Смекни!
smekni.com

История России с древнейших времен до конца XX века (стр. 59 из 92)

Внешняя политика в годы войны

«Всякий, кто сражается против Германии, – друг Англии», – сказал премьер‑министр Великобритании У. Черчилль, когда узнал о фашистском нападении на СССР. Тяжелое положение на фронтах заставило советское руководство на время забыть идеологические разногласия и установить тесные контакты с государствами антигитлеровской коалиции. В августе – сентябре 1941 г. были заключены экономические соглашения с Англией и США, предусматривавшие выдачу СССР беспроцентных кредитов и договоренность о военных поставках по лендлизу.В октябре 1941 г., в тяжелые дни боев под Москвой, Сталин просил союзников немедленно открыть второй фронт и направить в Архангельск 25–30 англо‑американских дивизий. Такой помощи Англия и США тогда оказать не могли, но и не оставили в беде своего союзника. В самые тяжелые месяцы боев с октября 1941 г. по июнь 1942 г. Красная армия получила от Запада 3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков, 20 тыс. автомобилей. Поддерживая постоянные контакты с Лондоном и Вашингтоном, советское руководство кроме экономической помощи получало еще и политическую поддержку, а также разведывательную информацию.

Следует отметить конференции «Большой тройки», состоявшиеся в период войны. Первая встреча руководителей СССР, США и Великобритании состоялась в Тегеране в конце ноября 1943 г. В это время Советская Армия после Сталинградской битвы и сражения под Курском полностью захватила стратегическую инициативу. Главной темой обсуждения в Тегеране был вопрос об ускорении окончательного поражения гитлеровской Германии. Сталин настаивал на открытии второго фронта. Разногласия вызвало определение места высадки англо‑американского десанта. Советская сторона, поддержанная Рузвельтом, предлагала территорию Северной Франции. Черчилль же настаивал на том, чтобы высадить основные силы в Италии и Греции, планируя отсечь Советскую армию от Восточной Европы. Было принято компромиссное решение высадить экспедиционные армии союзников в обоих регионах не позднее мая 1944 г. На Тегеранской конференции Т. Рузвельт и У. Черчилль фактически признали аннексию Советским Союзом прибалтийских республик, а также советские притязания на Кенигсберг и Восточную Пруссию.

В том же составе «Большая тройка» встретилась на конференции в Ялте в феврале 1945 г., когда уже не вызывала сомнений близость победы над Германией. Поэтому главными были вопросы о послевоенном устройстве мира. Было принято соглашение о создании международной организации для разрешения международных проблем – ООН. Была определена восточная граница Польши. Германию разделили на три оккупационные зоны, где военные администрации стран‑победительниц должны были проводить политику «трех Д»: демилитаризацию, денацификацию, демократизацию. Сталин подтвердил данное в Тегеране обещание начать военные действия против Японии через два‑три месяца после германской капитуляции в обмен на присоединение к СССР Южного Сахалина и Курильских островов.

После ликвидации общего врага разногласия между союзниками обострились. На последней конференции в Потсдаме в июле–августе 1945 г., когда пост умершего в апреле президента США Т. Рузвельта занял Г. Трумэн, а проигравшего выборы У. Черчилля уже в ходе конференции сменил премьер‑министр К. Эттли, дело дошло до атомного шантажа со стороны Соединенных Штатов. Однако большинство вопросов: о репарациях с Германии, польской границе и др. – были решены в пользу СССР. В целом поддержка союзников сыграла большую роль в победе Советской Армии в Великой Отечественной войне. Направляемая по лендлизу по северным морям, через Ирак и Дальний Восток помощь внесла ощутимый вклад в боевое обеспечение советских частей. Вот несколько цифр, отражающих объем этой помощи. За годы войны из США и Великобритании в СССР поступило 13 тыс. танков (21 % от общего количества поступивших на вооружение), 22 тыс. самолетов (23 %), 427 тыс. автомобилей (почти весь автопарк), 370 т взрывчатых веществ (38 %). Почти целиком были обеспечены потребности СССР в паровозах, вагонах, кабеле, проводах, каучуке и т. д., что давало возможность советской промышленности сосредоточиться на чисто военном производстве.

Причины и цена победы

Разгром фашистской Германии был результатом усилий многих стран, но основной вклад в победу внесли народы Советского Союза. Они же заплатили за нее самую большую цену. На 1 января 1941 г. население СССР насчитывало 196,6 млн человек, а на начало 1946 г. – 167 млн. По официальным данным, война унесла более 27 млн. жизней. Это в 40 раз больше потерь Британии и в 70 – США.

Огромным было число погибших советских военнослужащих – 14,7 млн бойцов и командиров. Немецкие вооруженные силы потеряли на советско‑германском фронте 2,9 млн. Соотношение определяется приблизительно как 5 к 1 не в пользу Советской Армии. В основе стратегических успехов лежали миллионы жизней солдат и офицеров, добившихся победы над врагом. Их гибель за родину вызывает почтительное чувство, но в свете приведенных цифр нельзя не указать на причины такого положения. Большинство историков считают главной причиной не столько профессиональное превосходство немецкого солдата, сколько некомпетентность Верховного Командования Вооруженных Сил Советского Союза. Высшее руководство воспринимало солдат как «пушечное мясо». По их мнению, главное предназначение бойца – умереть за Родину. Слова «взять, не считаясь с потерями» звучали рефреном большинства отдаваемых сверху приказов. Причиной больших потерь была также слабая подготовка пополнения, когда в бой отправляли необученных солдат. Поэтому успехи на фронте достигались ценой огромного числа солдатских жизней, за каждой из которых стояла своя судьба.

Среди причин победы советского народа в Великой Отечественной войне можно указать следующие: огромные мобилизационные способности СССР (население и ресурсы); героизм войск и тружеников тыла; способность общественной системы действовать в экстремальной ситуации, концентрируя все силы для достижения цели; подъем патриотизма, огромные пространства и непривычные для немцев климатические условия, помощь союзников.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

О роли сталинского режима в обеспечении победы в Великой Отечественной войне.

Этот вопрос носит идеологический характер. Доводы историков – сторонников сталинской политики заключаются в апологии «порядка», который дисциплинировал народ. Согласно этому направлению в историографии, только страх перед властью способствовал успеху. И если бы Сталин был не столь волевым и жестоким человеком, способным на любые жертвы, то СССР оказался бы порабощенным фашистским агрессором. То есть победа стала возможной благодаря жесткой власти.

Сторонники альтернативной позиции (Б. Соколов) считают, что политика тоталитарного режима, когда оценка ситуации одним человеком и его воля были определяющими для почти 200‑миллионного населения огромной страны, способствовала возникновению международного конфликта. Иными словами, если бы Сталин не пошел на союз с Гитлером, тем самым развязав фюреру руки для нападения на Польшу, мировой войны могло бы не быть вовсе. В ходе Великой Отечественной войны проявилась традиционная сила российского народа, которую власть подавляла в мирное время, но из чувства самосохранения вынуждена была отпустить в пору тяжелых испытаний. То есть советский народ вышел победителем вопреки тоталитарному режиму.

Персоналии

Баграмян Иван Христофорович (1897–1982) – советский военачальник, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой войны. В Красной Армии с 1920 г. Способствовал установлению советской власти в Армении и Грузии. В Великую Отечественную войну – начальник штаба ряда фронтов, командующий армией, фронтом. Войска под его командованием участвовали в Курской битве, в операции «Багратион», в Восточно‑Прусской операции. После войны – заместитель министра обороны, начальник Тыла Вооруженных Сил СССР.

Василевский Александр Михайлович (1895–1977) – советский военачальник, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны командовал различными военными операциями. Во время Сталинградской битвы сыграл большую роль в разработке и осуществлении плана контрнаступления; как представитель Ставки осуществлял взаимодействие между Воронежским и Степным фронтами в Курской битве, руководил штурмом Кенигсберга. Под руководством Василевского проведена Маньчжурская наступательная операция по разгрому Квантунской армии.

Ватутин Николай Федорович (1901–1944) – советский военачальник, Герой Советского Союза. В ходе Великой Отечественной войны командовал войсками нескольких фронтов, которые участвовали в Сталинградской и Курской битвах, в освобождении Левобережной Украины. Генерал армии. Умер от тяжелого ранения в 1944 г.

Говоров Леонид Александрович (1897–1955) – советский военачальник, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. В Красной Армии с 1920 г. В Великую Отечественную войну командовал армией, Ленинградским фронтом. Затем – Главный военный инспектор Вооруженных Сил, заместитель министра Вооруженных Сил СССР. Главнокомандующий войсками ПВО, зам. министра обороны СССР.

Ерёменко Андрей Иванович (1892–1970) – военачальник, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза. В Великую Отечественную войну командовал армией и войсками ряда фронтов. Войска под его руководством успешно действовали в Московской и Сталинградской битвах. Затем командовал военными округами, был Генеральным инспектором Министерства обороны.

Жданов Андрей Александрович (1896–1948) – советский партийный и государственный деятель. С 1934 г. – секретарь ЦК, одновременно первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). Член Военного совета Северо‑Западного фронта в период советско‑финской войны (1939–1940). В Великую Отечественную войну – член Военного совета Северо‑западного направления и до 1944 г. – Военного совета Ленинградского фронта. С 1944 г. – секретарь ЦК ВКП(б), главный идеолог страны. При его участии были приняты постановления 1946–1948 гг. в области литературы и искусства, а его именем («ждановщина») названа репрессивная идеологическая кампания против ученых и писателей.