1. Могилев. История.
§1.1. Введение.
§1.2. Легенды об основании Могилева.
§1.3. Дальнейшая судьба Могилева.
§1.4. Торговля в Могилеве. Купеческая верхушка.
§1.5. Население Могилева.
§1.6. Магдебургское право.
§1.7. Брестская церковная уния.
§1.8. Русско-польская война 1654 — 1667 г.г.
§1.9. Легенда о Радзивиллах.
§1.10. Северная война 1700 — 1721 г.г.
§1.11. От православия к униатству.
§1.12. Война с Наполеоном. Участие Могилева.
§1.13. Декабристы в Могилеве.
§1.14. Национально-освободительное восстание.
§1.15. Отмена крепостного права.
§1.16. Революция 1905 — 1907 г.г. События в Могилеве.
§1.17. Первая мировая война.
§1.18. После Февральской революции…
§1.19. После Октябрьской революции…
2. Могилев. В годы Великой Отечественной войны.
§2.1. Введение.
§2.2. Буйничское поле. Оборона Могилева.
§2.3. Массовая борьба против захватчиков.
§2.4. Операция «Багратион». Освобождение Могилева.
3. Могилев. История одного здания.
4. Могилев. Исторический центр города.
5. Могилев. Административное деление.
1. Могилев. История.
§1.1. Введение.
Для современного человека какой-то особой, неповторимой романтикой проникнуты мысли о древних эпохах. Сначала первобытные люди научились охотиться, добывать огонь; в эпоху мезолита появились лук и стрелы, дикая собака была приручена и стала верным другом и помощником. Трудно поверить, что уже в эти незапамятные времена на территории нашего родного города жили люди. Но археологи нашли места стоянок первобытного человека. Одно из них находилось на восточной окраине современного Могилева (поздний мезолит, VI — V тыс. до н.э.). А там, где сейчас расположен парк им. Горького, было некогда городище Могила (V век).
В X веке территория современного Могилева вошла в состав Киевской Руси. Но город Могилев, о котором пойдет речь, был основан значительно позже. С его возникновением связаны многочисленные легенды, передающиеся из уст в уста, из поколения в поколение.
§1.2. Легенды об основании Могилева.
Одна из легенд связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). В 1267 году на излучине Днепра при впадении в него речки Дубровенки по велению князя был построен замок. Возле этого строения стали селиться рыбаки, ремесленники и торговцы. С той поры многое изменилось, не стало старого замка. В последний раз его сожгли в 1595 году польские паны. Археологам так и не удалось обнаружить следы этого замка.
Некоторые исследователи считают, что название Могилева происходит от имени Полоцкого князя Льва Владимировича (Льва Могучего).
Но есть еще одна легенда — самая известная. Она тронула сердце народного поэта Белоруссии Янки Купалы, и он написал поэму «Могила Льва». Легенда рассказывает, что на том месте, где сейчас раскинулся город, когда-то шумели дремучие и непроходимые леса, в те далекие времена они дали приют богатырю Машеке, у которого боярин-самодур отнял невесту. Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду, за слезы народа всем богачам-угнетателям. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган.
„… И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
„Могилой льва“ народ прозвал.
Над нею — скоро иль не скоро —
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилев.“
§1.3. Дальнейшая судьба Могилева.
Начиная с XIV века Могилев входил в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ). В конце этого же века город перешел во владения Ядвиги — жены польского короля и великого князя литовского Ягайло. В народе существует множество легенд об этой женщине… Одна из них такова:
ВКЛ необходимо было сблизиться с Польшей, чтобы избежать внешней опасности. Одним из условий объединения была женитьба 36-летнего Ягайлы на 13-летней Ядвиге. Но девушка с четырех лет была помолвлена с австрийским герцогом Вильгельмом, любила его и в 12 лет должна была стать его женой. Свадьба чуть не состоялась, но в последний момент в Краковский замок ворвались польские феодалы. Им удалось убедить Ядвигу, что ее жертва необходима во благо Польши.
В 1386 году состоялась свадьба Ягайлы и Ядвиги. Девушка дала свое согласие при одном условии. Об этом повествует исторический анекдот. Дело в том, что перед свадьбой злые языки нашептали Ядвиге, что тело будущего мужа посечено в боях, и он от полученных ран не может быть отцом. Ядвига направила своего посланника к Ягайле с тайной целью проверить правдивость слухов. Ягайло, который вскоре догадался о цели визита, пошел с посланником в баню, где тот мог удостовериться в здоровье будущего короля. В браке Ядвига так и не подарила мужу детей, хотя он прожил с нею 13 лет.
Ягайло в будущем женился еще трижды, и только последняя жена — 16-летняя Софья Ольшанская, родила ему сыновей, в том числе и будущего великого князя литовского и короля польского Казимира.
В 1503 году Могилев был пожалован в пожизненное владение Елене Иоанновне — жене польского короля и великого князя литовского Александра.
В 1514 году город был отдан во владение Ю. Зеновичу.
§1.4. Торговля в Могилеве. Купеческая верхушка.
В середине XVII века в Могилеве было множество торговых лавок, которые принадлежали товаропроизводителям. Торговлей в городе занимались купцы. В их кругах появилась правящая верхушка. Ее еще называли купеческим братством. Это объединение пыталось добиться монополии на городском рынке.
Могилев издавна занимал выгодное географическое положение. Здесь с шумом уносил вдаль свои воды Днепр, здесь же пересекались важнейшие торговые пути. И, несомненно, торговцы, пользуясь этим подарком природы, стремились наладить связи с разными городами. В самых близких городах и местечках купцы освобождались от уплаты пошлин. Что же касается общего количества городов, с которыми поддерживались связи, то их было — более 60.
§1.5. Население Могилева.
Население Могилева было неоднородным по социальному составу и имущественному положению. Самыми состоятельными представителями по праву можно считать шляхту и духовенство, а также замковую администрацию.
Шляхта обладала исключительным правом на владение землей, была освобождена от большинства податей. Во время правления Казимира она ко всему прочему получила и право вершить суд над подданными в своих имениях.
Духовенство занималось выполнением религиозных мероприятий. Оно пользовалось многими вольностями шляхты. И все же положение представителей этого класса сильно колебалось. Это зависело от господствующей религии. Так, до конца XIV века доминировало православие, после чего оно уступило место католичеству вплоть до XVIII века. Стоит ли говорить и о том, что священники и псаломщики не могли равняться на представителей более высоких рангов (епископов, митрополитов, архимандритов). Основной группой населения были мещане, жители городов. Это и купцы, и ремесленники, и домовладельцы, цеховые и не цеховые мастера, средние торговцы. Сюда же нужно отнести и городскую бедноту: подмастерьев, учеников и мелких торговцев, слуг, поденщиков, наймитов. Долгое время они выполняли те же повинности, что и крестьяне, и даже порой вместе с крестьянами. Все изменилось лишь в XVI веке — с введением отдельного от волости городского управления — войтовства.
В 1569 году, на основании Люблинской унии между Великим Княжеством Литовским и Польшей, Могилев вошел в состав вновь образованного государства Речи Посполитой.
§1.6. Магдебургское право.
В 1592 году Могилев получил малое Магдебургское право. Как символ самоуправления и вольности торговли на площади была построена городская ратуша. В 1606 году восставшие ремесленники под руководством Стахора Митковича распахнули двери ратуши и магистрата, разогнали шляхецкое управление и захватили власть в свои руки. Только через четыре года панам и шляхте удалось подавить восстание. Они жестоко расправились с теми, кто с оружием в руках выступал против насилия и гнета.
§1.7. Брестская церковная уния.
1596 год является годом своеобразной церковной реформы. На территории Речи Посполитой оформилось объединение православной и католической церквей.
В это время в Белоруссии обострилась церковная борьба. Своеобразной формой религиозно-политического движения были православные братства, куда входили преимущественно ремесленники, торговцы, а также духовенство и шляхта. Братство скорняков Могилева, созданное в 1589 году, было одним из первых в Белоруссии. Известны братства при церквях Святого Спаса, Преображенской, Богоявленской и Крестовоздвиженской. Братства сыграли огромную роль в развитии просвещения, открывали братские школы, с 1616 по 1773 годы (с перерывами) существовала Могилевская братская типография.
§1.8. Русско-польская война 1654 — 1667 г.г.
В тяжелые годы русско-польской войны могилевский шляхтич К.Ю. Полонский с группой единомышленников перешел на сторону русского царя Алексея Михайловича. В награду царь даровал ему чин полковника. После этого Полонский сформировал 6-тысячный полк. В августе 1654 года жители Могилева открыли ворота перед русскими войсками и полком Полонского и впустили их в город. За это русское правительство сохранило Могилеву Магдебургское право, мещане же впервые получили право выбирать войта. Военными делами в Могилеве и уезде теперь занимался воевода. Его выбирали из числа русских бояр. Но на этом война не закончилась.
В конце 1654 года громом ударило новое нападение польско-литовских феодалов. 20-тысячное войско под командованием гетмана Радзивилла начало осаду Могилева.
Городские жители отчаянно защищались от нападавших. Но они даже не ожидали, что измена произойдет в их рядах. И все же это случилось. В самый критический момент Полонский переметнулся на сторону врага. Вместе со шляхтичами полковник открыл ворота города и впустил войска Радзивилла за внешний земляной вал. А население Могилева по-прежнему боролось. В течение трех месяцев жители самоотверженно защищали город от неприятеля. Все попытки Радзивилла взять штурмом Могилев закончились полным апофеозом врага. Понимая безвыходность своего положения, Радзивилл перед отступлением предал город огню. Таким образом, могилевчане помешали войску Радзивилла нанести удар с территории Белоруссии по борющемуся украинскому народу.