Последние годы существования княжества. Создание Румынии
Провозглашение объединения Молдавского княжества и Валахии
Большое значение в истории княжества сыграла русско-турецкая война 1828—1829 годов. По её итогам Молдавия наравне с Валахией добились большей автономии в составе Турции, а также попали в зону влияния Российской империи. С 1829 года княжество управлялось Павлом Дмитриевичем Киселёвым, который провёл череду реформ. В 1834 году Павел Киселёв был отстранён от управления Дунайскими княжествами, его место занял Михаил Стурдза. Реформы Павла Киселёва поспособствовали образованию единой румынской нации и позволили в дальнейшем создать объединённую Румынию[27].
В 1848 по Европе прокатилась волна революций; в Молдавском княжестве также была бескровная попытка сместить власть, но молдавский господарь арестовал всех заговорщиков и выслал их из страны, таким образом подавив революцию[28].
В 1856 году по Парижскому мирному договору, ознаменовавшему окончание Крымской войны, Россия потеряла протекторат над Молдавским княжеством и уступала ему некоторые территории в Бессарабии и Буджак. Само княжество продолжало оставаться вассалом Османской империи.
5 января 1859 господарём Молдавского княжества был избран Александру Иоан Куза, участник освободительного движения Молдавии в 1848 году. 23 января того же года Иоан Куза был избран князем Валахии. При нём проводились крупные реформы: аграрная, военная, судебная, административная и другие. 4 декабря 1861 года Высокая Порта приняла «Фирман об административном устройстве Молдовы и Валахии», который утвердил политическое и административное объединение Молдовы и Валахии в составе Османской империи. 11 декабря 1861 года Александру Иоан Куза, будучи одновременно правителем Молдовы и Валахии, опубликовал прокламацию, утверждавшую образование румынской нации. Молдавское княжество, объединившись с Валахией в новое государство — Румынию, — прекратило своё политическое существование.
3. Социально-экономическая история
3.1. Общество
После разгрома монголов в середине XIV века общество в междуречье Прута и Днестра продолжило своё развитие. Вновь феодальные отношения в край принесли с собой волохи из Трансильвании и Венгрии, заселив Молдову и часть Бессарабии. Это поспособствовало появлению в регионе крупных землевладельцев. Уже к XV веку в Молдове и Бессарабии большая часть крестьян была закрепощена, а количество общинных хозяйств резко сократилось[29].
Молдавское общество, как и любое общество средневековой Европы, делилось на сословия. Выше всех стоял господарь, обладавший неограниченной властью, которая всё же иногда попиралась боярами, тоже занимавшими высшую ступень общества. В средневековом молдавском обществе бояре владели огромными наделами земли и крестьянами, проживающими на ней. Бояре в зависимости от должности и состоятельности делились на чины. Жили они за счёт ренты — сбора налогов с подконтрольных им земель. После 1741 года бояре, поколениями занимавшие высокие должности, выделелись в отдельное сословие — нямурь. Ступень ниже занимали бояринаши[30], также имевшие земельные наделы и крестьян, но обладавшие меньшими полномочиями. В XIX веке сначала в присоединённой к России Бессарабии, а затем и в самом Молдавском княжестве это сословие было упразднено. Ступенью ниже находились мазылы[30], богатые землевладельцы, имевшие имение и пользовавшиеся государственными льготами[31]. Позже это сословие было упразднено вместе с бояринашами. Также землевладельцами являлись резеши. Все их земли являлись общинными, работали они только на себя, не пользуясь льготами, и жили поселениями.
Молдавский караван
Ещё ниже стояли царане — лично свободные, но феодально зависимые крестьяне. Они имели право уйти от феодала, но продавались вместе с землёй. Хозяином таких крестьян мог выступать как боярин, так и государство. Нижнее сословие составляли холопы и цыгане — полностью подчинённые и зависимые от феодала люди. Они были бесправными, не могли уйти и продавались, как и царане, вместе с землёй[32].
Отдельно от сословий находились горожане и служивые люди. Первые являлись ремесленниками и жили только в городах, а вторые не платили налогов, не были прикреплены к земле и жили за счёт государства, участвуя в войнах. В 1711 году, с роспуском армии, это сословие прекратило своё существование.
3.2. Управление
Герб Молдавии, высеченный на стене церкви в монастыре Четацуя в Яссах
Княжеством управлял господарь, обладавший неограниченной властью, но она попиралась боярами и феодалами. Господарь обязан был считаться с их мнением как во внутренней, так и во внешней политике. Бояре делились на «великих» и «малых». «Великие» бояре занимали высшие должности и могли быть избраны в помощники господарю. «Малые» бояре напрямую подчинялись «великим» и являлись исполнительной властью на местах. В отличие от «великих» бояр они не получали вознаграждения за службу, поэтому занимались поборами налогов с местного населения[29]. При господаре постоянно находились люди, имевшие определённые чины и выполнявшие определённые повинности. Это армаш, выполнявший судебные функции, великий вистерник, следящий за казной страны, великий ворник, замещавший господаря во время отсутствия, портар, служивший переводчиком на приёмах, великий логофет, держатель печати занимавшийся канцелярскими делами, писарь (рум. grămătic). Во времена фанариотского режима при господарском дворе обязательно присутствовал представитель султана — эфенди.
Собственно Молдавское княжество делилось на две части — Цара-де-Сус и Цара-де-Жос. В каждой из этих двух частей находился господарский наместник — каймакам. В свою очередь эти две части делились на более мелкие с центрами в отдельных городах. Каждым городом управлял ворник, из жителей города формировался городской совет, главой которого считался войт или шойтуз. Функции управляющего дистриктом (округом) вокруг отдельного города выполнял пыркэлаб. Самым нижним звеном в системе управления княжеством занимал ватаман — сельский староста, который считался с мнением боярина, на земле которого находилось его село.
С приходом турок господарь стал избираться боярами[32], а родственники господаря (обычно сыновья) в знак верности направлялись в Стамбул. В княжестве фактически была олигархия, так как бояре и крупные феодалы решали всё сами на совете без господаря. С 1711 года бояре потеряли право на избрание господаря, и он стал назначаться султаном Турции раз в три года. Такие господари обычно были не из Молдавского княжества и не имели права управлять княжеством, занимаясь только сбором налогов и отсылкой дани султану. Они получили название фанариоты[32].
Когда Бессарабия была присоединена к Российской империи, на её территории возникла Бессарабская губерния, и власть в ней перешла к российскому губернатору и к российским законодательным, судебным и исполнительным органам. По Адрианопольскому мирному договору между Россией и Турцией в Дунайских княжествах вводились два практически идентичных Органических регламента (позже как дополнение к регламенту была принята Парижская конвенция 1858 года). В Молдавском княжестве регламент вступил в силу в июле 1831 года и заменял конституцию, установив в стране конституционную монархию. Власть господаря ограничивалась парламентом («Адунаря Обштяскэ»), в который должны были войти представители от разных сословий. Однако в парламенте оказались лишь бояре, отстаивавшие свои интересы. Таким образом, вся полнота власти перешла в руки к боярской верхушке[33].
3.3. Войско
Боевой флаг молдавского войска
У Молдавского княжества было собственное войско, которое охраняло границы княжества и совершало походы против соседей. Оно делилось на две части: регулярную, также называемую «малым войском», и «большое войско». В регулярной части служили в основном профессиональные военные, господарские отряды и отряды отдельных бояр, а также наёмники. Оно ни при каких обстоятельствах не распускалось и насчитывало 10 000 человек. «Большое войско» состояло из 40 000 человек, созывалось только в крайних случаях и в нём служила большая часть мужского населения княжества, способная держать оружие.
В обоих войсках в основном были крестьяне, но кроме них там присутствовали и бояре со своими подданными. Господарь не всегда мог им доверять и полагаться на них, поэтому иногда прибегал к услугам наёмников и соседей, а с XVII века в войско Молдавского княжества часто вливались запорожские казаки. Из записок Моро-де-Бразе известно, что они в наравне с молдавскими добровольцами принимали участие в Прутском походе 1711 года[34].