Теория «Москва – Третий Рим». Ее автор – русский писательXVI в., монах псковского Елизарова монастыря – Филофей. Согласно теории, вся история христианства сводилась к истории трех «Римов».
Первый – погублен католичеством (после распада Римской империи и разделении христианства на западную и восточную ветвь в 1054 г.);
Второй – в образе Константинополя – пал жертвой униатства;
Третий – в образе Москвы объявлялся недоступной для ереси твердыней православия («а третий будет стоять, и четвертому не бывати»). В результате задача создания русского централизованного государства сливалась с его всемирно исторической миссией, т.е. связывалась с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства, центром которого становилась Москва.
Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. По площади созданное государство почти в 6 раз превышало бывшее Московское княжество. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Появились функциональные органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формировался многоступенчатый слой служилых (или государственных) людей.
Служилые люди – дворяне, будучи опорой великого князя в его борьбе с боярством, получали от него поместья, которые закреплялись за дворянами только на время их службы. Поэтому дворяне были заинтересованы в поддержке великокняжеской власти. Великий князь в свою очередь, ломая сопротивление оппозиционного боярства, расширял поместное землевладение, наделял дворян вновь присоединенными землями.
Серьезные изменения произошли и в армии. Феодальные дружины, поставляемые боярами, теперь уже играли в ней второстепенную роль. Ее главную силу теперь составляли ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки, оснащенные огнестрельным оружием, и артиллерия.
Создание единого государства оказало серьезное влияние на развитие экономики и социального строя страны. Изменяется характер землевладения князей. Он все больше сближается с боярским землевладением. В связи с дроблением старых феодальных вотчин часть феодалов переселяется в новые места. Этих переселенцев-феодалов впоследствии стали называть помещиками, а их владения – поместьями.[7]
С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые непосредственно руководили бы военными, иностранными, финансовыми, судебными и другими делами. В старинных органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали древние принципы неразрывности судебной и административной власти. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судебник Ивана III.
Страна делилась на уезды, границы же уездов восходили к рубежам бывших княжеств. Власть в уезде принадлежала наместникам, которые получали управление территориями «в кормление», им полагались судебные пошлины и определенная часть налогов.
Русское государство установило дипломатические отношения с Германской империей, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном, Крымом.
Таким образом, к концу XV в. территориально оформились границы Московского государства. Однако территориальное единство государства еще не означало его политической централизации. Подчинение большой территории единому монарху нельзя считать достаточными признаками централизации. Централизованным можно назвать только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов и реализующий политические решения, принятые в одном центре. Поэтому политическая централизация и территориальное объединение разрозненных государственных образований в единое национальное государство – это два взаимосвязанных, но полностью не совпадающих между собой процесса. В этом смысле Русскому государству предстоял еще длительный период становления.
[1]Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Инфра М – Норма, 2005. – С. 39-40.
[2]Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Указ. соч. С. 40.
[3]Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Указ. соч. С. 40.
[4]История России: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Савохина. – М.: Велби, Проспект, 2006. – С. 69-70.
[5]Кириллов В.В. История России: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С. 94-95.
[6]История России. Указ. соч. С. 70.
[7]Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Указ. соч. С. 42.