Сильно поредевшая французская армия с трудом добралась до Смоленска, а далее уже четырьмя колоннами стала уходить из России. Завершила поход Наполеона трагическая переправа через Березину (19 ноября), где французы только погибшими потеряли более 20 тыс. Из 600‑тысячной армии, вторгшейся в июне в Россию, на родину разными путями добралось не более 30 тыс. С изгнанием французов из пределов России начался заграничный поход русской армии, завершившийся ее вступлением в Париж.
Время после окончания Отечественной войны в советской историографии было принято называть аракчеевщиной, по фамилии одного из ближайших помощников Александра I, А.А. Аракчеева. С его именем связывалась вся реакционная политика самодержавия после Отечественной войны 1812 г. Это не совсем верно. Направление политики зависело от Александра, Аракчеев в большой степени был только исполнителем замыслов императора.
Несмотря на то что война с Наполеоном потребовала значительных человеческих и материальных жертв, после 1812 г. в русском обществе господствовало приподнятое настроение, свидетельствующее о том, что страна вышла из страшного испытания обновленной, готовой для дальнейшего развития. Это подкреплялось военными успехами заграничного похода русской армии и надеждами на скорые политические перемены. Так, ближайшее окружение Александра было уверено в намерении императора дать России конституцию. Об этом свидетельствовал и факт предоставления конституции Царству Польскому, созданному на территории герцогства Варшавского и присоединенному к России. Одновременно среди правящих кругов набирали силу и консерваторы, считавшие, что победа в войне свидетельствует о необходимости сохранения прежних порядков. Военные революции в Италии и Испании, волнения в Семеновском полку укрепили и Александра в этой точке зрения и положили конец его конституционным колебаниям. Царь окончательно отказался от каких‑либо либеральных реформ в России.
Наиболее мрачной страницей царствования Александра стало создание военных поселений. Эта идея возникла у царя еще перед Отечественной войной. В 1816 г. он решил возобновить попытки проведения ее в жизнь. Первые военные поселения появились в Новгородской губернии, где находились имения Аракчеева. Он и возглавил организацию и руководство военными поселениями. Главной их задачей было уменьшить расходы на содержание армии. С этой целью часть государственных крестьян передавалась в ведение военного ведомства. Такие крестьяне освобождались от обычных податей в казну и за это должны были комплектовать и сами содержать воинские части. Хотя правительство пыталось помочь военным поселениям ссудой, скотом, инвентарем, жизнь военных поселенцев строго регламентировалась и находилась под постоянным контролем начальства. Несмотря на определенные материальные выгоды, крестьяне относились к военным поселениям с ненавистью и считали их худшим проявлением крепостного права.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
В русской и советской историографии главный спор велся по вопросам о том, насколько искренен и серьезен был император Александр в своих либеральных устремлениях и какие цели он при этом преследовал; почему большинство из задуманных реформ первой четверти ХIХ в. не были реализованы. Причем, если дореволюционные историки во многом связывали крах реформаторской деятельности с господством рабских отношений в России того времени (В.О. Ключевский) или с личными качествами Александра (С.Ф. Платонов), то большинство советских историков полагали, что либеральные взгляды и планы реформ Александра либо являлись прикрытием консервативной политики, либо, в конечном итоге, служили укреплению крепостнических порядков. Так, С.Б. Окунь отмечал, что только конкретные обстоятельства в начале ХIХ в. заставляли царизм встать на путь внешнего либерализма и разговоры о неприемлемости самовластия должны были в конечном итоге способствовать укреплению абсолютизма. Характерное для дореволюционной историографии противопоставление двух периодов правления Александра – либерального и консервативного – многие советские историки вообще отвергали (А.В. Предтеченский, Н.П. Еропкин, А.П. Бажова), считая политику правительства Александра в целом не менее реакционной, чем политика его отца. Современные же исследователи, в частности С.В. Мироненко, М.М. Сафонов, считают либерализм и увлечение Александра конституционными планами весьма серьезными.
Война 1812 г. способствовала росту патриотизма, национального самосознания. Заграничный поход русской армии открыл для мыслящих офицеров более совершенное устройство европейских государств. Между тем в России и после победоносной войны господствовали крепостнические порядки, а конституционные иллюзии таяли. Результатом этого стал рост оппозиционных настроений в среде дворянской интеллигенции, и прежде всего среди офицеров, участников Отечественной войны.
Первые тайные общества возникли из самых разных объединений: офицерской артели, бывшей своеобразным клубом офицеров Семеновского полка, масонских лож, литературных кружков.
В 1816–1817 гг. возникает «Союз спасения», известный также под названием «Общество верных и истинных сынов Отечества». У его истоков стояли известные в будущем лидеры декабристского движения: И.Д. Якушкин, братья М.И. и А.С. Муравьевы‑Апостолы, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель. В 1818 г.на основе этого общества возникла новая, более обширная организация – «Союз благоденствия». Основной целью Союза было формирование общественного мнения, необходимого для ликвидации самодержавия и крепостного права. Однако радикальную часть организации не устраивали такие способы достижения целей обществом, они хотели более быстрых и решительных действий.
В январе 1821 г.«Союз благоденствия» формально был распущен, чтобы освободиться от умеренных, колеблющихся и случайных людей. В 1821–1822 гг.на основе «Союза благоденствия» возникли новые декабристские организации – Южное общество на Украине во главе с П.И. Пестелем и Северное общество в Санкт‑Петербурге, которое сначала возглавил Н.М. Муравьев, а затем ведущую роль в нем играл К.Ф. Рылеев. Общества поддерживали тесные контакты между собою и считали себя единой организацией. В 1822–1825 гг. основным содержанием деятельности декабристов была разработка конституционных проектов и плана военного восстания. Так возникли «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. Оба документа предполагали немедленную отмену крепостного права и сословных привилегий. В отличие от «Русской правды», по которой Россия должна была стать республикой, в «Конституции» Муравьева провозглашалась ограниченная монархия. В целом «Русская правда» была более тщательно разработанным и радикальным документом переустройства общества.
Выступление декабристов было намечено на лето 1826 г., но неожиданная смерть Александра I в ноябре 1825 г. ускорила развитие событий. В России возникла ситуация междуцарствия. Еще при жизни Александра, у которого не было детей, наследник, второй сын Павла I – Константин отказался от престола. По не совсем понятным причинам отречение Константина хранилось в тайне; о нем знал только узкий круг высших сановников. Поэтому сразу же после смерти Александра императором был провозглашен Константин, ему присягнули народ и армия. В витринах магазинов появились портреты нового царя, даже успели отпечатать некоторое количество монет с профилем Константина. Однако Константин (он был наместником в Царстве Польском и жил в Варшаве) престол не принимал, а третий сын Павла, Николай, без официального отречения брата не решался провозгласить себя императором. Возникла крайне напряженная ситуация. Наконец Николай решился и, не дожидаясь официального отречения Константина, назначил вторую присягу в войсках петербургского гарнизона на 14 декабря. Междуцарствие, вторая присяга, которую в войсках называли переприсягой, были малопонятны и раздражали армию и население. На этот день – 14 декабря 1825 г. –декабристы и назначили свое выступление в Санкт‑Петербурге. Они планировали вывести восставшие войска на Сенатскую площадь, заставить Сенат помешать присяге новому императору и немедленно объявить о введении в стране конституционного правления. Однако выжидательная тактика восставших, их малочисленность (всего удалось вывести на площадь не более 3,5 тыс. солдат), трусость руководителя («диктатора») восстания С.П. Трубецкого и ряд других обстоятельств привели к поражению восстания в тот же день.
Спустя две недели восстало Южное общество. С.И. Муравьев‑Апостол и М.П. Бестужев‑Рюмин (Пестель уже был арестован) подняли Черниговский полк. В течение недели восставший полк пытался привлечь на свою сторону другие воинские части. Однако их надежды не оправдались, и в начале января 1826 г. правительственные войска подавили и это выступление. Николай начал свое царствование с жестокой расправы над участниками восстания.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
Дореволюционные историки характеризовали восстание декабристов как мятеж, военный заговор или оценивали его как попытку верхушечного переворота группы молодых офицеров, целью которого было установление конституционной монархии, а радикальной части движения – даже и республиканского строя в России (Н.К. Шильдер, С.Ф. Платонов). В советской историографии военное выступление декабристов определялось как начало революционного движения в России. Согласно ленинской периодизации, это был первый, дворянский, этап революционного движения, закончившийся поражением из‑за классовой ограниченности дворянских революционеров, которые были «слишком далеки от народа». М.В. Нечкина, Н.М. Дружинин и другие советские историки анализировали истоки, характер и причины поражения восстания 14 декабря 1825 г., основываясь на ленинской периодизации революционного движения. Позднее Н.Я. Эйдельман рассматривал восстание декабристов как своеобразную попытку «революции сверху», направленную на модернизацию России. Современные историки рассматривают движение в неразрывной связи с той частью русского общества первой четверти XIX в., которая осознала необходимость модернизации страны. На него повлияли те либеральные идеи, которые исповедовал в начале царствования Александр I, но которые остались пустыми разговорами, особенно нетерпимыми в условиях аракчеевщины. Отмечается также, что определенную роль в движении декабристов сыграл их романтизм и честолюбивые устремления (Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский).