Когда при Иване III в Московском Кремле начали сооружать стены, башни, соборы и т.д., то потребовались специалисты. И в столицу были приглашены итальянские архитекторы и строительные мастера (в основном из генуэзской торговой колонии Сурож в Крыму). Некоторые итальянцы (сурожане) осели в Москве надолго, отстроили себе дома, лавки и завели торговлю шелковыми тканями, драгоценностями, стеклом.
Приезжали в Москву гости и из Италии – венецианцы и генуэзцы, особенно в XV в. Их называли «фряги» или «фрязины». Так, по приглашению Ивана III в столице строили и перестраивали соборы и дома, а главное - Кремль, Аристотель Фиоравенти, Алевиз Фрязин Миланец, Марк Фрязин, Петр Фрязин. Многие из них осели в Москве, женились на русских и даже принимали православие. Память об этом сохранилась, например, в названии подмосковного города Фрязино.
Среди ремесленников и купцов, приезжавших в столицу, было много немцев («ливонцев» и «остезийцев»), а также эстонцев и латышей («лифляндцев»). Надо сказать, что тогда немцами называли выходцев не только и Германии, но и из Англии, Скандинавских стран.
В Москву приезжали и оседали в ней выходцы из разных стран Азии и Европы.
Сначала иноземцы, особенно богатые и именитые, селились близ центра города: строили себе усадьбы, торговые лавки, склады и т.д. Были у них и свои церкви (лютеранская и кальвинистская), где они свободно отправляли религиозные обряды, поскольку Русская Православная Церковь относилась к иноверцам без предубеждений.
Однако при Иване Грозном (1533-1584) иноземцев начали притеснять и выселять за городскую черту - за р. Яузу. Это поселение стало называться Немецкой слободой. Во времена правления Ивана Грозного были даже разрушены церкви иноземцев, а строительство новых не поощрялось. Более того, опричники устраивали погромы домов и лавок «ливонских» купцов.
«Ливонцами» в те времена называли пленных немецких торговцев и ремесленников, которые были вывезены по приказу Ивана Грозного из городов Нарва, Дерпт и др. в ходе Ливонской войны. Многие иноземцы из числа пленных были искусными мастерами по изготовлению оружия - бронниками, которые делали холодное оружие и броню для русских войск (об этом напоминают названия: Бронная, Пушечная, Кузнечная слобода, а теперь - улицы).
С XVII в. отношение к иноземцам меняется в лучшую сторону - многие из них получают разрешение строиться и селиться на центральных улицах города, возводить в Москве свои храмы. А уж Смутное время оказалось и вовсе благосклонным для голландских, итальянских, английских, немецких купцов, которые толпами съезжаются в Москву. Однако вместе с торговыми и мастеровыми людьми сюда приезжают авантюристы и просто разбойники. Среди приезжих были разные люди и относились к ним в разное время по-разному.
При царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) - первом из рода Романовых и его сыне Алексее Михайловиче (1645-1676) иноземцы (не принявшие православия) постепенно переселяются за Покровские ворота в Кукуй (в Немецкую слободу). Здесь строятся новые дома, усадьбы, школы и церкви (лютеранская, кальвинистская, английская).
Несмотря на протекционистскую политику Алексея Михайловича по отношению к русским купцам и ремесленникам, все же усиливается приток иностранных купцов, мастеровых, военных в Москву.
При Петре I (1682-1725) число жителей Немецкой слободы выросло очень значительно. При этом коренным образом меняется их состав: в Москву приезжают специалисты по военному и рудному делу, инженеры и архитекторы, врачи и аптекари.
В Немецкой слободе в те времена уже существовали железоделательный завод, одна из первых мануфактур по производству шелка, бумажная фабрика. По приказу Петра I там строится казенная полотняная фабрика.
В Немецкой слободе жили друзья и соратники Петра I - Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П. Гордон и др. Они много сделали и для становления Петра I как личности, и для развития русской армии, книгопечатного дела, науки, промышленности. Петр I основал в Москве Школу навигационных и математических наук, многие преподаватели которой были иноземцами. Греки по происхождению И. и С. Лихуды преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Немецкая слобода из не обрусевших иноземцев оказала сильное влияние на Петра I .
В послепетровские времена в Москву по-прежнему приезжало много немцев, французов, итальянцев, поляков, армян, евреев. Они пополняли ряды торговцев, преподавателей, гувернеров, портных, модисток и т.д. Французские и итальянские актеры играли и пели в московских театрах, участвовали в культурной жизни столицы.
Богатые купцы-иностранцы имели крупные магазины колониальных товаров, одежды и обуви (из 18 модных магазинов, располагавшихся тогда на Кузнецком мосту, русским был только один), ювелирные магазины, книжные и мануфактурные лавки, а предприниматели открывали новые заводы и фабрики. Все это очень способствовало развитию русской промышленности и торговле.
В послепетровские времена иностранцы продолжали активно участвовать в культурной и экономической жизни города
Москва - религиозный центр России
Москва исторически становится и религиозным центром России, причем это положение сохранялось даже тогда, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург. Этому своему духовному статусу Москва обязана, в том числе, Русской Православной Церкви, так как здесь находилась резиденция ее патриархов.
Православие - наиболее массовое вероисповедание России. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5% населения империи. В 1905 г. в России действовало 48 375 православных церквей, численность белого духовенства (включая низший мир) составляла 103 437 человек.
Москва – центр русского православия, наиболее массового вероисповедания России.
В этом же году в России насчитывалось 267 мужских православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность черного духовенства составляла 20 199 человек. В Москве действовали сотни церквей и 25 монастырей (15 мужских и 10 женских). Каждая слобода в городе считала необходимым иметь свою церковь и не жалела денег на ее постройку.
Но к 1939 г. в России практически не осталось ни одного монастыря, ни одной духовной семинарии, было уничтожено множество церквей.
В 1936 г. был разрушен собор Казанской Божьей Матери, воздвигнутый Д. Пожарским на Красной площади рядом с могилами геройски погибших русских воинов. Был взорван и Храм Христа Спасителя - дань благодарных потомков героям 1812 г., возведенный на средства, собранные всей Россией.
В последнее время стали возрождаться приходские церкви. К Московской епархии, возглавляемой патриархом, относятся более 200 приходских храмов, мужские (Свято-Данилов, Донской, Сретенский, Новоспасский и Свято-Никольский) и женские монастыри (Рождества, Богородицкий, Покровский, Зачатьевский и Новодевичий). Москва, как и вся страна, строила церкви, гордилась ими, уничтожала и восстанавливала их.
Кроме того, Москва, исторически стала центром для старообрядцев всех толков. В городе им принадлежат два собора: на Рогожском и Преображенском кладбищах.
Столица России оказалась также одним из духовных центров ислама. Здесь функционируют несколько мечетей, в том числе и центральная. В Москве представлены сегодня и другие религиозные учреждения. Католикам принадлежат костелы св. Людовика, Непорочного Зачатия, а также приход в посольстве Германии.
На Армянском кладбище находится храм Армяно-Григорианской Церкви. Немало в Москве и представителей различных протестантских концессий и сект. Свои общины имеют пресвитериане, адвентисты, пятидесятники, методисты, приверженцы иудаизма.
В Москве действуют представительства и других Православных Церквей, крупных монастырей России и зарубежья, в том числе подворье Антиохийского, Иерусалимского, Соловецкого монастырей и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва исторически стала центром многих мировых религий.
История Московского Кремля
Для внешнего облика города характерна радиально-кольцевая планировка. И по этим кольцам, как по кольцам на стволе дерева, можно определить возраст столицы: Китай-город, Белый город (нынешнее Бульварное кольцо), Земляной город (ныне Садовое кольцо), Московская кольцевая железная дорога Московская кольцевая автомобильная дорога.
Дороги, которые издревле вели к Москве, со временем превращались в основные радиальные улицы: дорога на Тверь стала Тверской, на Дмитров - Большой и Малой Дмитровками, а от крепостных ворот стали ответвляться все новые и новые улицы, образуя пучки городских магистралей.
По мере развития города вокруг Кремля возводились новые укрепления. Постройки Китайгородской каменной стены с 13 башнями (шесть из них имели проездные ворота) относятся к XVI в.
Возведение стен и башен Белого города было завершено в 1593 г. В этот же период посад за стенами Белого города укреплялся земляным валом с деревянными стенами и 50 башнями. Именно это укрепление и получило в дальнейшем название Земляного города. Москва – естественно расширяющийся и увеличивающийся город.
Здесь следует рассказать о Московском Кремле - градостроительном заповеднике столицы, сокровищнице русской культуры и истории.
Кремль расположен на Боровицком холме. В плане он представляет собой неправильный треугольник. С одной стороны, протекает Москва-река, с другой - р. Неглинная (в 1819 г. ее заключили в подземную трубу). Площадь Кремля в пределах крепостных стен составляет 27,5 га, общая длина стен - 2,235 км, высота - от 11 до 19 м, ширина - от 3,5 до 6,5 м. Первое деревянное укрепление Кремля, засвидетельствованное летописью, относится к 1156 г. К сожалению, деревянная городская застройка Кремля часто подвергалась пожарам во время вражеских нашествий, а в первой трети XIII в. Кремль был выжжен дотла.