Введение
1 Общие сведения
1.1 История изучения искусства Урарту
2 Категории искусства Урарту
2.1 Бронзовые статуэтки
2.1.1 Трон урартских царей
2.1.2 Украшения котлов
2.1.3 Статуэтки богов
2.2 Оружие
2.2.1 Шлемы
2.2.2 Щиты
2.2.3 Колчаны
2.2.4 Доспехи
2.3 Ювелирные изделия
2.4 Изделия из камня
2.5 Керамические изделия
2.6 Изделия из дерева и кости
2.7 Настенные росписи
2.8 Цилиндрические печати
3 Наследие урартского искусства
Список литературы
Введение
Иску?сство Ура?рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Искусство государства Урарту испытало сильное влияние мастеров соседней Ассирии, ведущей державы того периода. Расцвет урартского искусства пришёлся на VIII век до н. э. в период наибольшего возвышения Урарту. До наших дней дошли бронзовые статуэтки, ювелирные украшения, оружие и прочие изделия ремесленников Урарту.
Фрагмент бронзового трона урартских царей1. Общие сведения
Науке известно относительно небольшое количество памятников урартского искусства. В отличие от памятников других государств Древнего мира, все известные предметы урартского искусства могут быть охвачены одним исследователем.
Урартское искусство формировалось под большим влиянием соседней Ассирии, и, несмотря на явные стилевые различия, в течение длительного времени считалось одним из направлений ассирийского. Учёные и искусствоведы отмечают следующие характерные черты урартского искусства: 1) более выраженное, чем в других культурах Древнего Востока, следование канону; 2) предпочтение орнаментам в противоположность жизненным сценам; 3) тенденцию к многократному копированию старых образцов вместо дальнейшего творческого совершенствования[1][2]. Таким образом, стиль работы урартских ремесленников оставался неизменным в течение нескольких веков и, как следствие, постепенно всё более упрощался и примитивизировался[1].
1.1. История изучения искусства Урарту
В XIX веке пробудившийся интерес европейцев к древностям Ближнего Востока вдохновил археологов на наполнение европейских музеев. Однако в тот период о существовании Урарту науке не было известно, и развалины Тушпы и Русахинили на месте города Ван в Турции считались археологами следами далёкой и малоинтересной провинции Ассирии. Действительно, открытия при раскопках Ниневии, проводимых Лэйардом в Ираке, затмевали находки на берегу озера Ван. Долгое время поиск урартских древностей волновал скорее кладоискателей, чем археологов.
Таким образом, в XIX веке в европейские музеи (Британский музей, Лувр, Эрмитаж и другие) начали попадать предметы урартского искусства, добытые частными собирателями. Однако слабая изученность Урарту и отсутствие археологических данных привели к тому, что первоначально учёные классифицировали урартские древности либо как ассирийские, либо как Сасанидские. Лишь к середине XX века, когда изучение Урарту существенно продвинулось вперёд, и когда расшифровали урартскую клинопись, памятники урартского искусства были корректно классифицированы. Большой вклад в изучение урартского искусства внесли также систематические археологические раскопки древних урартских городов Тейшебаини и Эребуни, проводившиеся в советское время на территории Армении.
2. Категории искусства Урарту
Памятники урартского искусства учёные разделяют на несколько категорий.
2.1. Бронзовые статуэтки
Урартские мастера могли изготавливать крупные бронзовые статуи. Так при разграблении Мусасира ассирийцы захватили бронзовую статую урартского царя Аргишти I массой 60 талантов (ок. 1,8 тонны). Однако до нашего времени не дошло ни бронзовых изделий сравнимого размера, ни даже их фрагментов.
Обнаруженные небольшие бронзовые статуэтки из Урарту фактически делятся на три группы: украшения трона урартских царей, украшения медных котлов и редкие статуэтки урартских богов. Фактически все урартские статуэтки относятся к «парадному» (придворному) прикладному искусству.
Трон урартских царей
В конце XIX века кладоискатели продали в европейские музеи несколько небольших бронзовых фрагментов, которые при ближайшем рассмотрении оказались частями одного и того же урартского царского трона.
Сохранившиеся части трона были изготовлены из бронзы «литьём по выплавляемой модели». Такая методика подразумевает, что каждая деталь индивидуально изготавливается сначала из воска, потом обволакивается огнеупорной формой, а затем воск выжигается расплавленным металлом. Поэтому каждая фигурка изготовлялась отдельно, среди них нет абсолютно одинаковых. Позолота наносилась на фигурки с помощью простого обёртывания фигурок в тонкие золотые пластины.
Обломки бронзового трона урартских царей Обломки собраны местными жителями города Ван в конце XIX века и проданы в несколько разных европейских музеев в период с 1877 по 1885 годы. Обломки урартского трона оказались в Британском музее, Эрмитаже, Лувре, Метрополитанском музее и в частных коллекциях Парижа и Брюсселя. | ||
Бронзовые фигурки — части трона, хранящиеся в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Россия. Фигурки сделаны из бронзы, сохранившей следы позолоты. Лица зверей и божества, стоящего на быке справа, были выполнены из камня, вероятно, с драгоценной инкрустацией, поэтому почти все лица были выломаны и не сохранились. | ||
Симметричные верхние части трона: слева из Эрмитажа, справа — зарисовка пары из Британского музея. На основании такого сходства учёные и смогли определить, что это части одного и того же изделия. Кроме этого, все фигурки имеют характерные углубления, предназначенные для крепления к горизонтальным и вертикальным деталям. Каждый элемент крепления был помечен соответствующим иероглифическим знаком. |
Украшения котлов
Бронзовые фигурки для украшения котлов — одни из наиболее массово сохранившихся предметов урартского искусства. По этим фигуркам учёные в начале XX века впервые идентифицировали урартский стиль в искусстве[1].
Урартские парадные медные котлы, по-видимому, в основном использовались в ритуальных жертвоприношениях. Например, анналы ассирийского царя Саргона II упоминают бронзовый сосуд, наполняемый вином «возлияний» при совершении жертвоприношений богу Халди. Фигурки, украшающие котлы, отливались отдельно, а затем приклёпывались к самим сосудам.
Среди украшающих котлы фигурок отмечены головы быков, а также крылатые божества, обычно женские, реже мужские. Существует предположение, что эти божества являлись изображениями бога Шивини и его супруги богини Тушпуеа[1]. Техника литья бронзовых украшений котлов распространялось из Урарту в соседние страны Малой Азии, в частности во Фригию, и являлось одним из видов ближневосточного искусства, которое проникло в Европу. Урартские украшения котлов были обнаружены на территории Греции и Италии, их находили в Родосе, Афинах, Беотии, Дельфах, Олимпии и в этрусских гробницах. Первоначально многие урартские украшения были приняты исследователями за античные, однако с середины XX века после детальных исследований эти украшения котлов были идентифицированы и единодушно причислены к памятникам урартского искусства[3][4][5]. Учёными даже отмечены случаи, когда урартские бронзовые фигурки для котлов использовались другими народами вторично для украшения новых сосудов.
Образцы украшения урартских медных котлов. Хранятся в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. |
Слева котёл с фигурками быков, обнаруженный в районе Вана. Вверху котёл, обнаруженный при раскопках фригийского города в Турции, который, тем не менее, также причисляют к урартскому искусству. Фигурка, украшающая котёл, вероятно, изображение урартского бога солнца Шивини[1]. |
Статуэтки богов
К концу XX века были обнаружены всего три бронзовых статуэтки, изображающих урартских богов. По-видимому, божества изготовлялись из бронзы лишь для религиозных церемоний. Одна из статуэток, возможно бога Халди, хранится в Британском музее, а две других в Историческом музее Армении (копии в музее «Эребуни»).
Бронзовые статуэтки урартских богов Хранятся в Историческом музее Армении (копии в музее «Эребуни») в Ереване. | Слева: Статуэтка урартского бога войны Тейшебы. Была обнаружена в 1941 году при раскопках на Кармир-Блуре в развалинах урартской крепости Тейшебаини, названной в честь этого бога. Справа: Статуэтка богини Арубаини, супруги бога Халди. Многократно перекупалась частными собирателями древностей, а в 1936 году попала в Исторический музей Армении. Возможно, первоначально статуэтка была обнаружена на берегу озера Ван. |
2.2. Оружие
В отдельную категорию урартского искусства исследователи выносят предметы урартского оружия, принадлежащие урартским царям. Такое парадное вооружение включало в себя шлемы, мечи, колчаны, щиты и кольчуги. На таких предметах изображались типичные ближневосточные мотивы: львы и быки, змеи, крылатые божества, почитание дерева жизни.
Шлемы
Учёным известно довольно много урартских шлемов — только при раскопках Тейшебаини их было обнаружено более двадцати. Парадные царские шлемы не отличались по форме от простого боевого шлема урартского воина, однако содержали художественную чеканку.
Парадный шлем урартского царя Сардури II Обнаружен при раскопках города Тейшебаини на холме Кармир-Блур. Хранится в Историческом музее Армении в Ереване. | |
Развертка изображения на шлеме. Надпись на шлеме: Богу Халди, владыке, этот шлем Сардури, сын Аргишти, посвятил ради жизни[6]. | Фрагмент изображения на шлеме, содержащий мотив «Дерева жизни» |
Щиты
Учёным известно несколько парадных бронзовых урартских щитов. Все парадные щиты были украшены концентрическими кругами львов и быков. Такие щиты не были предназначены для ведения боя, толщина бронзового листа, характер креплений в задней части таких щитов свидетельствует о том, что они использовались для подношения (например, храмам), где вешались на стены. Диаметр таких щитов колебался от 70 см до метра. Изображения наносились штампом, а затем расчеканивались различными инструментами. Композиция щитов была продумана таким образом, чтобы ни одна из фигур не казалась при осмотре перевёрнутой. Несколько таких щитов были обнаружены в районе Вана, откуда попали в Британский музей и в музеи Берлина, 14 таких щитов были обнаружены при раскопках Тейшебаини на Кармир-Блуре.