Смекни!
smekni.com

Хайле Селассие I (стр. 2 из 4)

В ноябре 1930 года Хайле Селассие I создал конституционную комиссию, целью которой стала работа над созданием первой письменной конституции страны. За основу создания была взята японская конституция Мэйдзи[19]. В июле 1931 года император утвердил первую конституцию Эфиопии, которая закрепляла за ним императорскую власть. В ст. 5. первой конституции страны говорится, что «В силу своей императорской крови, а также в силу своего помазания на царство особа императора священна, её достоинство неприкосновенно и её власть нерушима…»[20] В стране был учреждён двухпалатный парламент, состоящий из сената, члены которого назначались из числа знати, а также палаты депутатов, отбор в которую осуществляли знать и местные вожди. Верхняя палата формировалась лично императором, а нижняя — представителями феодальной знати. Высшая законодательная, исполнительная и юридическая власть закреплялась за императором. Император объявлялся также высшей судебной инстанцией страны[21]. Таким образом, народ был полностью лишён каких-либо политических прав[17]. Однако конституция ограничивала право наследования престола для потомков Хайле Селассие[22].

Спустя несколько месяцев после введения конституции политическая оппозиция во главе с расом Хайлу Тэкле Хайманотом предприняла попытку свержения Хайле Селассие I. Во время свадьбы наследника престола Асфа Уосэна лиуль рас Хайлу Тэкле Хайманот организовал побег Лидж Иясу. Однако заговор провалился: Лидж Иясу был арестован, а Хайле Тэкле Хайманот казнён. Именно в момент заговора император Хайле Селассие I осуществлял план нейтрализации нежелательных ему настроений в провинции Тигре. Он попытался достичь этой цели путём брака своих детей с представителями могущественных тигрейских родов[23]. Таким образом наследник Асфа Уосэн женился на Уолетэ Ысраэль, дочери лиуль раса Сьюма Мэнгэши; дочь императора Зэннэбе Уорк вышла замуж за дэджазмача Хайле Сылассе Гугсу, сына лиуль раса Гугсы Арая, потомка императора Йоханныса IV.

Между тем император продолжал проводить преобразования во внутренней политике. В течение последующих трёх лет после принятия конституции негус утвердил новые проекты по строительству школ и университетов, дорог и больниц[24]. Правительство Хайле Селассие I, расходуя всего лишь 2 % государственного бюджета и поступления от так называемого налога на образование, смогло открыть к октябрю 1935 года более 20 школ[25]. В 1931 и 1935 годах им были приняты законы об частичном освобождении рабов. Хайле Селассие назначил членов парламента с консультативными функциями и министров. Были проведены реформы государственной финансовой системы, общественной безопасности, здравоохранения, образования. Император старался сохранять баланс в отношениях с колониальными державами — Великобританией, Францией и Италией.[26]

Хайле Селассие I завершил формирование регулярной армии. Однако попытки эфиопского правительства оснастить армию современным оружием натолкнулись на сопротивление западных держав. Эфиопии было отказано в продаже тяжёлого вооружения. Поэтому армия была оснащена только стрелковым оружием[17].

2.2. Итальянская агрессия

В 5 часов утра 3 октября 1935 года итальянская армия без объявления войны начала вторжение в Эфиопию. Войска под руководством генерала Эмилио Де Боно, расквартированные на территории Эритреи, перешли пограничную реку Мареб и развернули наступление в направлении Адиграт — Адува — Аксум. Одновременно на юге с территории Итальянской Сомали армия под командованием генерала Родольфо Грациани перешла границу и начала наступление в направлении Горрахей — Харар. В 10:00 Хайле Селассие I отдал приказ о всеобщей мобилизации[27]. Он лично взялся за ход военных действий, указал правила, по которым эфиопы должны воевать. В своих приказах от 19 октября император даёт более чёткие указания главнокомандующему эфиопской армии расу Касса, как армия должна вести себя при обнаружении самолёта противника, где следует устанавливать палатки, что надо сделать для того, чтоб сбить вражеский самолёт, и т. д.[28]

С вторжением стали распространяться слухи, что Италия намерена восстановить «законного императора Иясу V». Спустя какое-то время стало известно, что Лидж Иясу скончался. Существует несколько версий о таинственной смерти Иясу V, но ни одна из них не имеет полного подтверждения. Тем временем Хайле Селассие, возглавив неподготовленную, плохо вооружённую армию, отправился сражаться на Северный фронт. В ходе войны итальянские войска применяли огнемётные средства, разрывные пули и химическое оружие, сбрасывая на мирное население и в места сосредоточения войск негуса бомбы с ипритом. Хайле Селассие впоследствии писал[29]:

Мы атаковали пулемётные гнёзда противника, его артиллерию, голыми руками захватывали танки, мы переносили воздушные бомбардировки, но против отравляющих газов, которые незаметно опускались на лицо и руки, мы ничего сделать не могли.

28 ноября император покинул свою резиденцию в Аддис-Абебе и перебрался в штаб-квартиру в Десе, откуда руководил ведением боевых действий[30]. 21 марта 1936 года Хайле Селассие прибыл в Кворам, где он принял на себя командование Резервной армией численностью 40 тыс. человек, расположенной в районе озера Ашанги, часть которой составляла 25-тысячная гвардия. Негус решил повести армию в решающее наступление и изгнать итальянцев. Интересно, что в своём послании к армии Хайле Селассие напутствовал солдатам: «Не берите с собой щиты и копья, в современном бою они помеха»[31]. В районе Май-Чио в южной части провинции Тыграй произошло решающее сражение. Войска императора 31 марта атаковали фронт итальянского туземного корпуса у озера. Руководя военными действиями, Хайле Селассие не удалось добиться никакого успеха. После того, как итальянская армия под командованием маршала Пьетро Бадольо перешла в наступление, Хайле Селассие отдал приказ об отходе с позиций у Ашанги, обернувшейся бегством эфиопской армии.

Узнав о поражении императора, части эфиопской армии из племени азебу-галла подняли восстание и, соединившись с итальянцами, завершили разгром эфиопской армии у Ашанги. В руки итальянцев попали личный автомобиль Хайле Селассие и его радиостанция. Через несколько дней Хайле Селассие обратился к мировому сообществу с призывом о помощи[27]:

Неужели народы всего мира не понимают, что борясь до горестного конца, я не только выполняю свой священный долг перед своим народом, но и стою на страже последней цитадели коллективной безопасности? Неужели они настолько слепы, что не видят, что я несу ответственность перед всем человечеством?.. Если они не придут, то я скажу пророчески и без чувства горечи: Запад погибнет…

Утром 2 мая Хайле Селассие I вместе с семьёй, вельможами и чиновниками сел на поезд до Джибути. В качестве принца-регента и верховного главнокомандующего он оставил своего двоюродного брата Рас Имру. Спустя три дня итальянцы заняли эфиопскую столицу. В тот же день Муссолини торжественно объявил, что отныне Эфиопия является колонией Итальянской империи. Тем временем два поезда с родственниками и придворными императора достигли Джибути. Вскоре за негусом прибыл английский корабль, на котором Хайле Селассие отплыл в Палестину[32]. История с бегством императора вызывает противоречивые мнения. В правительственном издании «День победы» за 1977 год прямо указывается на потрясение народа, вызванное «решением Хайле Селассие покинуть поле боя ради относительной безопасности и комфорта зарубежного изгнания». Однако, с другой стороны, гибель или пленение итальянцами Хайле Селассие I, оставшегося в сознании народа символом государственности и независимости, могли ещё более отрицательно воздействовать на эфиопское сопротивление. Не случайно итальянцы неоднократно распространяли в Эфиопии ложные слухи о смерти императора в изгнании[11].

2.3. Изгнание

После захвата Эфиопии император организовал временное правительство, которое руководило партизанскими отрядами[12]. Находясь в эмиграции, Хайле Селассие выступил с речью на заседании Лиги Наций в Женеве:

Я, Хайле Селассие I, император Эфиопии, стою сейчас перед этой трибуной, требуя справедливости для своего народа, и помощи, обещанной ему 8 месяцев назад, когда 50 наций единогласно вынесли вердикт об имевшем место нарушении международных обязательств и агрессии, совершенной против эфиопского народа. Не было еще случая, чтобы глава государства выступал здесь лично, но не было также случая, чтобы целый народ подвергался столь невыносимой жестокости со стороны агрессора, при полном попустительстве тех, кто объявил себя его союзниками. Не было также правительства, поставившего себе целью с помощью варварских методов полностью истребить другой народ, игнорируя самые священные обязательства, данные всеми нациями Земли, запрещающие применение против мирного населения ядовитых газов, вдыхание которых несет смерть. Я призываю поддержать борьбу за древнюю независимость эфиопского народа. С этой миссией, ради выполнения своего священного долга глава эфиопской империи, возглавлявший ранее свой сражающийся народ, прибыл сюда, в Женеву. Я молю Всемогущего Бога избавить другие народы от жесточайших страданий, выпавших на долю эфиопов, страданий, потрясенными свидетелями которых выступили сопровождавшие меня сюда высокопоставленные лица…

Заканчивая своё обращение, он заявил: «Бог и история будут помнить ваше решение»[33].

12 июля 1940 года Великобритания официально признала Эфиопию своим союзником.

2.4. Возвращение

15 января 1941 года Хайле Селассие I самолётом прибыл в Судан, чтобы возглавить эфиопские силы в борьбе с итальянскими оккупантами. Спустя пять дней он был доставлен самолётом в Эфиопию[34]. Собрав при поддержке британского правительства армию, император Хайле Селассие двинул вооружённые части на Аддис-Абебу. Узнав о возвращении императора, население Эфиопии начало во всей стране вооружённое восстание[35]. 18 января Хайле Селассие I во главе 2-тысячного эфиопского отряда перешёл эфиопско-суданскую границу, вступив на территорию провинции Годжам в районе местности Омедла[36]. К границе также вышли части генерал-лейтенанта У. Платта. После нескольких сражений с итальянскими войсками, которые избрали для себя тактику отступления, британцы к концу апреля освободили практически все северные районы Эфиопии и продолжили наступление на Аддис-Абебу. Установив к концу февраля контроль над значительной частью Итальянского Сомали, части генерал-лейтената А. Г. Каннингхэма вступили на территорию Эфиопии и, освободив южные и восточные районы страны, также направились к столице и заняли её 6 апреля того же года[37].