Таким образом, между уголовной ответственностью и уголовно-правовым отношением существует неразрывная связь, проявляющаяся в том, что они порождаются одним и тем же юридическим фактом (совершением преступления), возникают в одно и то же время (с момента совершения преступления) и прекращаются одновременно (с момента полной реализации уголовной ответственности или с момента освобождения виновного от уголовной ответственности).
Общемировые гуманные идеи в отношении детской преступности долгое время не приживаются в России, формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий.
В царской России действовали специальные суды для несовершеннолетних. Первый появился в 1910 г. в С.-Петербурге, затем подобные суды были созданы во всех крупных городах. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующие данные: за период 1898-1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и 8442 – в тюрьмы и арестные дома.
В досоветском уголовном законодательстве России содержались специальные уголовно-правовые нормы об ответственности несовершеннолетних: в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. – об обстоятельствах, уменьшающих вину и строгость наказания несовершеннолетних, в Уголовном уложении 1903 г. – об особенностях вменения в вину и наказания несовершеннолетних. В России впервые положение об исправительных приютах, куда должны были помещаться малолетние преступники, было включено в Устав уголовного судопроизводства (1864 г.). То же содержалось и в Уставе о наказаниях, применяемых мировыми судьями, а затем в Уложении 1899 г. и, наконец, в начале 1867 г. были приняты «Правила об исправительных приютах». В 1912г. в России уже работали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону. Основной мерой наказания был попечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы в особое отделение мировых судей. Судья, рассматривающий дело единолично, избирался населением судебного округа[8].
В Российской Федерации с 90-х гг. XX в. началась разработка вопросов отечественной ювенальной юстиции. Важнейшее отличие ювенального правосудия в том, что оно рассматривает ребенка не как объект для репрессии, а как субъект реабилитации. В центре внимания ювенальной юстиции — ребенок и его проблемы, а не ведомственная отчетность, требуемая нормами права. Данный подход позволяет избежать рецидива, уберечь оступившегося от криминальной жизни.
Уголовная ответственность несовершеннолетних — проблема не только российской правовой системы. Ювенальная юстиция— термин международный, главное звено системы правосудия в отношении несовершеннолетних граждан — суд по делам несовершеннолетних. Основными принципами ювенальной юстиции являются: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в судебном процессе данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осужденного и т.п., рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в закрытых судебных заседаниях, а также о преступных посягательствах на них), уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощенный (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб[9].
Первоначально ювенальная юстиция сформировалась в конце XIX в. в США и затем получила широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и других странах мира. В России, как указано выше, первый суд для несовершеннолетних был учрежден в 1910 г. в Санкт-Петербурге, а затем в Москве и других городах. Однако в годы советской власти проблемы ювенальной юстиции практически не рассматривались.
Однако, как следует из пособия «Innocentdigest», подготовленного Международным центром ЮНИСЕФ по проблемам развития ребенка во Флоренции (Италия), вопрос о формах организации правосудия по делам несовершеннолетних является спорным. Для его обсуждения необходимо располагать объективной информацией. На самом деле в международных стандартах не содержится прямого требования о создании специальных судов по делам несовершеннолетних. В большинстве стран подобные суды отсутствуют. Тем не менее, в этих странах суды всегда рассматривают дела несовершеннолетних в особых условиях (например, в закрытых заседаниях) и приговаривают их к иным и, как правило, более мягким мерам наказания, чем взрослых.
В то же время в международных стандартах более или менее ясно выражено положение о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989г.) закреплено, что «государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении». В Правилах ООН, касающихся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.), также говорится о необходимости повсеместного создания самостоятельной «системы правосудия в отношении несовершеннолетних».
1.3 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Действующее законодательство (Уголовный кодекс РФ в ред. от 8 декабря, 2003г.) предусматривает специальный раздел, посвящённый особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Основанная на принципе гуманизма, подобная практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, одобренному ООН (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г.)[10].
Введение специального раздела в УК РФ от 1996г. приводит, наконец, в соответствие нормы уголовного и уголовно-процессуального права. УПК России с 1951 г. содержит главу “Производство по делам несовершеннолетних”, в которой сосредоточены все нормы, относящиеся к особенностям таких процессуальных действий. Положительным является и то, что в УК РФ 1996г. впервые законодательно определено само понятие “несовершеннолетний”: лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать. Лица моложе четырнадцати лет – малолетние, старше восемнадцати – совершеннолетние.
Как и УК РСФСР 1960 г. действующий УК установил два возрастных уровня наступления уголовной ответственности. По общему правилу за совершение подавляющего большинства преступлений уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет. Только за некоторые преступления, общественная опасность и противоправность которых, как показывает многолетний опыт, очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет, уголовная ответственность наступает по достижении этого возраста.
Введение специального раздела не исключает возможности применения к несовершеннолетним некоторых статей УК, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания взрослых. Например, правила наказания по совокупности преступлений и приговоров, минимальные сроки лишения свободы и т.д. Главной особенностью, ранее не известной нашему законодательству, является предоставление права суду и следственным органам не привлекать к уголовной ответственности тех несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК)[11].
Введением в закон этого очень важного положения завершены многолетние теоретические дискуссии по проблеме уменьшенной вменяемости и её влиянии на ответственность лиц подросткового возраста. Принятый закон как бы перекидывает мостик к первым законодательным актам России после Октябрьской революции, воссоздаёт важное стратегическое направление в работе по превенции преступности несовершеннолетних – воспитание, лечение, социальное обеспечение и лишь затем – меры уголовной репрессии.
Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в УК таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигаются уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). “Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности”[12].