Смекни!
smekni.com

История Нагорного Карабаха (стр. 1 из 15)



План
Введение
1 Древнейшие времена
2 Античный Карабах
3 Великая Армения
4 Средние века. Хаченское княжество
5 Меликства Хамсы
6 Карабахское ханство
7 Карабах под властью Российской империи
8 1918—1919
9 Армяно-азербайджанская война 1918—1920 г
10 Советский период
11 Карабахский конфликт
12 Карабахская война
13 Современная ситуация. Нагорно-Карабахская Республика
14 Международные документы
Список литературы
История Нагорного Карабаха

Введение

Пейзаж Нагорного Карабаха. Средневековый армянский монастырь Гандзасар, начало XIII в.

1. Древнейшие времена

Древнейшее свидетельство пребывания человека на территории Нагорного Карабаха (Азыхская пещера) относится к раннему палеолиту.

Медный (точнее, медно-каменный) век на территории Карабаха наступил на рубеже VI—V тыс. до н. э.; тогда же распространяется скотоводство и примитивное мотыжное земледелие и небольшие посёлки с домами из сырцовых кирпичей. В эпоху ранней бронзы (III—II тыс. до н. э.) регион населяли носители Куро-аракской культуры, ещё относительно широко применявшие каменные орудия (топоры, вкладыши). Их сменили представители Ходжалы-кедабекской культуры (XIII—VII вв. до н. э.) поздней бронзы и раннего железного века, характерная погребениями в больших курганах, также циклопическими сооружениями — менгирами и дольменами. В погребениях этой культуры, наряду с глазурованными сосудами, цилиндрическими печатями, различными золотыми изделиями и т. д., обнаружена агатовая бусина с именем ассирийского царя Ададнерари — по-видимому (хотя вопрос спорный), Адад-нирари I, 1307—1275 до н. э.[1] Около 1000 года до н. э. в Карабахе, как и во всём регионе, научились изготовлять железо и начался железный век.

2. Античный Карабах

В письменных источниках Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах [3] ) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.), найденной в селе Цовк в Армении, как страна, именуемая «Urtehini»[4][5][6]. После этого — перерыв вплоть до римской эпохи.

3. Великая Армения

С начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесидов, затем Аршакидов северо-восточная граница которого проходила по реке Кура. Упоминание о крае сохранилась у Страбона, писавшего в последние годы I в. до н. э. и первые годы I в. н. э., опираясь на источники середины I в. до н. э (времён походов Помпея). Страбон характеризует «Орхистену» (Арцах) как «область Армении, выставляющую наибольшее количество всадников»[7] . Когда Орхистена стала частью Армении — точно неизвестно. Арцах наряду с соседними областями — Васпураканом, Каспианой и Фавеной — были под властью Мидии Атропатены и вместе с этими же областями был (хотя Страбон об этом и не упоминает) захвачен у атропатенских царей основателем царства Великая Армения Арташесом I в 180-х — 160-х гг. до н. э.[8] По мнению других историков, Арташес отвоевал Арцах и Утик у албанских племен, при этом относительно существования в этот период самостоятельного албанского государства существуют разные мнения[9][10]. Во всяком случае, в начале I в. до н. э. Арцах безусловно входил в состав Армении, о чём свидетельствует зафиксированное как письменными, так и археологическими источниками основание Тиграном Великим города Арцахский Тигранакерт — первого из четырёх городов под этим именем. Развалины города, под нынешним г. Агдам, недавно были исследованы археологами. Согласно их сообщениям, найдены остатки цитадели, руины христианской базилики V—VI веков, сотни предметов, аналогичных тем, что были найдены в Армении. Город существовал c I в. до н. э. до XIII—XIV веков[11].

Античные авторы I в. до н. э. — III века н. э.: Страбон, Клавдий Птолемей, Плиний Старший, Дион Кассий, Плутарх, Азини Квадрат, Стефан Византийский и др. — единодушно утверждают, что сeверной границей Великой Армении была река Кир (Кура)[12][13][14]. Вслед за ними это же отмечает авторитетнейшая из энциклопедий по античности — энциклопедия Паули-Виссова[15]. Энциклопедия «Iranica» в статье об Армении («Армения и Иран») также утверждает, что её границы простирались на север до Кира (Куры)[16]. Правда, в той же энциклопедии в статье о Кавказской Албании М. Л. Шамо утверждает, что граница по Куре не была стабильной и нарушалась иногда в пользу армян, а иногда албанцев; но она не приводит подробностей и упоминает в этой связи только Камбисену (на северном берегу Куры, у предгорьев Кавказа), захваченную, по его словам, армянами у албанцев в I в. до н. э.[10]. Армяно-албанскую политическую границу по Куре отмечают также авторы академического «Истории древнего мира» (И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой)[17].

Для периода III—IV веков н. э. о принадлежности Арцаха Армении говорят и древнеармянские авторы: Мовсес Хоренаци, Фавст Бузанд, Анания Ширакаци. Ни одного указания на то, что Арцах до 387 г. принадлежал какому-то государству кроме Армении, в первоисточниках не существует. Тем не менее принадлежность Арцаха в античности стала предметом острой дискуссии уже в конце XX века.

Азербайджанские учёные (З. Буниатов; вслед за ним И. Алиев и др.) выдвинули теорию, согласно которой сообщения античных авторов «неточны» и Арцах не постоянно входил в состав Армении, но переходил из рук в руки между Арменией и Кавказской Албанией или даже постоянно входил в состав Албании[1]. Противники этой теории считают её частью кампании по фальсификации истории, проводившейся, по их словам, в Азербайджане ещё с советских времён[18].

Армянский историк А. Ш. Мнацаканян утверждал, что территория между Араксом и Курой всегда была заселена этническим армянами. По мнению А. Ш. Мнацаканяна, территории к югу от Куры, между озером Севан и Араксом принадлежали армянам с ранних времён формирования армянского этноса, с VII века до нашей эры. Эти территории, которые перешли во владение Кавказской Албании в 387 году нашей эры, Мнацаканян именует «Новой Албанией» для обозначения отличия от остальной территории Албании на север от Куры, и утверждает, что «Новая Албания» была армянским регионом во всех аспектах. Позиция Мнацаканяна была критически встречена международным научным сообществом, которое сочло её политически мотивированным историческим ревизионизмом[19][20][21].

По мнению американского историка профессора Р.Хьюсена, специалиства по истории Кавказской Албании и Армении, население античного Арцаха и Утика состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, и другие, и каково бы не было их происхождение, они определенно не были армянами, и хотя определенное число ираноязычных народов поселилось в регионе за долгие годы мидийского и персидского правления, большая часть коренного населения даже не была индоевропейцами[8] . Тем не менее античные авторы упоминают племя албанцев только на левом берегу реки Кура. Согласно Плинию (I н. э.) албанцы населяли территории до реки Кура (a Cyro usque),[22][23] по мнению Страбона они населяли территории от Иберии до Каспийского моря,[24] согласно сведению Плутарха албанцы живут на восточном склоне Кавказского хребта, к Каспийскому морю,[25] Дион Кассий (II—III н. э.) буквально указывает, что албанцы жили выше (ύπέρ) реки Кура,[26] Дионисий Периэгет Египетский (I в.н. э.),[27] Корнелий Тацит (I—II н. э.),[28] Гай Юлий Солин (III в.н. э.),[29] и некоторые другие, локализуют албанцев больше на прибрежных каспийских областях.

Когда и как произошла арменизация края, в точности неизвестно. А. П. Новосельцев отмечает, что часть населения всего правобережья Куры была арменизована ещё в период политической гегемонии Армении, то есть до конца IV века[12]. Уже Страбон утверждает, что все области Армении «говорят на одном языке», но это не обязательно означает, что армянский язык был домашним языком для всего населения царства, а только то, что он был общим языком, lingua franca или даже койнэ (как русский в нынешней России). Но во всяком случае к началу Средневековья арцахцы говорили не просто по-армянски, но и на своём собственном диалекте, что отмечает около 700 г. поэт и грамматик Степанос Сюнеци, который писал буквально:

И для знания языка требуется знакомство со всеми говорами, такими как (говоры) Корчайка и Тайка, и Хута, и Армении Четвертой, и Спера, и Сюника, и Арцах[30][31].

Следует учитовать также, что начало VIII века это время фиксации факта наличия арцахского диалекта, сам диалект, естественно, был сформирован намного раньше.

Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области[32]. Так, по строению зубной системы они оказались очень близки к своим кавказским соседям (азербайджанцам и лезгинам, в меньшей степени — адыгам) и довольно далеко отстоят от жителей современной Армении, которые в значительной степени являются потомками переселенцев из более южных армянских областей (ныне в составе Турции и Ирана) и относятся к переднеазиатскому антропологическому типу[33]. (Разумеется, этот факт никак не относится к вопросу об их этничности, ибо этничность определяется иными факторами, нежели строение зубной системы).

Известно также, что к северу от Арцаха, на равнинах Куры, ещё в VII в. до н. э. осели племена скифов, или «саки», как их называли здесь, отчего область получила название Сакасена (по-армянски Шакашен). Согласно Страбону «Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам; одни набеги были дальние, другие же — на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена»[34]. Географ пишет также, что Сакасена/Шакашен «граничит с Албанией и рекой Киром»[35] и является частью Армении[36].

На северо-восток от Арцаха простиралась провинция Утик, этнически удинская, как следует и из названия. На западе она граничила с этнически вполне армянской провинцией Сюник, так что Мовсес Хоренаци, например, знает Арцах под именем «Малый Сюник»[37].