Для исполнения законов о лесе и наказания преступников существовала целая система специальных судов[7]:
· Суд ареста (англ. Court of attachment), заседавший каждые сорок дней под председательством хранителя леса или его заместителя, который инициировал судебное расследование преступлений против леса, регистрировал арестованных обвиняемых и определял, в какую инстанцию необходимо направить данное дело.
· Суд отношения (англ. Court of regard), который рассматривал дела о нарушениях закона об обязательном лишении собак когтей.
· Свейнмот (англ. Swainmote), заседавший три раза в год с участием практически всех судебных и полицейских служащих королевского леса, который рассматривал вопросы выпаса крестьянами скота в заповедниках и уплаты соответствующего платежа (паннажа).
· Выездной суд (англ. Court of eyre) — высшая судебная инстанция по делам лесного права, заседавший раз в три года под председательством специальных судей выездных сессий, которые выносили приговоры по преступлениям против прав короля в отношении заповедных лесов.
Данные судебные органы сложились лишь в конце высокого Средневековья, в более ранние периоды, когда территория королевского леса была максимальной, а правовые нормы — наиболее жёсткими, отдельные суды для каждой категории дел ещё не сложились, а заседания судебных коллегий были более регулярными. В некоторых королевских лесах на протяжении всей истории их существования один судебный орган выполнял функции нескольких. С падением значения лесного права в Англии суды по делам королевских лесов расформировывались. В 1817 г. был упразднён пост выездного судьи.
1.5. Финансовое значение. Границы закона
Благодаря крупным штрафам, налагаемым на нарушителей законов о лесе, королевские заповедники в XI—XIII веках играли большую роль для финансирования государственных расходов. В 1176 г. в одном лишь Хемпшире за преступления против королевского леса было осуждено более сотни человек, а сумма взысканных штрафов и платежей за выгул скота превысила 2000 фунтов стерлингов. В конце XII века доля поступлений от заповедных лесов составляла 9,8 % доходов королевской казны. Существенное значение леса имели также как источник материала для строительства морского флота, культовых сооружений, королевских дворцов и замков. Наконец, зверина была одним из важных продуктов питания аристократии и короля.
Несмотря на всю жестокость законов о королевском лесе, применение их на практике не всегда было последовательным. Многие служащие королевского леса, которые были такими же держателями земель, как и другие мелкие рыцари, сержанты или фригольдеры лесной округи, не всегда приводили в исполнение суровые постановления короля и часто закрывали глаза на небольшие проступки против лесного права. Об этом свидетельствуют неоднократно издававшиеся королями указы о необходимости усиления контроля за соблюдением прав короля в заповедниках и наказаниях за ненадлежащее исполнение своих обязанностей лесничими, рейнджерами и другими служащими королевского леса. При попустительстве местных служителей заповедников в лесах скрывались беглые крестьяне или осуждённые рыцари, среди которых, вероятно, были и прототипы Робина Гуда, легендарного «благородного разбойника» из Шервудского леса.
1.6. Эволюция института королевского леса
Злоупотребление королями своими правами в отношении лесов, изъятие крупных территорий под действие лесного права и ограничение возможностей аристократии в сфере охоты и эксплуатации лесных ресурсов вели к росту недовольства английских баронов и рыцарей. Требование ограничения королевских прерогатив в области лесного права стало одним из основных пунктов программы массового движения аристократии в начале XIII века против короля Иоанна Безземельного, завершившегося утверждением «Великой хартии вольностей»[8] в 1215 г. Этот документ, в частности, ограничил полномочия судов по лесному праву в отношении лиц, непосредственно не проживающих на территории королевских лесов, аннулировал все акты короля Иоанна об организации новых заповедников и учредил специальные комиссии из рыцарей графств для расследования злоупотреблений королевских судей и других чиновников короля в сфере лесного права. В 1217 г. законы о королевских лесах были выделены в отдельный документ — «Лесную хартию»[9] Генриха III. «Лесная хартия» ещё более ограничила права короля на учреждение заповедников, предписала вывести из сферы действия лесного права леса, находящиеся вне королевского домена, запретила карать за нарушение прав охоты смертной казнью и расширила права подданных на пользование лесными ресурсами. Эдуард I продолжил практику ограничения королевской прерогативы в сфере лесного права, утвердив в 1299 г. «Ордонанс о лесе», которым были устранены наиболее явные злоупотребления королевских чиновников и произведена ревизия всех заповедников. В 1299—1300 гг. многие леса были выведены из сферы действия лесного права, площадь королевских заповедников существенно уменьшилась.
К концу Средневековья институт заповедных лесов стал архаичным, а законы о наказаниях за охоту без разрешения стали применяться всё реже. В Тюдоровский период лесное право использовалось, главным образом, в целях сохранения строевой древесины. Последняя попытка возрождения действия лесных законов в целях сбора денежных средств с населения была предпринята Карлом I в 1635 г., когда другие способы оплаты расходов короля были исчерпаны. Последнее заседание выездных судов лесного права состоялось в 1670 г. Тем не менее, леса, находящиеся в королевской собственности, сохранились до настоящего времени. В конце XVIII — начале XIX века площадь английских лесов даже несколько увеличилась за счёт новых посадок, которые планировалось использовать как ресурс корабельной древесины. В 1810 г. была создана Комиссия по делам лесов и земельных доходов, в управление которой перешли заповедные леса Англии. В 1919 г. она была преобразована в Лесную комиссию Великобритании. В настоящее время под управлением и охраной Лесной комиссии находится 772 000 гектаров лесных массивов. Некоторые бывшие королевские леса (Нью-Форест, Дартмур, Эксмур, Нортумберлендский лес) были превращены в национальные парки.
2. Королевские леса во Франции
3. Королевские леса в других странах
Список литературы:
1. Многие заповедники англо-нормандской эпохи располагались на территории древних англосаксонских лесов короля.
2. Перевод «Диалога о Палате шахматной доски» на английский язык на сайте Йельской школы права.
3. Такие привилегии охоты часто предоставлялись монахам аббатств, находящихся неподалёку от королевских лесов. Так в XII веке монахи Чертсби получили право охоты на лис, зацев и кошачьих в королевских заповедниках Суррея, а монахини Викса — на зайцев в Эссексе.
4. В правление Иоанна Безземельного размер премии за убитого волка составлял достаточно крупную по тем временам сумму — 5 шиллингов.
5. Оценку площади см.: Poole, A. L. From Domesday Book to Magna Carta 1087—1216. — Oxford, 1956, ISBN 978-0-19-821707-7
6. Текст Вудстокской ассизы в переводе на английский язык на сайте Constitution Society.
7. Согласно исследованиям Уильяма Блакстона в классической работе XVIII века «Commentaries on the Law of England». См.: Blackstone, W. Commentaries on the Law of England. — Chicago, 1979. — 4 т. ISBN 0-226-05538-8, ISBN 0-226-05541-8, ISBN 0-226-05543-4, ISBN 0-226-05545-0.
8. Текст «Великой хартии вольностей» на русском языке
9. Текст «Лесной хартии» на английском языке
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Королевский_лес