В 1359 году в княжество прибыл Богдан I, который поссорился с венгерским королём Лайошем I. Он сместил с престола Балка и поднял восстание против венгров. В течение его правления происходила политическая борьба за независимость с королевством Венгрия, которая завершилась в 1365 году признанием Молдавского княжества венгерским королём. Столицей княжества стал город Сирет.
2.2. Позднее Средневековье
Усиление княжества
Следующим правителем Молдавского княжества стал Лацко, сын Богдана. Он был православным, но желал избавиться от зависимости от Византии, а также получить такую же власть, как короли католических стран, а заодно и хотел с помощью Папы Римского развестись с женой, не принесшей ему сына. Лацко в 1370 году принял католицизм[8]. Вслед за этим последовала попытка окатоличения всей страны с помощью короля Польши и Папы Римского Григория XI. В итоге просьба о разводе господаря с женой римским понтификом была отклонена, а сам Лацко осознал, что население страны не желает становиться католиками, и усиление влияния католичества может ограничить его власть. В итоге он обратился к Галицкому архипастырю с просьбой посвятить для Молдавского княжества двух своих выбранных молдаванами епископов[8]. Те были посвящены по одним данным в 1371 году, а по другим в 1373. Умер Лацко в 1373 году. После окончания его правления Молдавское княжество оставалось маленькой слабой страной с незащищёнными границами. К власти в княжестве пришёл Костя Мушат, правивший всего год.
Только при Петре I Мушате, сыне Кости Мушата, Молдавское княжество становится сильнее и активно включается в международные отношения Юго-Восточной Европы. Он принял титул «Petrus Waiwoda dei gratia dux Terre Moldavie» (Петр Воевода, милостью божьей господарь Земли Молдавской). В это же время в 1386 году сын Дмитрия Донского Василий после трёх лет, проведённых в качестве заложника в Золотой Орде скрывается в Молдавском княжестве. Русская летопись сообщает: «Того же году княз Василей, великого князя сын Дмитриеев прибеже из Орды в Подольскую землю в великие волохы к Петру Воеводе…» К Петру Мушату приехала делегация от Дмитрия Донского, что ознаменовало первый официальный русско-молдавский контакт[9].
В 1387 году Молдавское княжество признало сюзеренитет польского короля Владислава II Ягелло, чем Пётр включил государство в систему польско-литовских союзов. При нём области возле бывших галицко-волынских крепостей и сами крепости Хотин, Цецина и Хмелев вошли в состав Молдавского княжества, а города Яссы, Роман, Сирет, Тыргул-Нямц и Хырлэу впервые упоминаются в летописях. По договору с Польшей удалось получить Покутье как залог за 3000 серебряных рублей. Также при Петре Буковина упоминается как составная часть Молдавского княжества. В 1385 столицей княжества стал город Сучава.
В 1387 году с благословения митрополита Галича Пётр назначает главой Молдавской Православной Церкви Иосифа. В ответ на это Патриарх Константинопольский в том же году предал анафеме целиком всё Молдавское княжество, так как не был согласен с тем, что теряет свой контроль над православными княжествами[8][10].
В подчинении у Польши
Роман I Мушат
В 1391 году Пётр I Мушат умер. На престол претендовали Роман и Ивашко. В результате новым господарём княжества стал Роман. При нём территория Молдавского княжества продолжала расширяться, в его состав вошли крепости Килия и Четатя-Албэ, а также земли между Днестром и Прутом вплоть до Дуная и Чёрного моря[11]. Тем временем Ивашко заключил союз с польским королём. Вскоре так же поступил и Роман, однако потом он перешёл на сторону правившего в Подолье литовского князя Фёдора Кориатовича, враждебного Польше. Молдавские войска, наравне с литовскими, обороняли города Подолья. В 1393 году объединённые польско-литовские силы взяли Брацлав и ряд других подольских городов, а сам господарь Роман попал к ним в плен и уступил в 1394 молдавский престол своему сыну Стефану I Мушату.
Стефан во всём подчинялся Польше и фактически был её ставленником[12]. В 1395 году он признал польский сюзеренитет, о чём напрямую указывается в грамоте польскому королю («посадил нас и сели мы на воеводстве Земли Молдавской»). У Молдавского княжества и Польского королевства были установлены и общие враги, среди которых значилась Венгрия. Это послужило причиной нападения на княжество венгерских войск, которые вскоре вернулись обратно. Известно, что войска молдаван принимали участие в битве на реке Ворскла в 1399 году, где сражались на стороне литовцев. Предполагается, что Стефан именно в этой битве и погиб. После него к власти пришёл Юга Безногий, который управлял страной всего шесть месяцев. Он был свергнут в результате валашской интервенции Мирчи Старого, который помог занять престол Александру Доброму (Александру чел Бун).
Правление Александра Доброго и гражданская война
Молдавские воины за границей в битве при Мариенбурге 1422 года
При Александре Добром в стране установилась политическая и экономическая стабильность. Он провёл границу между Валахией и Молдавией, организовал административную структуру, аналогичную валашской, взял под свой контроль торговлю, воспользовавшись стратегическим положением княжества. В 1401 году Константинопольский Патриарх признал Иосифа митрополитом Молдавского княжества[8]. Союзы, заключённые Александром с валашским и польским правителями, помогли в противостоянии с Венгрией. В 1420 году турецкая армия победила Валахию и направилась к Килие и Четатя-Албэ, но крепости сумели выстоять против неё. В 1430 году произошло сближение с Венгрией, и, как следствие, ухудшение отношений с Польшей. Александр скончался в 1442 году, и в Молдавском княжестве начались распри за престол. В стране сменился ряд господарей, некоторые из которых продержались меньше года и приходили к власти по несколько раз.
После смерти Александра само княжество было разделено на Верхнее (Цара де Сус) и Нижнее (Цара де Жос)[2][11], которыми управляли ассоциированные господари Илья I и Стефан II, братья, воевавшие между собой и привлекавшие к войнам поляков и венгров. В конце-концов Стефан в 1443 году ослепил Илью и начал самостоятельное правление, но продержался на престоле всего четыре года и в 1447 был убит сыном Ильи Романом II, который стал новым господарём. В 1448 году Роман вынужден был бежать в Польшу, так как к власти в княжестве во второй раз при поддержке венгров пришёл Пётр II (первый приход — с 13 июля по 15 сентября 1447). Он продержался до 1449, в том году его сменил Чубэр, который правил около двух месяцев. После Чубэра на молдавский престол несколько раз вступали Алексэндрел и Богдан II, которые были соперниками. 12 октября 1449 года Богдан побеждает Алексэндрела в битве у Тэмэшень и становится единовластным господарем. Однако вскоре его убивает его брат Пётр III Арон, который становится новым господарем и продолжает соперничество с Алексэндрелом за престол.
Стефан Великий
Конец смуте положил Стефан Великий (Штефан чел Маре) в 1457 году. Поддержанный валашским правителем Владом Цепешем, он собрал войско и направил его против Петра, который вскоре бежал в Польшу[11]. Таким образом Стефан стал господарем Молдавского княжества.
2.3. Правление Стефана Великого
Войны с соседями
Во время правления Стефана Великого Молдавское княжество достигло наибольшего подъёма. При Стефане разрушенное смутами, войнами и интервенциями Молдавское княжество вновь возродилось. Господарь устраивал торги в молдавских городах, восстанавливал старые и прокладывал новые торговые пути, разрешил и развивал транзитную торговлю. При Стефане молдавский флот находился в Средиземном море и достигал Венеции и Генуи[13].
Стефан совершил несколько военных походов в Польшу и добился подписания в 1462 более выгодного Молдове мирного договора, а также возвращения ранее захваченной поляками молдавской крепости Хотин. С Турцией он старался поддерживать дружественные отношения, продолжая выплачивать ей дань. В самом княжестве для предотвращения опасности со стороны своих конкурентов Стефан проводил жёсткую политику по отношению к боярам. Внутри страны его главным врагом стал Пётр III Арон, который скрывался в Трансильвании, подконтрольной Венгрии[14].
С целью поймать своего врага Стефан предпринял набег на Трансильванию в 1462 году, но, несмотря на победу, цели своей не добился — Пётр Арон, спасаясь от него, бежал уже в Венгрию. Из-за этого в регионе сложилась крайне напряжённая обстановка — с одной стороны был союз с Польшей, которая противостояла Венгрии, с другой — Венгрия являлась партнёром в борьбе с турками. Однако через некоторое время венгерский король предал Влада Цепеша, господаря Валахии, который был вынужден бежать в Трансильванию, а в самой Валахии его место занял ставленник — турок. Это событие и вынудило Стефана напасть на Венгрию. В 1465 году он захватил Килию, которая на тот момент контролировалась венграми, в 1466 поддержал антивенгерское восстание в Трансильвании, в 1467 году отбил нападение сорокатысячной венгерской армии на Молдавское княжество во главе с венгерским королём Матвеем Корвином, хотя само войско молдавского господаря было в три раза меньше. Петра Арона удалось поймать и казнить, а авторитет княжества вырос в глазах его соседей[14].
Стефан вёл активную внешнюю политику и далеко за пределами Молдавского княжества. Он, например, заключил военно-политический союз с Русским государством, который был скреплён браком Ивана Ивановича Молодого, сына Ивана III Васильевича, с дочерью Стефана III Великого — Еленой «Волошанкой». В 1498 году Иван III раскрыл заговор В. Гусева, намеревавшегося возвести на русский престол Василия III. 4 февраля наследником был объявлен сын Елены Дмитрий. В качестве матери нового наследника Елена Стефановна принимала активное участие в придворных интригах, была видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным, представлявшего круги, оппозиционные феодальной знати. Елена соперничала с Софьей Палеолог, добивавшейся объявления наследником своего сына Василия[15]. Борьба при дворе закончилась поражением кружка Курицына. Сторонники Елены были казнены, Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужною смертию» в 1505 году. Конфликт между Иваном III и Стефаном III по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела[16].