Смекни!
smekni.com

История Москвы 2 (стр. 2 из 6)

Московские переписчики славились не только на Руси, но и за ее рубежами. В XVI в. в Москве был создан новый летописный свод. В 1553 г. построен Печатный двор на Никольской.В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром.

Одним из важнейших событий в истории Руси стало венчание первого царя, 17-летнего великого князя Иоанна IV Васильевича (впоследствии Грозного). Восшествие его на престол получило церковное благословение митрополита Макария и «всего освященного Собора русскыя митрополии...» А в 1561 г. была получена от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа благословенная грамота за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, подтверждавшая царское звание Иоанна IV Васильевича.

Но в грамоте оговаривалось, что «совершенное митрополитом Макарием не может быть крепко и что только Римскому и Константинопольскому первосвященникам дано преимущество венчать царей». Это замечание грубо оскорбило русских: патриарх, сам нуждавшийся в признании своего сана от турка, присваивает себе право дать или не дать царский титул государю свободного православного Русского царства - прямого наследника павшей Византийской империи.

Поэтому после смерти Ивана Грозного в 1584 г. московские власти делают усилия для появления на Руси первосвятителя, поскольку считали, что царская власть станет общепризнанной, когда появится высший церковный иерарх. В 1589 г. в Москву из Константинополя прибыл патриарх Иеремия со свитой и при участии «всего священного Собора» епископов Русской Церкви возвел митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. Русская Православная Церковь стала автокефальной.

В 1589 г. Русская Православная Церковь стала автокефальной - знак свободы и значимости Русского царства.

Борьба с иноземными захватчиками

В начале XVII в. Россию потрясают события, получившие у современников название «Смутное время - символ» вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но одновременно это было время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, спасшего страну от катастрофы, отстоявшего ее независимость.

В этот период, как в калейдоскопе, менялись правители Московского государства, а сама Москва была занята польскими войсками. После ряда неурожайных лет на Руси наступил страшный голод, унесший миллионы жертв.

Возглавил духовное сопротивление первоначально патриарх Гермоген, который объявил, что если «королевич» (московский государь Владислав Жигимондович) не примет православие, чему всячески противился его отец, фанатично преданный католицизму Сигизмунд III, а полки не покинут русские уезды, Владиславу «не государить».

Когда стало ясно, что эти условия не будут выполнены, патриарх начал рассылать грамоты с призывом к сопротивлению, и города стали сговариваться между собой об освобождении Москвы.

Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский - смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками.

В августе 1612 г. князь Пожарский пришел под Москву и вместе с частью казаков отразил попытку поляков извне освободить осажденный гарнизон. Однако Китай-город и Кремль удалось освободить лишь в конце октября, когда обессилившие от голода поляки были вынуждены капитулировать. И Москва была освобождена. В честь этого события в 1818 г. на Красной площади был установлен памятник, на постаменте которого были начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

В начале 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета. При встрече царь и митрополит совершили земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет был поставлен на патриаршество и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место.

Освобождение Москвы от поляков в Смутное время происходило во имя спасения Отечества и православной веры

Москва в XVIII в. - центр культуры и просвещения

С середины XVIII в., после петровских реформ, благодаря чему Россия вышла на международную арену, значение Москвы как важнейшего культурного центра Русского государства возрастает.

В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нем - для детей дворян, а также для детей купцов и разночинцев. И его значение росло день ото дня. Здесь с 1756 г. стала издаваться первая неправительственная газета России - «Московские ведомости».

Появление первого московского журнала - «Полезное увеселение» - также связано с университетом. Издателем его был асессор Московского университета поэт М.М. Херасков.

Расцвет московской журналистики в конце XVIII в. связан с именем Н.И. Новикова, арендовавшего с 1779 по 1789 г. типографию университета.

В этот период в Москве издавалось пять научных и десять литературно-публицистических журналов.

К концу XVIII в. расцветает публицистика.

Москва в Отечественной войне 1812 г.

За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события.

Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления.

В память об освобождении России от французских завоевателей в 1839 г. на месте Алексеевского женского монастыря была начата постройка Храма Христа Спасителя, закончившаяся в 1880 г. В его сооружении участвовал практически весь народ: кто присылал капитал, а кто рубль. Расписывали же Храм лучшие художники и живописцы России.

Память о войне 1812 г. закреплялась созданием приделов и циклов икон, посвященных крупнейшим событиям минувшей войны, а также Александровского сада, Манежа, площадей-форумов - Театральной и Красной.

В послепожарной Москве было возведено специальное мемориальное гражданское сооружение - Триумфальные ворота. Место у Тверской заставы для них было выбрано не случайно. Тверская улица и Петербургское шоссе, будучи конечными и начальными отрезками пути, соединяли обе столицы - Москву и Петербург.

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника в честь Победы принадлежит императору Николаю I. Во время коронационных торжеств в апреле 1826 г. он выразил желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Его постройка воспринималась москвичами как общенародное дело.

Средства на строительство, кроме выделенных правительством, поступали и от Городской думы и от отдельных граждан. Открытие ворот состоялось 20 сентября 1834 г., в 20-ю годовщину завершения Отечественной войны.

Москва стала символом общерусского сопротивления в Отечественной войне 1812 г.

Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке

Духовная жизнь Москвы в XIX в., как и в предшествующем столетии, была связана главным образом с различными журналами, обществами и литературно-художественными салонами. В 1802 г. Н.М. Карамзин основал журнал «Вестник Европы». «Словесность и политика составят две главные части его», - так определял свою программу издатель.

Журнал «Русский вестник», издаваемый С.Н. Глинкой, уделял основное внимание русской истории, в частности истории Москвы. Начало века ознаменовалось созданием при университете Благородного пансиона и «Дружеского литературного общества». А через 10 лет было учреждено «Общество любителей российской словесности», просуществовавшее с небольшими перерывами более 100 лет. Членами его были многие выдающиеся русские писатели, в том числе А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой.

Большое оживление в культурную жизнь Москвы вносили литературные салоны. Московские поэты, писатели, ученые собирались у М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина, спорили о политике, философствовали, но отдавали предпочтение словесности, и в первую очередь поэзии, в которой все отчетливые звучали гражданские мотивы.

Литературная жизнь XIX веке

Изгнание французский армии сначала из Москвы, а затем из пределов государства, триумфальное вступление русской армии в Париж способствовали большому политическому и нравственному подъему, который охватил передовую часть российского общества.

В Москве родились и выросли многие декабристы: 50 будущих декабристов учились в Московском университете и в университетском пансионе. С ней связан и «заговор 1817 г.», направленный против императора Александра I. В Москве сформировалась ранняя декабристская организация «Военное общество», здесь родился «Союз благоденствия».

События 14 декабря 1825 г. стали переломным моментом в общественной жизни России. Идейные брожения продолжались, и особенно в Москве, в Московском университете. В начале 1830 г. здесь существовало несколько студенческих кружков, занимавшихся в основном философией и политикой: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, В.И. Соколовского, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича.

Самым крупным событием в литературной жизни Москвы в последекабристский период можно считать приезд А.С. Пушкина в сентябре 1826 г. и чтение им трагедии «Борис Годунов» в домах С.Л. Соболевского и Д.В. Веневитинова.

В 40-х гг. XIX в. шла острая идеологическая борьба между славянофилами и западниками. Горячие споры вспыхивали в Московских салонах: то у Елашных у Красных ворот, то в доме Аксаковых на Смоленской, то у Погодина на Девичьем поле, где в эти годы часто и подолгу жил Н.В. Гоголь. Победа в Отечественной войне способствовала политическому и нравственному подъему.