Смекни!
smekni.com

Ли Тхай То (стр. 2 из 2)

Социально-экономическая и административная реформа

В начале своего правления Ли Тхай То провел административную реформу. Страна была разделена на 24 крупные административные единицы «ло», во главе которых были поставлены приближенные государя, а не чиновничий слой, как это будет позже в истории Вьетнама. Однако реформа объективно направленная на централизацию государства была, по-видимому, преждевременной и не закрепилась в это время.

Одним из первых мероприятий в социально-экономической сфере стала налоговая реформа: проходила унификация системы социально-экономических отношений между государством и основной массой населения, вводя в заключительную стадию централизации государства после восстановления независимости и недолгой раздробленности. В 1013 году в Дайковьете было введено шесть основных налогов:

1. на рисовые поля, сады, рыбные пруды;
2. на поля под шелковичными кустами и наносные земли;
3. на продукты природы, если они поступали на рынок
4. на соль (на внешней границе и на внутренних таможнях)
5. на рога носорога, бивни слона и благовонные масла, добываемые в горах
6. на благовонное дерево для курений, фрукты и цветы.

Список налогов не упоминает налог с солеварен, полвека спустя собираемый солью. Налог на рисовые поля собирали и исчисляли в снопах. Только в 1042 году уже при Ли Тхай Тонге был введен новый налог в пользу сборщиков в размере 1/10 от основного собранного налога, а до этого оплата труда сборщика не была никак регламентирована. Первоначально сбором налогов занимались родственники и даже родственницы (что удивительно) императора, что понятно при общей нехватки чиновничества при первых императорах Поздних Ли. Д. В. Деопик полагает, что «государственные налоги со свободных крестьян в это время составляли от 1/10 до 1/6 урожая в обычное время»[3].

В 1016 году было объявлено об отмене рисового налога на три года для всех крестьян страны. Это была обычная мера во время прихода к власти новой династии во Вьетнаме. Возможно, к этому побудили также внутренняя нестабильность первых годов правления Ли Тхай То

Религиозная политика

Игравшая при Ранних Ле большую роль буддийская сангха, сохраняет важнейшую роль в государстве, ее глава остается духовником и советником монарха при новой династии; влияние буддийского духовенства даже усиливается. Отмечалось, что Ли Тхай То «всегда приглашал во дворец бонзу Да Бао и беседовал с ним о дао („истинном пути“). Бонза принимал участие в решении всех политических дел династии» [6]. Во много это связано с тем, что Ли Тхай То, будучи сам учеником буддийского монаха, покровительствовал вьетнамскому изводу чань-буддизма, традиции тхиен. Однако такая роль буддизма была связано не только с личными предпочтениями императора: буддийские храмы и пагоды были центрами образования, поэтому чиновничий слой при Поздних Ли выходил из этой среды, тем более, что получение монашеского «звания» проходило после прохождения экзамена, санкционированного государством, что было выгодно создаваемому централизованному государству. По мнению Д. В. Деопика, в это время «степень слияния светской и духовной власти была „стандартно высока“, как и везде в это время в ЮВА»[3].

Ли Тхай То широко развернул строительстве буддийских культовых сооружений, посылал посольство в Китай за Трипитакой, отобрал «более тысячи жителей столицы, сделав их буддийскими и даосскими монахами»[7]. Конфуцианство по-видимому играло незначительную роль или не играло ее вообще. Через несколько веков ученый-конфуцианец с ревностью писал: «В области Тхиендык… возвели восемь буддийских монастырей. А еще подновили монастыри и даосские кумирни во всех провинциях и обратили в буддийских монахов более тысячи человек в столице. При этом расход сил и средств на строительные работы невозможно выразить словами. Но ведь средства — они дождем с Неба не падают, а силы — они не духами подаются. Разве это не выжимание жизненных соков из народа?! И разве можно выжимание соков из народа назвать заботой о его благоденствии?!.. Закономерно, что после него из поколения в поколение [императоры Ли] возводили возносившиеся к облакам крыши и стены. Устанавливали монастырские колонны из резного камня. Палаты Будды размерами и красотой многократно превосходили обиталище монарха. А низы народа подражали этому. Дело доходило даже до казней, ссылки, разорения, пренебрежения к родичам. Больше половины населения превратилось в монахов. А в государстве, куда ни сунься — везде монастыри» [2].

Летопись «Вьет Шы Лыок» упоминает о том, что император в 1013 году участвовал в «Водном празднике», во время которого проводились лодочные гонки. Эта традиция восходит к общим аустрическим культам народов Юго-Восточной Азии.

Строительство в столице

Строительство новой столицы было одним из важнейших внутриполитических направлений деятельности первого императора новой династии. Обретшее независимость менее ста лет назад государство стремительно входило в число сильнейших государств региона и его новая столица должна была соответствовать новому внешнеполитическому положению страны, поэтому нет ничего удивительного в тех многочисленных упоминаниях о создании архитектурных сооружений в новой столице.

Согласно летописи «Тоан Тхы», в 1009 году Ли Тхай То выделил 20 000 куанов (что было равно 200 000 тиенов или 14 миллионам донгов) только для найма рабочих-медеплавильщиков[8], по-видимому, для строительства новой столицы. В 1010 году в Тханглонге было построено около 10 дворцов, несколько храмов и другие сооружения. В последующие годы строительство не было столь автивным, однако, картина, созданная в летописи «Вьет Шы Лыок», создает впечатление о обширном строительстве в новой столице (особенно в начале правления Ли Тхай То). В 1012 году был построен дворец для наследного принца, интересно, что он был построен вне запретного города (?) в гуще городских кварталов, что было обосновано тем, что наследник престола должен быть осведомлен о делах простого народа.

В столице помимо административных сооружений, резиденций правителя и т. п. было широко развернуто строительство буддийских культовых сооружений. «Вьет Шы Лыок» упоминает о сооружении храмов и ступ в 1010, 1011, 1016 годы.

Согласно легенде, Ли Тхай То, увидевший во сне духа То Лить и имевший с ним разговор, пожаловал ему титул «Великого князя бога-хранителя Тханглонга»[9], согласно другому переводу, — «Великого выонга хранителя крепостного рва державной столицы Тханглонга»[2].

4. Смерть

Умер Ли Тхай То в 1028 году на 55 году жизни и был похоронен в Тхоланге.

Список литературы:

1. Краткая история Вьета (Вьет Шы Лыок). М., 1980

2. Антология традиционной вьетнамской мысли. X — начало XIII вв.

3. Деопик Д. В. История Вьетнама. Ч. I. Учебник. М., 1994.

4. Цит. по Машкина И. Н. Китай и Вьетнам (III—XIII вв.). М., 1978.

5. Машкина И. Н. Китай и Вьетнам (III—XIII вв.). М., 1978.

6. Цит. по Маслов Г. М. Феодальный Вьетнам (XIV — начало XV в.). М., 1989.

7. Краткая история Вьета (Вьет Шы Лыок). М., 1980

8. Чешков М. А. Очерки истории феодального Вьетнама. По материалам вьетнамских хроник XVIII—XIX вв. М. 1967.

9. Мифы и предания Вьетнама. СПб., 2000.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ли_Тхай_То