В 1519 г. Густав Ваза бежал от Кристиана II в Любек, который оказал ему поддержку и помог переправиться в Швецию, а когда Густав Ваза поднял восстание, то Ганза открыто стала оказывать ему поддержку. Ганзейский флот опустошил Борнгольм, сжег Гельсингер, угрожал Копенгагену и помогал при осаде Стокгольма. 21 июня 1523 года датский комендант города поднес ключи от города ганзейскому адмиралу, который в свою очередь передал их Густаву Вазе, уже ставшему Густавом I. Густав в награду за оказанную помощь предоставил Ганзе значительные привилегии.
Еще до этого, при поддержке Любека, в Ютландии был избран датским королем, вместо Кристиана II, Фридрих I Голштинский. Ганзейский флот завоевал для него Зеландию и помог при осаде Копенгагена, который сдался 24 апреля 1524 года; таким образом и датский король попал в свою столицу и вступил во владение своим царством при содействии Ганзы[33].
Кристиан II через несколько лет при помощи Голландии вновь сделал попытку завоевать Норвегию, однако Ганза немедленно выслала против него флот, которому удалось принудить Кристиана к сдаче. Таким образом ганзейский флот помог Густаву Вазе взойти на шведский престол и ввел его в столицу, содействовал свержению Кристиана II и вступлению на престол вместо него Фридриха I, затем он же вторично сверг Кристиана II и помог обезвредить его. Однако это была последняя вспышка ганзейского морского могущества.
Еще до этого последнего похода против Кристиана II, в 1500 г. в Любеке возникли волнения, имевшие целью свергнуть патрицианское городское управление; оба бургомистра бежали, и предводитель движения, Юрген Вулленвебер взял на себя и руководство Ганзой. Все его старания были направлены на то, чтобы восстановить морское господство Любека и, путем устранения других народов, в особенности Голландии, закрепить за Любеком монополию торговли в Балтийском море.
С этой целью он начал войну против Голландии и потребовал, чтобы Дания и Швеция вступили в войну против Голландии. Однако Густав I отобрал у Ганзы все дарованные ей раньше привилегии.
В 1543 г. Вулленвебер успешно начал войну. Он напал на Голштинию и разорил ее, а затем с 21 кораблем направился в Копенгаген, обложил его, захватил множество датских и шведских кораблей и разграбил голландские суда. Копенгаген сдался, при чем и датский флот перешел на его сторону; маленькие датские острова, а также Скония присоединились к нему, а крестьяне повсеместно взбунтовались против дворян.
В это время дворянство в Ютландии выбрало Кристиана Голштинского датским королем под именем Кристиана III, а предводитель голштинского дворянства, граф Ранцау, немедленно отправился к Любеку, обложил его, уничтожил большую плавучую батарею «Айзернер Хайнрих» и поставил город в такое тяжелое положение, что Вулленвебер должен был поспешно воротиться к Любеку. Освободить город от осады ему не удалось, и лишь посредством денежного выкупа он добился перемирия с Голштинией.
Вслед за тем Кристиан III и Густав I соединили свои войска, разбили в начале 1535 г. Маркса Мейера близ Гельсингборга и взяли его в плен. В мае 1535 г. они соединили вместе также и свои корабли, к которым присоединились еще и прусские и тогда соединенный флот разбил его 14 июня у Ассенса, в Малом Бельте. Через два дня союзный флот почти без боя захватил на рейде Свендборга 9 ганзейских кораблей и затем появился у Копенгагена, который в то же время был осажден Кристианом III с суши[34].
Значение Любека настолько упало, что после того, как Густав I уничтожил все привилегии Ганзы, Кристиан III, король датский, со своей стороны также перестал обращать на эти привилегии какое-либо внимание. В 1560 г. Германия утратила прибалтийские провинции, колонизация которых была начата ею 400 лет назад.
Что касается русского государства и его балтийской политики в XV веке, то, прежде всего, следует отметить, что после татарского нашествия у России остались выходы только к трем морям: Балтийскому, Баренцеву и Белому. В Балтийском море русские владели только небольшой береговой линией Финского залива.
Иван III обращал особое внимание на укрепление берегов Финского залива, принадлежавших России, и выстроил там крепости Ям и Копорье. В 1492 г. на границе с Эстонией, против Нарвы, был заложен новый город - Ивангород, сделавшийся важным торговым и стратегическим пунктом на северо-западной границе России. С этого времени русская торговля в Балтийском море в основном шла через новый порт, имевший одновременно значение передовой русской крепости на берегах Балтики.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
До XV века в течение более двухсот лет Балтика контролировалась Ганзейским союзом. С XV-го столетия ганзейский союз начал терять свою силу и развернулась борьба за господство на Балтийском море, в которую наиболее активно включились Голландия, Англия и Дания.
В 1468 г. Английский король отнял у Ганзы все ее привилегии. Внутренняя связь в ганзейском союзе окончательно распалась.
В 1520 г. Германия утратила богатую страну с побережьем от Эмса до Дюнкирка, с устьями Рейна, Мааса и Шельды, а в 1560 г. прибалтийские провинции.
Датский король начал покровительствовать нидерландской торговле в Балтийском море.
Что касается русского государства в XV веке, то в Балтийском море русские владели только небольшой береговой линией Финского залива. Иван III выстроил там крепости Ям и Копорье. В 1492 г. на границе с Эстонией был заложен новый город - Ивангород. С этого времени русская торговля в Балтийском море в основном шла через этот город, имевший одновременно значение передовой русской крепости на берегах Балтики.
ГЛАВА 2. балтийский вопрос в европейской политике второй половины XVI века
Переломный в истории Европы XVI век внес крупные изменения и в жизнь государств, расположенных в бассейне Балтийского моря. «Революция цен», рост городов, развитие мануфактурной промышленности, усиление армии и флота в государствах Западной Европы значительно увеличили спрос на продукты русского производства - лен, холст, коноплю, кожи, пушнину, на польское и литовское зерно, на продукцию датского животноводства и т.п. Повышенный спрос на эти товары способствовал развитию товарно-денежных отношений. Особенно большую роль в торговле между Востоком и Западом играл русский рынок, служивший для западноевропейских купцов источником огромных доходов. Борьба за русский рынок все более обострялась, а контроль над ведущими к нему торговыми путями через Балтику стал одной из актуальнейших проблем международных отношений. Как отмечает Х.Х. Круус, в этих торговых путях были заинтересованы, во-первых, ганзейские купцы, занимавшие до того монопольное положение в русской внешней торговле, во-вторых, проникшие сюда позднее нидерландские купцы и, наконец, государства Балтийского бассейна, переживавшие в то время период политической и экономической консолидации[35]. Дании, в которой в первой половине XVI в. успешно протекал процесс ликвидации феодальной раздробленности, удалась укрепить свое положение по отношению к Ганзе и обеспечить себе господствующую роль на Балтийском море, прочно удерживая Эресундский пролив.
Однако в этот период Швеция, прежде экономически отсталая страна, начала быстро догонять Данию. Стабилизация шведского государства при Густаве I Ваза создала необходимые предпосылки для агрессивной внешней политики его сыновей, имевшей своей целью добиться контроля над торговыми путями, ведущими в Россию, особенно в Финском заливе.
Кроме того, в Восточной и Центральной Европе одним из могущественных государств в начале XVI века являлась Польша-Литва. Польша открыла своим западным областям выход к Балтийскому морю, успешно завершилась и ее борьба против Тевтонского ордена, приведшая в 1525 г. к образованию прусского герцогств – вассала Польши[36]. Однако у Польско-Литовского государства сложились напряженные отношения с Русским государством вследствие захвата значительных русских, белорусских и украинских земель. Второй партнер унии - Великое княжество литовское – также добивался для своих северо-восточных районов выхода к морю по Даугаве.
Как отмечает Х.Х.Круус, «перед Россией в значительно более острой форме, чем перед прежними боярскими республиками северо-западной Руси – Новгородом и Псковом – встал вопрос о выходе к Балтийскому морю. На пути к этой цели ей противостояли Швеция, Ливонское орденское государство и Польша-Литва»[37].
Благодаря своему географическому положению Ливония занимала в барьере против России наиболее выгодные позиции, к тому же находившиеся на ее территории ганзейские города (Рига, Таллинн, Тарту) отстаивали свои монопольные позиции в торговле с Россией. После безуспешных дипломатических переговоров с ливонскими властями Русское государство во время царствования Ивана IV попыталось прорвать этот барьер силой, избрав для этого наиболее уязвимое звено -Ливонию. Так началась Ливонская война 1558-1583 гг.[38], которая велась за выход к Балтийскому морю Иваном Грозным против Ливонии (Ливонского ордена), Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 г. - Речи Посполитой).
В 1558 г. московские войска вступили в Ливонию. Ливонский орден оказался не в силах оказать им сопротивление и распался. Эстляндия предалась Швеции, Лифляндия - Польше; орден удержал лишь одну Курляндию. Русский царь покорил Нарву и Дерпт (1558 г.) и запретил Ганзе судоходство в Лифляндии; Эстляндия была завоевана Эриком XIV, королем шведским, который не признавал Ганзы, а Курляндия подпала под власти Польши.
К 1561 г. Ливонский орден был окончательно разбит. Русскими войсками были заняты города Нарва, Дерпт, Полоцк, был осажден Ревель[39].
С этого времени «балтийский вопрос» вступил в новую фазу. Во второй половине XVI в. вокруг Восточной Прибалтики столкнулись интересы всех крупнейших государств, расположенных в бассейне Балтийского моря.