План
Введение
1 Рождение. Юность
2 Мятеж принцев. Восшествие на престол
3 Правление
3.1 Девизы правления
3.2 Внутренняя политика
3.2.1 Мероприятия по укреплению власти императора
3.2.2 Продолжение политики Ли Тхай То, направленной на создание централизованной империи
3.2.3 Борьба с выступлениями внутри страны и на окраинах
3.3 Религиозная политика
3.4 Внешняя политика
3.4.1 Южное направление
3.4.2 Отношения с Сунской империей
3.4.2.1 Горные племена и отношения Дайковьета и сунского Китая
4 Смерть
Список литературы
Введение
Ли Тхай Тонг ((вьетн. Lý Thái Tông; кит. 李太宗, пиньинь Lǐ Tàizōng), запретное имя — Фат Ма (вьетн. Phật Mã; кит. 佛瑪, пиньинь Fó Mǎ) 1000—1054) — второй император (c 1028) вьетнамской династии Поздние Ли.
1. Рождение. Юность
Ли Фат Ма родился в 1000 году в округе деревни Кофап, что в Бакзянге (ныне уезд Тышон, провинция Бакнинь). В 1009 году его отец Ли Конг Уан стал основателем новой династии, в этом же году Ли Фат Ма был назначен наследным принцем. Когда мальчику было 12 лет, для него был построен дворец вне запретного города, в гуще городских кварталов отстраивоемой новой столицы, обоснование этому стало стремление отца к тому, чтобы будущий правитель был хорошо осведомлен о делах народа.
Ли Фат Ма с юных лет принимал участие в государственной деятельности. В 1020 году именно Ли Фат Ма возглавил армию Дайковьета, принимавшую участие в междоусобной войне в Чампе на стороне одной из чамских группировок. В 1024 году возглавил армию в походе в тяу Фонглуан, в 1026 году — в Зиентяу, а в 1027 году — тяу Тхатнгуен.
2. Мятеж принцев. Восшествие на престол
Весной 1028 года умер отец Ли Фат Ма, император Ли Тхай То. Старшие чиновники отправились во дворец наследного принца, чтобы просить его вступить на престол. До смерти Ли Тхай То, по-видимому, три брата Ли Тхай То (Зык Тхань, Ву Дык, Донг Тинь) составили заговор с целью помешать Ли Фат Ма взойти на трон. Войска трех подвластных братьям-заговорщикам областей собрались у столицы. Сражение между верными наследнику силами и отрядами мятежников произошло у Западных ворот запретного города, победу одержали солдаты наследного принца, один из принцев (Ву Дык) был убит, остальные бежали. Одним из героев боя был военачальник Ле Фунг Хиеу, вставший во главе защитников законного наследника. В день сражения Ли Фат Ма вступил на престол перед гробом покойноного императора.
В бывшей императорской столице городе Хоалы жители во главе с ещё одним принцем (Кхой Куок) восстали против Ли Тхай Тонга. По мнению Д. В. Деопика, «природа этого выступления была иной и более архаичной. Если три принца (участвовавшие в битве у запретного города) не посягали на формирующееся единство страны и спорили лишь о том, кто будет управлять из единого нового центра, Кхай Куок своим выступлением противопоставил один центр — другому. Не случайно, что после осады Хоалы и капитуляции мятежного принца не только он, но и его приближенные — наиболее политически активная часть населенеия Хоалы — были принудительно переселены в Тханглонг, под контроль центральной власти»[1].
Помимо убитого во время сражения у Западных ворот Ву Дыка, остальные мятежные принцы, были прощены Ли Тхай Тонгом.
3. Правление
3.1. Девизы правления
1028—1034 — Тхиен тхань (вьетн. Thiên Thành; кит. 天成, пиньинь tiān chéng)
1034 — 1039 — Тхонг тхюи (вьетн. Thông Thụy; кит. 通瑞, пиньинь tōng ruì)
1039 — 1042 — Кан фу хыу дао (вьетн. Càn Phù Hữu Đạo; кит. 乾符有道, пиньинь qián fú yǒu dào)
1042 — 1044 — Минь дао (вьетн. Minh Đạo; кит. 明道, пиньинь míng dào)
1044 — 1049 — Тхиен кам тхань ву (вьетн. Thiên Cảm Thánh Võ; кит. трад. 天感聖武, упр. 天感圣武, пиньинь tiān gǎn shèng wǔ)
1049 — 1054 — Шунг хынг дай бао (вьетн. Sùng Hưng Đại Bảo; кит. трад. 崇興大寶, упр. 崇兴大宝, пиньинь chóng xìng dà bǎo)
3.2. Внутренняя политика
Мероприятия по укреплению власти императора
Как результат мятежа принцев при Ли Тхай Тонге была введена торжественная клятва всех высших и столичных чиновников на верность монарху. Она стала ежегондой и практиковалась до конца XV века.
Однако новый император понимал, что только на заверения в верности нельзя полагаться. Сразу же после метяжей был утвержден состав дворцовой стражи, общая числнность которой составила приблизительно 2000 человек и была разделена на десять отрядов, каждый из которых также делился на два: левый и правый. На лбу у этих гвардейцев татуировали особый знак, который служил пропуском и одновременно удерживал от сдачи в плен.
Следующим мероприятием, предпринятым Ли Тхай Тонгом в 1029 году с целью обезопасить себя от возможных дворцовых метяжей, было создание цитадели внутри Тханглонга на месте одного из заброшенных дворцов. Обоснованием к строительству цитадели стало якобы появление дракона у основания этого дворца. «Вьет Шы Лыок» так передает слова императора: «Этот дворец разрушен, осталось только основание, ныне же здесь появился дракон. Означает ли, что это — место, где обосновался дракон?»[2]
Продолжение политики Ли Тхай То, направленной на создание централизованной империи
Одним из важнейших мероприятий, предпринятых Ли Тхай Тонгом и направленном на укрепление централизации государства, стало создание в 1042 году первого известного вьетнамского письменного кодекса законов. Историки СРВ, характеризуя этот документ, указывают: «Появление кодекса законов — одно из важных событий в истории права Вьетнама, свидетельствующее о том, что централизованное государство уже характеризовалось относительной стабильностью и определенной регламентацией жизни»[3].
Одной из мер усиления государственной власти послужил указ 1043 года о запрете торговли хоанг-намами (вьетн. hoàng nam) — свободными общинниками, основным тягловым населением страны — и превращения их в лично зависимых крестьян. Таким образом наносился удар по крупным феодалам и ослабевали центробежные силы в Дайковьете.
При Ли Тхай Тонге продолжилось совершенствование налогового законодательства. Официально была закреплена плата высшим чиновником, ведавшим сбором налогов, которая составила 1/10 от собранного количества, налог был соответственно увеличен. Система, при которой сборщик (член династии или высокопоставленный чиновник) получал долю государственного налога, возможно, существовала и раньше, и была широко распространена вполедствии.
На правление Ли Тхай Тонга приходятся первый упоминания вьетнамских хроник о создании централизованной системы почтового сообщения в государстве. В 1042 году император выпустил указ о строительстве почтовых станций на дорогах Дайковьета, а в 1044 году в летописи «Вьет Шы Лыок» упоминается о создании почтовой станции в Зяламе «для проживания чужеземных послов из прилегающих стран»[2]. Д. В. Деопик полагает, что только при Ли Тхай Тонге началось создание сети государственных дорог от столицы к провинциальным центрам. При этом каждая дорога делилась на участки, на каждом из которых был пост с небольшим гарнизоном для обслужинвания доставки государственной почты[1]. Также на почтовых станциях могли останавливаться иностранные послы и торговцы.
Для расширения экономических связей с другими государствами в 1047 году была создана торговая слобода Вонгкуок.
Борьба с выступлениями внутри страны и на окраинах
После мятежа трех принцев и подавления выступлений первого года правления императора в стране сохранялась относительная стабильность, позволившая Ли Тхай Тонгу сконцентрироваться на борьбе с Чампой и решением вопросов со ставшими неспокойными территориями, населявшимися тайскими племенами нунгов по водоразделу Красной реки и Сицзяна и его протоков и бывшими де факто независимыми и от Сунов и от Дайковьета (об этом см. во Внешней политике). Однако Ли Тхай Тонгу все же приходилось бороться с бунтующими областями и восставшими окраинными территориями империи, и иногда эти выступления против центральной власти носили достаточно серьёзный характер, как например мятежи в Хоантяу, Диньнгуене и Айтяу в первые годы правления — 1031, 1033 и 1035 годах соответственно, — которые приходилось подавлять войскам под руководством самого императора. За годы правления Ли Тхай Тонга было раскрыто также несколько заговоров с целью свернуть правителя, как например, в 1041 и 1048 годах.
3.3. Религиозная политика
Ли Тхай Тонг был ревностным сторонником буддизма и даже являлся седьмым патриархом одной из школ тхиен — Куангбить [4]. Он активно участвовал в жизни сангхи. Так, император часто собирал монахов в храме Тхиенфук для ведения дискуссий на тему буддийской философии. Согласно легенде, во время одной из таких встреч Ли Тхай Тонг сочинил следующую гатху:
Реальность праджни лишена родства.
Все люди — призраки, я тоже пустота.
В минувшем, настоящем и грядущем
Лишь Дхарма Будды неизменно будет[5].
Многие его действия обосновывались в рамках буддийского вероучения, например, человеколюбие, проявившееся в прощении своих мятежных братьев, в жалости по отношению к поверженному Нунг Чи Као или пленным чамам (однако это не мешало Ли Тхай Тонгу устраивать кровавые показательные казни других своих врагов, как заговорщика Фам Кхы Лиеу, умерщвленного в 1049 году посредством «отделения мяса от костей» на рынке Донгтэй.
Вслед за своим отцом император Ли Тхай Тонг продолжал оказывать покровительство буддизму. Так, летопись «Вьет Шы Лыок» упоминает о строительстве в 1030 году 150 буддийских и даосских монастырей. А.Б. Поляков, анализируя данную хронику, полагает, что в этом конкретном случае «упоминание о даосских монастырях могло свидетельствовать о некотором распространении даосизма во Вьетнаме того времени, однако обращает на себя внимание тот факт, что во всей летописи о даосизме упоминается всего два раза, и то в сочетании со словом „буддизм“, „буддийский“, что могло быть просто штампом подобно термину „три религии“. Кроме того, под даосизмом часто подразумевались впоследствии традиционные вьетнамские культы»[6]. Также в главе «Вьет Шы Лыок», посвященной императору Ли Тхай Тонгу, рассказывается о чиновнике-конфуцианце, которому было поручено написать оду, посвященную чуду, произошедшее в буддийском храме, что позволяет говорить о наличии конфуцианства во Вьетнаме того времени, однако, скорее носивший характер номинального учения с минимум внутреннего содержания, нежели чем истинного конфуцианства.