В исследованиях советских историков основное внимание уделялось продворянскому характеру политики правительства Екатерины II, усилению крепостного права и полицейских функций государства, сопротивлению крестьянства крепостнической политике самодержавия. Просвещенный абсолютизм Екатерины рассматривался как демагогия и лавирование в условиях разложения феодально‑крепостнического строя.
Современный взгляд на екатерининскую эпоху освободился от «классового подхода» и стал более взвешенным, учитывающим характер эпохи. В частности, в работах А.Б. Каменского и Н.И. Павленко взгляд на этот период в истории России весьма близок к оценкам дореволюционных историков.
Личность и деятельность самой Екатерины II, правившей Россией 34 года, оценивалась современниками и потомками также различно, порой даже диаметрально противоположно. Если нравственный облик императрицы в целом укладывается в слова В.О. Ключевского: «Проходим молчанием отзывы о нравственном характере Екатерины, которых нельзя читать без скорбного вздоха», то ее вклад во внутреннюю и внешнюю политику вызывает споры по настоящее время. По‑разному, например, трактуется понятие «просвещенного абсолютизма». Некоторые историки предпочитают называть его «просвещенным деспотизмом», а Екатерину – «просвещенным деспотом», и вообще ставится вопрос: применимо ли понятие «просвещенного абсолютизма» к правлению Екатерины?
В годы правления Екатерины II своего наивысшего расцвета достигает имперский характер России. Среди историков ведутся споры, насколько империя как форма организации человеческого сообщества отвечала интересам ее многонационального населения. Ряд историков считают, что империя являлась искусственным образованием, основанным на страхе покоренного населения и ее военной мощи. Другие придерживаются прямо противоположного мнения, отмечая, что такая форма государственности подрывала национальную обособленность населяющих ее народов и способствовала включению их в единый мировой процесс. Позднее император Николай I сказал: «Немец, финляндец, татарин, грузин – вот что такое Россия».
Короткое царствование Павла Петровича отличалось тем, что он во многом стремился действовать вопреки политике своей матери. Екатерина не любила сына и даже строила планы сделать императором своего внука Александра в обход Павла.
Став царем, Павел отстранил от службы большинство сподвижников Екатерины. Ему представлялось возможным пресечь все пороки екатерининского времени, «навести дисциплину» в дворянском сословии, облегчить налоговое бремя народа. Однако его царствование – пример того, как далеко расходятся замыслы и реальная действительность. Сохраняя добрую память о своем отце (Петре III), Павел ввел в армии прусские порядки, которые едко высмеивал А.В. Суворов. Страх перед Французской революцией заставлял царя проводить социальную политику, направленную на укрепление самодержавия. Равное бесправие всех сословий пред монархом казалось ему важным условием укрепления своей власти. Павел ограничил привилегии дворянства (самоуправление, свободный выезд за границу и въезд в Россию, освобождение от телесных наказаний и т. д.). Представление Павла о крестьянском благополучии было связано с нахождением крестьян под властью помещиков. Мелочная регламентация всего и вся в годы правления Павла временами достигала абсурда: он запретил употреблять слова, напоминавшие о Французской революции (гражданин, клуб, отечество и т. п.); специальным указом императора жители города должны были гасить свет в определенное время; запрещено было танцевать вальс, носить бакенбарды и т. п.
Только один закон Павла имел важные последствия для государственной власти и страны. В 1797 г. было принято «Учреждение об императорской фамилии», которое регламентировало порядок наследования престола (от отца к старшему сыну). Кроме того, следует отметить деятельность «Комиссии для составления законов Российской империи», преобразованной из бездействующей екатерининской комиссии. Перед ней была поставлена задача упорядочить российское законодательство. За время правления Павла I этой комиссией был собран обширный законодательный материал и составлены предварительные планы кодификации законов.
Крутые повороты во внутренней и внешней политике, ограничения привилегий дворянства вызвали недовольство Павлом, прежде всего в петербургском обществе. Один за другим зрели заговоры. Наконец, в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. группа заговорщиков убила царя. Императором стал старший сын Павла – Александр, знавший о заговоре против отца.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
Большинство дореволюционных историков определяли этот период как «царство страха», когда борьба с сословными привилегиями привела к резкому ограничению элементарных человеческих прав, а порядок и дисциплина зависели от каприза самодержца. Политику Павла характеризовали как желание все делать наперекор Екатерине. Ряд историков даже считали Павла Петровича сумасшедшим (С.Ф. Платонов, М.К. Любавский и др.). Хотя высказывался и прямо противоположный взгляд. Д.А. Милютин отмечал значение военных реформ Павла в наведении порядка в управлении армией. М.В. Клочков рисовал облик Павла как благородного рыцаря, защитника простого народа, которого невзлюбило дворянство. Некоторый романтический флер личности Павла придавало его увлечение средневековым рыцарством, а также прямые аналогии между ним и шекспировским Гамлетом («русский Гамлет» – это о нем).
Советская историография, отмечая эксцентричность в поведении Павла, отвергая дореволюционную точку зрения на широкий характер репрессий в отношении дворянства, в целом считала правительственную политику того времени продолжением прежней, продворянской и крепостнической, хотя и несколько иными средствами (С.Б. Окунь). Н.Я. Эйдельман называл политику Павла «непросвещенным абсолютизмом».
Ряд современных историков (Е.В. Анисимов, Е.В. Каменский) политику Павла рассматривают как противоречивую, а самого императора – как одну из самых загадочных фигур русской истории. Появились и явно апологические работы, например, Г.Л. Оболенского.
Реформируя государство, Петр I не мог не затронуть и церковь. Как носитель государственной идеи Петр не допускал самостоятельности духовенства, среди которого было значительное число противников реформ. Его сподвижником в реформировании церкви был Феофан Прокопович.
В 1700 г. умер патриарх Адриан. Петр не желал избрания нового патриарха и назначил местоблюстителем патриаршего престола преданного ему западнорусского митрополита Стефана Яворского. В 1718 г. при замене приказов коллегиями была создана Духовная коллегия, или Святейший Синод (см. Синод), который сменил патриаршество. С учреждением Синода церковь окончательно была включена в систему государственного аппарата и подчинена самодержавной власти.
Кроме того, Петр передал в руки чиновников монастырское управление. Без царского указа было запрещено постригать в монахи и монахини новых послушников. А мужчин в возрасте до 30 лет вообще было запрещено принимать в монастыри. В петровское время естественную убыль монахов восполняли, как правило, отставные солдаты.
В начале царствования Екатерины II была проведена секуляризация церковных земель. У церквей и монастырей были изъяты земельные владения в пользу государства. Около 2 млн так называемых монастырских крестьян из ведения духовенства были переданы в управление Коллегии экономии. Ранее принадлежащие духовенству крестьяне стали называться экономическими (управляемые Коллегией экономии), а позднее их перевели в разряд государственных крестьян. Их положение несколько улучшилось, поскольку правительство заменило им барщину денежным оброком в пользу государства, что развязало хозяйственную инициативу крестьянства. Кроме того, экономическим крестьянам была передана часть монастырской земли.
Таким образом, в XVIII столетии завершилась политическая и экономическая борьба между «священством» и «царством» в пользу последнего.
Персоналии
Екатерина II Великая (урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт‑Цербстская) (1729–1796)– российская императрица в 1762–1796 гг. Родом из Пруссии. Отец – князь Христиан Август, генерал прусской службы. Мать – княгиня Иоганна Елизавета, урожденная принцесса Шлезвиг‑Голштинская. В Россию прибыла в феврале 1744 г. по приглашению Елизаветы Петровны для бракосочетания с наследником престола Петром Федоровичем. Приняла православие. Венчалась в августе 1745 г. В 1754 г. родила сына Павла (будущего императора Павла I). С мужем сложились напряженные отношения. Летом 1762 г. он неоднократно заявлял о необходимости отправить жену в монастырь. Екатерина возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, провозгласив себя правящей императрицей. Екатерина II была прекрасно образована, поддерживала переписку с виднейшими представителями европейской культуры. Оказывала всяческое содействие развитию культуры, науки, образования в России. Она была умной, деловой, энергичной, честолюбивой и хитрой женщиной. Уже находясь на престоле, она неоднократно заявляла, что является преемницей Петра I; подчеркивала свою «русскость»; проявляла набожность; совершенствовалась в познании русского языка; подчеркивала необходимость следовать лучшим традициям народа. Понимая, что «кровных» прав на престол она не имеет, стремилась опереться на высшие слои дворянства и духовенства. Опасаясь законного претендента на трон – своего сына Павла (с точки зрения традиций престолонаследия), она на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона. С рождением внука Александра неоднократно заявляла о намерении передать власть ему, минуя сына.