ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого
стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.
Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль
церкви. Можно сказать, что религия постепенно заполняет место канувшей в
небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня
религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими
проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной
подавленности, ощущение разобщенности.
На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям,
издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской,
иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться
положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих
исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых
является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем
тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода
тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего
имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность
воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого
братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети
огромное количество молодежи.
Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура,
насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее
состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие
покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение
культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности
России в XXI столетии.
Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 года, и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л. Ростропович, Г. Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный... Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.
В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составлял 70—90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс патентов и лицензий, а в Россия — только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн специалистов, занятых в науке, в 1996 году— меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.
(Вывод)Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и др.
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась
религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также откры-тие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.
Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно — через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).
i Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация — не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.
i Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Нар-компросе, отрицая культурное наследие.
i В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.
[дан 14.1)<ыр шина! Исш
Риды г. Ilipom «пикши 1|ди|м
• Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения.
• В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, — переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.
i Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется
деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.
i Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют «внутренней эмиграцией».
i Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому
(1866—1944).
i Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878—1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus— высший, последний), или искусства геометрической абстракции.
i Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.
Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883—1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда— так называемого аналитического искусства.
Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З. Шагал (1887—1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение — евра-зийство.
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький (1868—1936).
i Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.