Смекни!
smekni.com

Искусство Урарту (стр. 2 из 3)

Известно также о существовании золотых урартских щитов, которые не сохранились. Ассирийский царь Саргон II, описывающий богатства при разграблении Мусасира включил в список шесть золотых урартских щитов массой по 6,5 кг.

Парадные бронзовые щиты урартских царей.
Обнаружены при раскопках города Тейшебаини на холме Кармир-Блур. Хранятся в Историческом музее Армении в Ереване.
Щит Сардури II. Клинописная надпись на краю щита: Богу Халди, владыке, этот щит Сардури, сын Аргишти, посвятил. Величием бога Халди Сардури, царь могущественный, царь великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города[7]. Справа вверху — прорисовка щита. Щит Аргишти I. Клинописная надпись на краю щита: Этот щит принадлежит оружейной Аргишти, сына Менуа. Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города. Богу Халди, владыке, этот щит Аргишти, сын Менуа, посвятил[8]. Справа вверху — прорисовка щита.

Колчаны

При археологических раскопках было обнаружено всего три царских колчана, причём все три на территории Армении при раскопках последнего оплота Урарту — города Тейшебаини. Один из колчанов был перевезён в Государственный Эрмитаж, два других хранятся в Национальном историческом музее Армении. Царские колчаны были выполнены из бронзы, на лицевой поверхности чеканкой нанесены изображения урартских воинов.

Царские колчаны для стрел
Колчан, принадлежащий Сардури II (Государственный Эрмитаж)
Верхняя часть колчана Сардури II, изображенного вверху слева.
Колчан, принадлежащий Аргишти I (Национальный исторический музей Армении)

Доспехи

Из парадных доспехов урартских воинов при раскопках Тейшебаини обнаружены плохо сохранившиеся остатки кольчуги Аргишти I (хранятся в музее «Эребуни» в Ереване). Лучше сохранились бронзовые пояса воинов, которые были найдены в Турции при раскопках Алтын-тепе, в Иране близ озера Урмия, в урартских захоронениях в Армении и при раскопках на Кармир-Блуре. Пояса выполняли функцию воинского доспеха, имели ширину около 12 см и длину около метра.

Пояса урартских лучников
Подобные металлические пояса выполняли двоякую защитную функцию: как своеобразная частичная кольчуга и как магическое ограждение от темных сил.
Остатки урартского железного пояса, обнаруженного при раскопках города Эребуни на холме Арин-Берд. Хранятся в музее «Эребуни» в Ереване. Урартский бронзовый пояс, обнаруженный в окрестностях города Ван. Хранится в Музее анатолийский цивилизаций в Анкаре.

2.3. Ювелирные изделия

Ювелирные изделия Урарту можно разделить на две категории: 1) украшения из драгоценных металлов и камней, относящихся к придворному искусству; 2) упрощённые варианты этих изделий из бронзы, использовавшиеся более низкими слоями урартского общества. Исследователи считают, что многие из ювелирных изделий, помимо функций украшения, наделялись магическими свойствами в качестве амулетов[9]. Из всего многообразия изделий из драгоценных металлов, которые изготовлялись в Урарту, лишь немногие сохранились в настоящее время и доступны учёным. Анналы ассирийского царя Саргона II упоминают крупные изделия из драгоценных металлов: жезлы, различные сосуды, подвески и тому подобное, выполненные из серебра или золота. Эти сокровища были похищены ассирийцами из Мусасира в 714 году до н. э. Изделия этого типа не сохранились. Известны случаи, когда кладоискатели, раскопав крупные серебряные или золотые изделия предположительно урартского происхождения, отправляли их в переплавку[1]. Одним из самых крупных сохранившихся ювелирных изделий Урарту является подвеска, обнаруженная берлинской экспедицией при раскопках поздней урартской столицы — Русахинили и крышка котла, обнаруженная при раскопках Тейшебаини.

Крупные изделия из драгоценных металлов
Выполнены из серебра, после этого позолочены.
Серебряное женское украшение (пектораль) с изображением бога Халди (на троне) и его супруги, урартской богини Арубаини. Пектораль хранится в Берлинском музее. Крышка серебряного котла с фигуркой распустившегося граната. Подписано как собственность царя Аргишти I, Национальный исторический музей Армении.
Ювелирные изделия Урарту
Слева и вверху: урартские золотые серьги и Серебряные медальоны (повреждены пожаром во время штурма Тейшебаини), обнаруженные во время раскопок на Кармир-Блуре, Национальный исторический музей Армении. Справа: урартские сердоликовые бусы, выкупленные у кладоискателей в районе Вана, Музей анатолийских цивилизаций.

2.4. Изделия из камня

Относительно и неожиданно мало сохранилось урартских художественных каменных изделий. Вопреки ожиданиям учёных на Ванской скале в Ване не было обнаружено каменных барельефов или монументальной скульптуры[10]. Не было обнаружено крупных каменных изделий и при раскопках в Топрах-Кале, хотя, например, на барельефах ассирийского царя Саргона II, изображающих урартский город Мусасир, видно, что в храмах Мусасира были установлены крупные статуи. Несколько незначительных остатков каменных рельефов были обнаружены в других районах Турции. Возможно, что первая резиденция урартских царей в Тушпе и последующая в Русахинили после захвата мидийцами подверглись серьёзным разрушениям, и монументальная скульптура была уничтожена.

Урартские художественные изделия из камня
Слева: Остатки крупного каменного барельефа с изображением бога Тейшеба, стоящего на быке. Обнаружены в развалинах урартской крепости в Адильджевазе, хранятся в Ванском музее;
Вверху: Две каменные шкатулки, обнаруженные при археологических раскопках на Кармир-Блуре. Хранятся в музее «Эребуни» в Ереване. На правой: изображение грифонов и крылатого диска.

2.5. Керамические изделия

Учёным известно много разнообразных урартских изделий выполненных из глины. Урартские гончары, помимо простых керамических изделий, использовавшихся в хозяйственных целях, изготовляли художественные образцы керамики, украшенные изображениями божеств и животных. Некоторые ритуальные и царские сосуды изготовлялись из глины с последующей окраской.

Художественные керамические изделия
Слева направо: Глиняный ритон в виде сапога. Обнаружен при раскопках на Кармир-Блуре. Хранится в Национальном историческом музее Армении; Ритон в форме горловины животного. Обнаружен в районе Вана. Хранится в Археологическом музее Стамбула; Ангобированный ритуальный сосуд с изображением быков. Обнаружен при раскопках погребения урартской эпохи на территории Армении. Хранится в Музее «Эребуни»[11].

2.6. Изделия из дерева и кости

Изделия из кости, особенно из дерева, в силу плохой сохранности этих материалов — нечастые археологические находки для периода Древнего Востока. Тем не менее, несколько таких изделий было обнаружено археологами, главным образом в виде обломков. Например при раскопках Тейшебаини были обнаружены куски орнаментально украшенных костяных гребней, возможно использовавшихся знатными урартами. Фактически единственный произведением урартского искусства из дерева является уникальная голова коня, также обнаруженная при раскопках Тейшебаини. Голова коня украшала какое-то более крупное деревянное изделие[1].

Изделия из дерева и кости
Слева направо: Урартский канделябр, обнаруженный при раскопках в Топрах-кале. (Деревянные вставки — современные, костяные и бронзовые — оригинальные). Хранится в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре; Украшение ножки этого же канделябра в виде льва; две накладные костяные пластины, украшавшие другие изделия с изображением богов (обнаружены при раскопках в Топрах-Кале, хранятся в Музее анатолийских цивилизаций); деревянная голова коня, обнаруженная при раскопках на Кармир-Блуре, хранится в Национальном историческом музее Армении.

2.7. Настенные росписи

Особый класс памятников урартского искусства представляют цветные настенные росписи, чудом сохранившиеся в развалинах урартской крепости Эребуни. Хотя подобные росписи были широко распространены в Месопотамии и, несомненно, заимствованы урартами оттуда, именно в Эребуни фрески сохранились лучше, чем в развалинах других древних городов Ближнего Востока, что делает их уникальным памятником искусства Древнего Востока.[12] Эребуни, в отличие от многих других урартских городов, не был сожжён в войне, а оставлен без боя и впоследствии заброшен, что и помогло сберечь уникальные росписи[13][14]. Некоторые настенные росписи из Эребуни после консервации были выставлены на экспозицию в ереванском музее «Эребуни».