Сангха продолжала играть при Ли Тхай Тонге очень большую роль, не сводившуюся только к религиозным делам, но являвшаяся также частью политической структуры государства.
Император также играл роль верховного жреца аграрного культа производительных сил Земли и «божества» Неба, отправлявшийся в рамках общины, а в XI веке существовавший на государственном уровне. Этот культ отождествлял благополучие монарха с успехом сельскохозяйственных работ в стране. Ли Тхай Тонг зафиксировал вьетские формы культа предка монарха — предка народа и одновременно покровителя сельского хозяйства, он лично выполнял обряд ритуальной пахоты, не только весной проводил первую борозду, но и лично присутствовал при жатве на тех же священных полях. В 1048 году был воздвигнут храм «Земли и Жатвы» у Южных ворот Тханглонга, где четыре раза в году устраивали богослужение для обеспечения своевременного дождя, большого урожая и т. п. Культ производящих сил природы, отождествляемых с процветанием рода монарха, защищаемого его предками, отправлялся и как праздник обновления природы, и как праздник почитания монарха и его предков. Схожую роль играл и регулярно проводившийся «Водный праздник» с лодочными гонками[1].
3.4. Внешняя политика
Южное направление
Отношения с Чампой во время пралвния Ли Тхай Тонга продолжали быть напряженными. Участие войск Дайковьета, которыми руководил тогда ещё наследный принц Ли Фат Ма, во внутренней борьбе за чамский престол показало относительную слабость южного соседа вьетов, раздираемого борьбой за власть. Многие потерпевшие поражения чамские феодалы отступали на территорию Дайковьета (например, в 1040 году), где они зачастую находили поддержку. Ли Тхай Тонг был не прочь воспользоваться таким положением с целью разгромить своего южного соседа, тем более, что чамские отряды с большой периодичностью грабили южное побережье страны вьетов, один из таких набегов, предпринятых в 1043 году то ли чамскими пиратами, то ли флотом чамского короля, стал предлогом для войны с Чампой.
В 1043 году Ли Тхай Тонг приказал построить флот из нескольких сот кораблей. Надо помнить, что чамы были искусными моряками и без поддержки внушительного флота военная операция Дайковьета значительно бы осложнилась.
В 1044 году, оставив наместника в столице, Ли Тхай Тонг выступил в поход на Чампу. Была организована высадка большого десанта рядом со столицей чамов — городом Виджайя, поблизости от которого и произошло сухопутное сражение, в котором встретились амрия чамов под руководством короля Джайя Симхавармана II и войска Дайковьета под предводительством Ли Тхай Тонга. Чамская армия потерпела поражение и бежала с поля боя. Чамский король был убит одним из своих военачальников. Победителям достались 5 тысяч пленных, 30 слонов, а также гарем Джайя Симхавармана. Согласно легенде, одна из наложниц чамского короля по имени Ми Е предпочла сохранить верность бывшему хозяину и утопилась в реке Линян. Впоследствии вьетнамцы чтили ее как духа приносящего счастье.
Впоследствии отношения между Дайковьетом и Чампой оставались очень натянутыми. Так, в 1047 году чамский посол был сослан в отдаленный район по причине того, причиной чего летописи указывают непочтительность следующего правителя Чампы по отношению к Ли Тхай Тонгу. По-видимому, речь идет о том, что чамы снова стали вести независимую политику оправившись от поражения трехлетней давности. Однако никаких военных мер «непочтительсноть» чамского короля не повлекла.
Отношения с Сунской империей
В конце царствования Ли Тхай То отношения между Дайковьетом и Китаем значительно ухудшились из-за военного похода предпринятого в 1027 году наследным принцем Ли Тхай Тонгом в спорные пограничные территории двух государств. Сунский император Жэнь-цзун (правил в 1022—1063 гг.) отдал приказ гуандунскому наместнику поднять войска и выступить против армии вьетов, однако, смерть в 1028 году Ли Тхай То, а также нежелание ещё неготового в это время к крупномасштабной к войне с северным соседом Дайковьета ввязываться в серьёзный конфликт позволили разрешить спорные вопросы: действие приказа о снаряжении военных отрядов против вьетского государства было приостановлено, и в том же году Суны отправили посла с выражениями соболезнования по случая кончины Ли Тхай То, а также с указом о назначении Ли Тхай Тонга на ряд должностей и пожаловании ему титула Зяоти выонга (кит. 交趾王, пиньинь Jiāozhǐ wáng) (в 1039 году Жэньцзун пожаловал вьетскому правителю титул Намбинь выонга (кит. 南平王, пиньинь Nánpíng wáng)). Однако пограничные конфликты, с которых началось царствование Ли Тхай Тонга, не прекратились, а наоборот, все больше разгорались во время его правления.
Горные племена и отношения Дайковьета и сунского Китая
Горные районы по водоразделу Красной реки и Сицзяна и его притоков, населенные тайскими народами (нунгов, чжуанов и т. п.), в XI веке становятся центром консолидации племенных союзов и образованием протогосударств, в то же время эти территории, богатые полезными ископаемыми (залегающими неглубоко и с очень высоким содержанием руды серебром, медью, свинцом, оловом) не подчиненные никому начиная с X века, привлекают внимание далекой империи Сун и более близкого Дайковьета.
Оба государства стремились политически подчинить тайские племена, сделав их полусамостоятельными, о заселении территорий подконтрольных им не шло речи. Вьетские государи нередко стремились породниться с горскими князьями, отдавая им в жены принцесс (как это произошло, например, и в царствование Ли Тхай Тонга, когда в 1029 году принцесса Бинь Зыонг была отдана замуж за правителя одного из северных горных княжеств), таким образом стремясь связать племенную знать не столько родственными узами, сколько культурным влиянием.
Нередки были случаи, когда некоторые вожди племен переходили со своими подданными под власть сначала одной, потом другой империи. Так, китайские источники зарегистрировали переход в годы, приходившиеся на девиз правления Жэнь-цзуна Цзин-ю (кит. 景祐, пиньинь Jǐng yòu) (1034—1038), предводителя одного из этих племен со своими 600 соплеменниками. Ли Тхай Тонг совершил поход против них. Китай позволил вернуть их, но предостерегал вьетнамского императора от того, «чтобы [он] не казнил и не убивал их»[7]. Зачастую племена, формально подконтрольные одному государство, совершали набеги на пограничные территории другого.
По сообщениям вьетнамских летописей в 1036 году взбунтовались территории населенные нунгами[2], однако, об ответных действиях вьетнамской стороны не говорится. Китайские хроники более подробны: в этом году горные племена напали на целый ряд пограничных пунктов в провинциях Гуанси и Гуандун, угнали скот и вернулись обратно к себе, в связи с этим инцидентом китайский император направлял Ли Тхай Тонгу упреки и впоросы по поводу набега, а также приказывал поймать гловаря и казнить его[8].
В 1038 году князь нунгов Нунг Тон Фук (Нунг в имени — указатель на племенную принадлежность) объявил свое княжество независимым, а себя — императором. Ли Тхай Тонг лично возглавил поход против нового суверена. В результате боевых действий Тон Фук был пленен, препровожден в Тханглонг и казнен там.
Однако сыну казненного самопровозглашенного монарха по имени Нунг Чи Као удалось бежать, и в 1041 году он собрал военные силы и вернулся во главе их, чтобы продолжить дело своего отца. Новое государство получило название Дайлить. Однако очередной поход Дайковьета привел к пленению Нунг Чи Као, которого, как его отца, привезли в столицу. Невозможность замирить нунгские племена и контролировать земли их расселения заставила Ли Тхай Тонга искать союза с Нунг Чи Као. Его вина была «прощена», а земли фактически им контролируемые пожалованы ему во владение (обставлено это было так, как будто бы Ли Тхай Тонг пожалел оставшегося без отца Нунг Чи Као, поэтому император Дайковьета пожалел горского князя и простил). В 1043 году вьетский император пожаловал Нунг Чи Као печать куан выонга, а также одну из самых высших чиновничьих должностей. Однако о предоставлении независимости территориям под властью Нунг Чи Као речи не шло, вьетская империя считала их своими — столкновение с желавшими обрести самостоятельность нунгами отодвинулось на короткий срок. Вьеты стремились обезопасить свои северные рубежи на время войны с чамами, а нунги ещё не были готовы тягаться с несколько раз их побеждавшими до этого войсками Дайковьета.
Успешный поход Ли Тхай Тонга на Чампу, а также замирение с нунгами (в 1045 году Нунг Чи Као прибыл на аудиенцию к Ли Тхай Тонгу) заставили Сунов занервничать. В Китае ожидали нападений со стороны вьетов или подконтрольным их горских князей, в связи с чем были усилены южные пограничные пункты. Однако пока никаких военных действий не последовало.
В 1048 году, то есть через 7 лет после своего пленения, Нунг Чи Као решил, что готов к войне за независимость и снова выступил против Дайковьета. В 1050 году он присоединил также ряд горных территорий, формально входивших в Сунскую империю, и снова объявил о создании нового государства, теперь уже с названием Наньтян. Через два года Нунг Чи Као обратился к Сунам за помощью против вьетов, но те не проявили интереса к его просьбе занятые собственными внутренними проблемами. Тогда Нунг Чи Као совершил стремительный поворот в политике и начинал борьбу с поднебесной. Его войска, состоящие из конгломерата племен, куда входили многочисленные тайские народы, вторглись в 1052 году в равнинные территории, подконтрольные Сунам, где их поддержали местные тайские племена.