Содержание
Введение
Глава 1. Становление системы образования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение
1.1 История становления системы образования осужденных к лишению свободы
1.2 Российский и международный опыт нормативно–правового регулирования образования осужденных
Глава 2. Особенности организации получения образования осужденными к лишению свободы
2.1 Организация получения общего образования осужденными
2.2 Организация получения профессионального образования осужденными
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.
Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В представленной работе предпринята попытка исследования проблем реализации этого весьма важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.
Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.
Учитывая сказанное, актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и применения новых образовательных технологий.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности организации получения общего и профессионального образования осужденными к лишению свободы.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить исторический аспект развития норм, закрепляющих возможность получения образования осужденными к лишению свободы, на разных этапах формирования уголовно-исполнительной системы;
- проанализировать нормы уголовно-исполнительного права, а такжемеждународно-правовых актов, регламентирующих реализацию конституционного права на получение образования осужденными к лишению свободы;
- изучить особенности организации процесса получения осужденными общего и профессионального образования.
Теоретико-методологической основой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.С. Михлина, С.В. Познышева, В.И.Селиверстова, И.Л. Трунова и др.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.
Глава 1. Становление системы образования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение
1.1 История становления системы образования осужденных к лишению свободы
Изменение государственного устройства России в XX веке привело, в том числе, к изменению политики в области пенитенциарных проблем. В 20-е годы прошлого столетия в России кардинальным образом меняется отношение к проблеме средств наказания лиц, осужденных за преступления различной степени тяжести. Наряду с режимом и трудом, как основными средствами исправления осужденных, немалую роль начинает играть обучение. Одним из первых, кто подчеркивал позитивное воздействие обучения на исправление осужденных, был С.В. Познышев. Еще в 20-х годах прошлого столетия он писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни… Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов» [13].
Значительным изменениям подверглась вся система исполнения уголовных наказаний в советский период, приведшая к разработке гибкой системы условий пребывания в местах лишения свободы. Именно в этот период стал утверждаться принцип – от тюрем к воспитательным учреждениям. Организаторы системы исполнения наказания исходили из гуманистического в своей основе положения, что изоляция человека от общества уже сама по себе несет карательную функцию, поэтому ужесточение условий содержания и еще большее ограничение прав заключенного вступают в противоречие с задачами исправления и перевоспитания.
Особенное внимание стало уделяться проблеме обучения осужденных, которое становится социально ответственным. В стране началась широкая кампания борьбы с неграмотностью. Были изданы Декреты «О мобилизации грамотных» (1918 г.) и «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.), которые имели непосредственное отношение, в том числе, и к организации обучения лиц, содержащихся в местах заключения. Обучение осужденных закреплялось рядом нормативных актов. Так, в Положении о работных домах (1918 г.) определялось создание при каждом работном доме школы. Во временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.) разъяснялись вопросы организации общего образования и воспитания заключенных, формирования учительских кадров и т.п.
«Положение об общих местах заключения» (1920 г.) определяло обязательность обучения для всех заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста, и содержало описание системы норм, регулирующих не только учебный процесс, но и воспитательную работу с осужденными. Успехи в учебе наряду с примерным поведением рассматривались в Положении как показатели исправления и перевоспитания заключенных. В обязательном порядке они отражались в характеристиках и учитывались при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (применялось в лагерях до 1939 года) или о предоставлении заключенным тех или иных льгот.
Следует отметить, что тенденция к увеличению роли воспитательной работы и образования осужденных из числа трудящихся, а также культурно-просветительской работы среди них прослеживается во всех законодательных актах 20-х годов. В то же время с принятием в 1922 году Уголовного кодекса РСФСР среди научных и практических работников шли споры о возможности применения воспитательно-исправительных мер к заключенным – выходцам из классово-враждебной среды. Здесь, в отличие от абсолютно принимаемой позиции применения воспитательного воздействия на преступников из числа рабочих и крестьян, в применении такого же воздействия к представителям классово-враждебных слоев единства не было.
16 октября 1924 года ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, законодательно определивший систему мест заключения с различными видами режима содержания осужденных. В кодексе впервые было дано определение понятию режима в местах заключения, который основывался на правильном сочетании принципов обязательного труда заключенных и культурно-просветительской работы. В качестве задачи-минимум определялись ликвидация неграмотности, обучение политической грамоте, культурно-просветительское воспитание осужденных.
В 30-е годы продолжалась работа по развертыванию культурно-просветительской работы в лагерях. Традиционно культпросвет работа соответствовала классовому характеру исправительно-трудовой жизни заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства. Такая работа должна была показывать, что исправительная система лагерей, построенная на обязательном труде, дает заключенным возможность постепенного облегчения лагерного режима, включительно до приближения его к вольным работам.
В инструкции по проведению политико-воспитательной работы в лагерях особого назначения в разделе «Школьная работа» приводятся следующие рекомендации и положения:
– минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности среди заключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научить заключенного читать книгу, газету и подтолкнуть его на путь самообразования;
– занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а с малограмотными не менее двух раз в неделю;
– посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, не достигших 50-летнего возраста;
– наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школы профессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.) в зависимости от производственного уклона того или иного лагеря;
– программы занятий разрабатываются учителями и заведующим культурным отделом и утверждаются начальником лагеря.
Дальнейшая тенденция на гуманизацию пенитенциарной системы продолжилась в Исправительно-трудовом кодексе 1933 года. Правда, в нем была предусмотрена уже не культурно-просветительская, а политико-воспитательная работа, в сферу которой включалось и общеобразовательное обучение. В 30-е годы проблема малограмотности уже не являлась для большинства населения колоний актуальной. На первое место выходят задачи подготовки грамотных кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства. В то же время наряду с привитием трудовых навыков с заключенными проводились мероприятия по поднятию их интеллектуального уровня и политической грамотности путем общеобразовательного и профессионального обучения.