хортицы. Первые казацкие укрепления были построены Дмитрием Вишневецким на соседнем небольшом острове Малая Хортица в XVI веке. На острове сохранились несколько линий земляных укреплений времён русско-турецких войн XVIII века.
3.5. Русско-турецкая война 1735-1739 годов
На острове Хортица до сих пор сохранились линии укреплений сооруженные войсками, руководимые генерал-фельдмаршалом Минихом. Лагеря русских войск стояли в северо-западной части Острова, в балках - Громушина, Музыкальной и У Перевоза, , см. на интерактивной карте острова.
В 1736 году на острове Байда была заложена Запорожская верфь и крепость, в которой были построены 2 офицерских, 8 солдатских землянок и 31 казацкий курень. Место выбрано неслучайно. Большое количество судов, которые строились в Брянске в 1736 году, при переходе через днепровские пороги получали значительные повреждения или тонули. Поэтому командование русской армии приняло решение о строительстве корабельной базы за порогами. Согласно архивным сообщениям, при верфи в период 1738-1739 гг. базировалось около 400 судов разных типов. В это время Хортицу посещал известный флотоводец вице-адмирал Н. А. Сенявин[9]. Где-то на острове есть еще ненайденная могила адмирала Сенявина, который умер здесь от чумы в 1738 году.
После окончания войны, а также из-за распространения в армии эпидемии чумы, русские войска оставили Хортицкий остров и Запорожскую верфь, см. страницу об острове Байда
3.6. Освобождение Таврии от господства Османской империи
После разгрома Сечи царскими войсками 5 июня 1775 года Хортица как подарок Екатерины II досталась князю Потемкину. В 1789 году Потемкин передал остров казне, а через год во владение Хортицей вступили новые хозяева — немцы-меннониты. Запорожская Сечь было разогнана. Многие казаки ушли на Кубань и Дунай (на службу турецкому султану). На Кубани запорожские казаки превратились в кубанских. Часть старшин Сечи была сослана в Сибирь. Последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, несмотря на его возраст, ему было 85 лет, сослали на Соловки, где он в сырой камере прожил ещё 25 лет и был освобожден указом Александра Первого почти перед самой смертью и умер в возрасте 113 лет[10].
3.7. Во владении Потемкина
На острове Хортица напротив современной пятой больницы по приказу Г. А. Потемкина был заложен сад. Охранять его поставили старого капрала, который жил рядом в землянке. С тех пор урочище носит имя Капралово, а курганы, которые находились на самой высокой точке Хортицы, — Потемкинские.
По приказу Потемкина была проложена дорога с севера на юг от бывшей паромной переправы до сада и называлась она почтовой. Говорили даже, что Потемкин решил свой дворец соединить мостами через Днепр.
Обо всем этом свидетельствуют не только архивные материалы, но и путевые дневники академика Петербургской академии наук исследователя природы Василия Федоровича Зуева, а также фотокопия плана известного краеведа В. Г. Фоменко. Полное название — «План сада на Хортицком острове Светлейшего князя Григория Александровича Потемкина из показаний на одном разных строений», где показаны на местности, изрезанной балками, дом, каретный сарай и конюшни, турецкий дом, китайский храм, храм победы и даже египетская пирамида[11].
3.8. Меннониты
В 1789 году, т. е. через 14 лет после падения Запорожья, кн. Г. Потемкин вернул остров, подарок царицы, в казну. Тогда же на левом берегу острова Хортица поселилась небольшая колония немцев меннонитов, прибыших из под Данцинга.
Немцы застали остров безлюдным. Жил там лишь один старый солдат, охранявший сад, который был посажен еще Потемкиным. Состоял он из молодых фруктовых деревьев лучших сортов. После заселения немцы выкапывали и переносили молодые деревья в свои сады, поскольку в безлюдном на то время крае достать фруктовые деревья было негде.
Сначала немцы хотели расселиться по всему острову, но со временем это оказалось неудобно: на них нападали разбойники и поселенцы, жившие напротив острова, на левом берегу Днепра в Александровске. Последние совершали грабежи и убийства, поэтому немцы и объединились в одном месте, основав колонии.
Интересно описана первая встреча немцев с местным казаком Дворяненко, который занимался рыбной ловлей и охотой. Первый день очень наглядно продемонстрировал немцам обычаи запорожцев. В первый день когда немцы переправились на остров и разместились в «Музычной» балке, к ним в рыбацкой лодке приплыл через Днепр Дворяненко осмотреть невиданных до сих пор чужеземцев. Дворяненко из себя был сильным и красивым казаком лет за 50, широкие плечи свидетельствовали о его силе; так как дело было летом, то пришел он босиком, в рубашке и широких штанах; сбоку на ремне висел большой нож. Ни немцы по- малороссийски, ни запорожец по-немецки сначала не могли изъясняться, а поэтому молча смотрели друг на друга. Немного постояв и осмотрев немцев, запорожец пошел к себе. Приближался вечер. Немцы, устав после долгой дороги, легли спать на безлюдном острове под открытым небом, а лошадей, чтобы не разбрелись, привязали к повозкам. Утром проснулись – нет одной лошади. Бросились к тому месту, где она была привязана, – видят нож, висевший вчера на поясе у запорожца, который он забыл, торопясь ночью. Этим событием и отмечено первое знакомство немцев с Дворяненко [12]
Торговля лесом была одной из самых прибыльных статей дохода чем и занимались колонисты. В результате были сильно порублены дубравы, липовые рощи, заросли диких груш. В декабре 1916 года немцы, жившие на Хортице, продали остров Александровской городской управе за 772 тысячи 350 рублей.
3.9. Известные люди на Хортице
Хортицу часто посещали выдающиеся люди. На её склонах есть Шевченковская тропа, побывавшего здесь в августе 1843 года. В 1878 году сюда приезжал композитор Н. В. Лысенко, в 1880-м — И. Е. Репин с юным Валентином Серовым. В 1891 году Хортицу посетил Максим Горький, несколько позже — Иван Бунин.
3.10. Советский период
В 1958 году к имени острова добавился первый титул — памятник природы местного значения. С августа 1963 года распоряжением Совета Министров Украинской ССР Хортица объявлена памятником природы республиканского значения, а с сентября 1965 года ещё и государственным историко-культурным заповедником. Хортица является частью геологического заказника «Днепровские пороги», основанного в октябре 1974 года. В довершение ко всему: 9 ноября 2005 г., решением № 5 24 сессии запорожского городского совета, вся земля Хортицы и островов Байды, Дубового, Розстёбного, Трёх Стогов, скал Средней и Близнецов, а также Урочища Вырвы (всего 2359,34 га) передана в постоянное пользование Национальному заповеднику «Хортица» .