Достоверная история Лжедимитрия начинается с появления его в 1601 г. при дворе князя Константина Острожского. В начале 1604 г. Лжедимитрий в Кракове был представлен нунцием королю.17 апреля совершился его переход в католичество. Польский король Сигизмунд признал Лжедимитрия. За это Лжедимитрий обещал отдать Польше Смоленск и Северскую землю и ввести в московском государстве католицизм.
15 августа 1604 г. Лжедмитрий начал поход на Москву, который завершился ее взятием 20 июня 1605 года. Через несколько дней после въезда Лжедимитрия в Москву уже обнаружились замыслы бояр против него. При этом, как правитель Лжедимитрий, по современным отзывам, отличался "недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти". Тем не менее Лжедимитрий погиб жертвою заговора, устроенного против него боярами, с В.И. Шуйским во главе.
Семнадцатый век положил начало крестьянским войнам. Ее высшим этапом стало восстание Ивана Болотникова (1606-1607), в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, казаки а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье.
Центром похода на Москву стал Путивль. Именно оттуда в июле 1606 года отряды Болотникова направились в столицу. Повстанческая армия Болотникова, состоявшая, в основном, из крестьян да холопов, быстро росла и развернула активные действия против правительственных войск. Под Кромами, а затем под Ельцом были одержаны крупные победы. Подступив к Калуге, Болотников опередил спешивших туда воевод Шуйского и сумел без боя овладеть городом.
Во главе многотысячного войска Болотников поздней осенью 1606 г. подступил к Москве и устроил укрепленный лагерь в селе Коломенском.
Правительство Шуйского оказалось в критическом положении. Однако и повстанцам не удалось окружить огромный город. Не смог Болотников и предъявить москвичам "истинного" царя, который якобы послал его. Отряды дворян южных городов, предводительствуемые Истомой Пашковым, на первых порах поддерживали Болотникова, сражались с войсками Шуйского. В начале декабря 1606 г. эти отряды перешли на сторону правительства. Войско повстанцев потерпело серьезное поражение и отступило от Москвы.
Но Болотников не думал складывать оружия. Он укрепился в Калуге. К нему спешили на помощь новые повстанческие отряды, в том числе казаки. Болотников наносил удар за ударом по войскам, осаждавшим Калугу. Те не раз откатывались от города. Затем Болотников оставил Калугу и отвел войска к Туле.
С июня по октябрь 1607 г. огромная армия во главе с Василием Шуйским не могла взять Тулу. Болотниковцы защищались, совершали успешные вылазки. Даже голод не сломил их воли к борьбе. Тогда враги применили крайнее средство: река Упа была перекрыта плотиной, и город оказался затопленным. Царь пообещал восставшим сохранить жизнь и свободу, если они откроют ворота Тулы. Когда это состоялось, Василий Шуйский вероломно нарушил свое слово. Болотникова сослали в северный город Каргополь, там его сначала ослепили, а потом утопили.
Восстание И.И. Болотникова не изменило положение крестьян, но заявило о них, как о реальной силе.
К концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство, управляющее страной от имени "государя, царя Владислава Жигимонтовича всея Руси", было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось все яснее, что решение проблем невозможно только в местных рамках - зрело понимание необходимости общерусского движения. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло - напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь.
Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения Минин и Пожарский четко сформулировали главные задачи: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверием населения. В августе 1612 года произошли решающие бои, поляки были разбиты.
Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С.М. Соловьев назвал "подвигом очищения", когда "народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения". Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил "такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно".
Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно - не "царская вотчина", а предмет общей заботы и общего дела "всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия".
21 февраля 1613 года государственная власть в стране была восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу.
Правление первого Романова на начальном периоде отличалось зависимостью от Боярской Думы и несамостоятельностью в принятии решений: по всем важным вопросам Михаил Федорович обращался к Земским Соборам. Однако, со временем начала укрепляться единоличная власть царя: на местах стали управлять подчиненные центру воеводы. К примеру, в 1642 году, когда собрание высказалось при громадном большинстве за окончательное присоединение Азова, отвоеванного казаками у татар, Михаил Федорович принял противоположное решение.
Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после "смутного времени" оставалась под владением Польши и Швеции. В 1632 году, после того как в Польше умер король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, в результате которой новый король Владислав отказался от притязаний на московский Престол и признал Михаила Федоровича московским царем.
Самым важным новшеством в промышленности того времени стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме того, наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупнейшими центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля шла через единственный порт Архангельск; большей частью товары шли сухим путем. Таким образом, активно торгуя с западноевропейскими странами, Россия добилась проведения самостоятельной внешней политики.
Поднялось и сельское хозяйство. Начинало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому способствовало то, что сельское население России делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6 % сельского населения. По закону, они, сидя на государственной земле, обладали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Т. о., крестьяне были лично свободны, у них отсутствовало крепостное право. За выполнением общественных обязанностей следила община с мирским сходом и выборными.
В результате разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простого народа. Так, если за период "смутного времени" городское население в самой Москве уменьшилось более чем в три раза - горожане убегали из своих разрушенных жилищ, то после "реставрации" экономики, по словам К. Валишевского, "... курица в России стоила две копейки, десяток яиц - копейку. Приехав в столицу на пасху, он <посол - П. Л. > был свидетелем благочестивых и милостивых деяний государя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы. " Наметился прогресс и в области культуры. По словам С. М. Соловьева, "... Москва поражала великолепием, красотою, особенно летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень многочисленных садов и огородов. " В Чудовом монастыре открылась первая в России греко-латинская школа. Была восстановлена разрушенная во время польской оккупации единственная московская типография. К сожалению, на развитие культуры того времени наложило отпечаток то, что сам Михаил Романов был человеком исключительно религиозным. С. М. Соловьев пишет, что "царь участвовал в религиозном торжестве, которому подобного новая Россия уже не видала: из Успенского собора в Спасские ворота двигался крестный ход; за образами и духовенством шли стольники, стряпчие, дворяне и дьяки в золотом парчовом платье, за ними сам государь, за государем бояре, окольничие, думные люди и гости; по обе стороны пути близ царя шли полковники и головы стрелецкие. " Поэтому самыми крупными учеными этой эпохи считались исправители и составители священных книг, что, безусловно, сильно тормозило прогресс.
Итак, подытожим. На мой взгляд, основной причиной того, что Михаилу Романову удалось создать "жизнеспособную" династию, явилась его тщательно взвешенная, с большим "запасом прочности", внутренняя и внешняя политика, в результате которой России - пускай не полностью - удалось решить проблему воссоединения русских земель, были разрешены внутренние противоречия, развились промышленность и сельское хозяйство, укрепилась единоличная власть царя, наладились связи с Европой и т.д. В то же время, действительно, царствование первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации, и его личность не фигурирует в ней особым блеском. Тем не менее, это царствование знаменует собой период возрождения, значение которого ощущается и сегодня. Будем надеяться, что после предстоящих в скором времени Выборов во главе России встанет кто-то похожий на Михаила Федоровича...