В начале IV в. просветитель Армении св. Григорий основывает в Арцахе монастырь Амарас, ставший одним из главных центров армянской культурной и церковной жизни. В этом же монастыре вскоре был похоронен другой св. Григорис, внук Просветителя, убитый в Албании язычниками[37][38] в провинции Пайтакаран к востоку от Арцаха.
«Укреплённый гавар (округ) Арцах» упоминается Фавстом Бузандом в ряду областей, восставших в 360-е гг. против армянского царя Аршака II[39]; он был разгромлен и приведён к повиновению полководцем Мушегом Мамиконяном[40].
В «Армянской географии» Анании Ширакаци (VII в.) Арцах числится 10-й провинцией (нахангом) Великой Армении, разделённой на 12 гаваров (округов), с юга на север:
1. Парсаканк (Парзванк, по берегу Аракса),
2. Мюс Хабанд (в нём находился монастырь Амарас),
3. Муханк,
4. Пианк (напротив Тигранакерта и нынешнего Агдама),
5. Харджланк,
6. Мец Аранк,
7. Бердадзор],
8. Мец Квенк,
9. Вайкуник (район нынешнего Кельбаджара),
10. Когхт (впоследствии Гюлистан, в советские времена — Шаумяновский район),
11. Кусти,
12. Парнес.
(карту см. здесь). Арцах должен был выставлять 1000 воинов в царскую армию. Однако там же указывается, что ко времени Анании он был «отторгнут от Армении». Действительно, в 387 г. Армения была подвергнута разделу, в результате которого наханги Утик, Арцах и Пайтакаран отошли к Албанскому царству. После передачи правобережья Куры на территории Нагорного Карабаха продолжает процветает армянская культура[41].
4. Средние века. Хаченское княжество
Полиэтническое Албанское царство (население армяне, албанские и иранские племена) была ликвидирована персами в 461 г., затем восстановлена и вновь ликвидирована в 510 г., вновь восстановилось в 630 г. и было окончательно уничтожено арабами в 705 г.
Не желая административно подчиняться католикосам Вагаршапата (Эчмиадзина), правители Албании завели собственный Албанский (Агванский) католикосат. В 705 г. Албанский католикосат вступил в унию с Армянской церковью и окончательно стал её частью[42].
В 820-е гг., после убийства последнего[43] Михранида, князем Сахлом Смбатяном (Сахл ибн Сунбат ал-Армани[44]) из династии Араншахиков[45] на территории Арцаха образуется армянское[46] феодальное княжество Хачен с армянским населением[47][48][49]. Хаченское княжество входит в состав восстановленного Армянского государства Багратидов[50][51]. Это подтвержается историческими источниками[52] . Согласно императору Константину Багрянородному, официальные письма византийцев к князьям Хаченским и Севордийским, так же как и к другим армянским князьям X в., адресовывались „в Армению“[53][54]. В средневековье топоним „Албания“ (Агванк) распространялась также на территории армянонаселенного Хачена. Неидентичность античной Албании и средневекового понятия Агванк отмечают В. Шнирельман[45], С. Юшков[55], Р. Хьюсен[56], авторы академического „Истории Востока“[57] и другие. По мнению учёных к этому времени Арцах несомненно был армянонаселённым и сам термин „Албания“ имел уже историческое значение[57]. Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области[32][58].
В результате военно-политических мер Закарянов в конце XII века Хачен делится на три области — Нижний Хачен, Атерк и Верхний Хачен (Цар). В начале XIII века княжеское владение Атерка ослабляется, и его территории делятся между Нижним и Верхним Хаченом где правят армянские княжеские династии Гасан-Джалалян и Допян — ответвления потомков Сахля Смбатяна. После смерти князя Вахтанга Тагаворазна и раздела Атерка Гасан-Джалаляны становятся сюзеренным правителем всего Хачена. Наиболее видным правителем этой династии был Гасан-Джалал Дола „муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению“[60], правивший в XIII в. и известный как основатель главного монастыря области — Гандзасара. Благодаря своим дипломатическим способностям Гасан Джалалу удалось избавить область от нашествия татаро-монголов. С этой эпохи Хачен становится одним из центров армянской духовности и национальной культуры[49]. В результате антимонгольского движения в 1261 году князь Гасан Дажалал, один из предводителей всего духовно-культурного расцвета северо-восточной Армении, был казнён. Мхитар Гош называет Xачен (наряду с Киликией) останком армянской государственности[61].
В 1380-гг. хан Тохтамыш уводит в плен из Арцаха, Сюника и Парскаайка десятки тысяч армян[63] a в 1387 году орды Тамерлана разрушают Верхний Хачен. При стражении с захватчиками Тамерлана погибает князь Гасан III Допян. В XV веке Хачен входил в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Правители Кара-Коюнлу и Аг-Коюнлу признали церковные права „армян Гандзасара в Агванке“[64]. В начале XVI века Хачен вошёл в состав государства Сефевидов. Сефевиды включили Хачен в состав Гянджа-Карабахского беглярбекства (впоследствии Гянджинского ханства), которым правил род Зияд оглы из племени Каджаров[65]. С этой эпохи население равнинной части Карабаха было мусульманизировано и тюркизировано, тогда как в нагорной части продолжали жить армяне. Так, например в турецкой официальной грамоте о населении Аррана буквально сказано „Население горных селений из народоности армян“[66]. В документе 1701 года указыватеся что “…от Шемахи до той реки (Аракс) нет никаких неприятельских людей, только християне…»[67]. В царском документе 1740 года численность армян Нагорного Карабаха отмечается до 100 тыс. дворов[68].
5. Меликства Хамсы
В XVI—XVII веках Хаченское княжество распалось на пять мелких владений — меликств, которые соответственно получили название «Хамса» — «Пятерка». Из этих пяти меликов только правители Хачена (Гасан-Джалаляны) были коренными жителями Арцаха, тогда как остальные мелики (правители) были недавними переселенцами из других регионов. Это были (с севера на юг):
· Гюлистан, или Талыш, со столицами в одноимённых крепостях. Тамошние владетели Мелик-Беглеряны происходили от некоего удина Абова по прозвищу «Чёрный Абов», выходца из села Нидж в Ширване, человека простого, но сочинившего себе родословную, восходящую к албанским царям. В советское время это — Шаумяновский район АзССР, за пределами НКАО; в 1991 году был объявлен частью непризнанной НКР; с 1992 года контролируется армией Азербайджанской Республики, а армянское население изгнано[69]).
· Джраберд[70] — столица — крепость Джераберд. Там правили Мелик-Исраеляны, происходившие от сюникского (Сюник, иначе Зангезур — близлежащая область в Армении) мелика Исайи, сына Исраела, который бежал в область в 1687 г. после убийства местного хана, обесчестившего его сестру;
· Хачен, осколок древнего княжества Гасан-Джалалянов, со столицей — крепостью Тарханаберд (Хоханаберд); там по-прежнему правила эта династия, возводившая себя к албанским царям и дававшая католикосов Агванка.
· Варанда с крепостью Аветараноц; тамошние мелики Шахназары происходили от армянина Шахназара из Гегамского гавара, которого шах Аббас I сделал меликом за оказанные ему услуги.
· Дизак с крепостью Тох. Им правили Мелик-Аваняны, бывшие, собственно, ответвлением рода меликов Лори (давшего потом М. Т. Лорис-Меликова), армянской местности в Грузинском царстве[71];[72].
В Позднем Средневековье источники начинают упоминать о тюркских кочевниках, появившихся на равнине между Араксом и Курой (древняя область Пайтакаран, смешавшихся там с оседлым армянским и мусульманским населением и давших ей название «Карабах» — «Чёрный сад» (впервые упомянутое в хрониках XIV века). Кочевники (тюркские, затем и курдские) зимовали на равнинах, а летом откочевывали на пастбища нагорий; такой порядок сохранялся вплоть до ХХ века.
В 1405 году немецкий путешественник Иоганн Шильтбергер описывает Равнинный Карабах как землю, населённую армянами, но на которой зимуют кочевники:
«Я также провёл много времени в Армении. По смерти Тамерлана, попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох (Шахрух), имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами. Её орошает река Кур, называемая Тигр, и возле берегов сей реки собирается самый лучший шёлк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань. Армяне всегда обходились со мной хорошо, потому что я был немец, а они вообще очень расположены в пользу немцев, (нимиц), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой „Патер ностер“ („Отче наш“)»[73].
Мусульманское население Карабаха составляли и курды-шииты, поселённые около 1600 г. шахом АббасомI в позднейших Кельбаджарском, Кубатлинском и Лачинском районах.
Мелики Хамсы, как и другие армянские мелики на рубеже XVII—XVIII веков, мечтали о создании независимого государства и с этой целью направили в Европу Исраэля Орию, который пытался дипломатическим путем ходатайствовать за Армению сначала перед германским императором, а потом перед Петром I.
«Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырех един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянского …»
· Из письма Есаи Гасан-Джалаляна к Петру I [74]
События рубежа 1720-х годов — нашествие афганцев на Иран, падение власти Сефевидов и Каспийский поход Петра, казалось, обещали исполнение всех надежд. При вести о начале русского похода в Хамсе немедленно была собрана 60-тысячная армия армянских меликов и грузин [75] под командованием Давид-Бека. Однако вскоре началось турецкое вторжение в Закавказье, и Пётр I был вынужден подписать договор, по которому основная часть Закавказья была оставлена Турции. События времён турецкой оккупации (1723—1733) надолго остались в памяти армян Хамсы как годы жестокого разорения и вместе с тем героической борьбы. Армяне создали укреплённые лагеря и долгое время сопротивлялись османам. В 1733 армяне, ободренные появлением Надир-шаха, по сговору в одну ночь перерезали турецкое войско, стоявшее в Хамсе на зимних квартирах. Когда Надир-шах добивался в Мугани персидского престола, то гянджинские ханы, преданные дому Сефевидов, выступили против него. В наказание за это Надир-шах, утвердившись на престоле, в целях ослабления их власти переселил многих Каджаров из Карабаха в Хорасан, а меликам Хамсы повелел, чтобы они «сбросили с шеи знати и простонародья цепи покорности гянджинским ханам и считали бы себя свободными от них и всякие свои прошения и требования направляли бы непосредственно на имя властелина»[72]. Во главе всей Хамсы он поставил дизакского мелика Авана (главного организатора заговора 1733 г.) с титулом хана [76]. Впрочем Аван-хан вскоре умер.