Первая крупная группа советских беглецов оказалась в Швейцарии летом 1944 года. В начале 1945 года сюда удалось бежать почти 8 тысячам советских военнопленных. А всего на момент капитуляции Германии в лагерях для интернированных находилось 103 689 человек[19], из которых примерно 11 000 бойцов Красной Армии. При этом наряду с советскими военнопленными в швейцарских лагерях содержалось и небольшое число бежавших с поля боя солдат коллаборационистской Российской освободительной армии генерала Власова.
В конце войны на территории Швейцарии интернировались уже военнослужащие другой стороны — вермахта.
Характерно, что и к советским военнопленным, и к власовцам швейцарцы относились гораздо хуже, чем к интернированным итальянцам или англичанам. Более того, в отличие от интернированных союзников, советские военнопленные покинули швейцарские лагеря одними из последних. [20]
В то же время по отношению к гражданским беженцам политика страны была более жёсткой.
Считается, что швейцарские иммиграционные власти отказали в пересечении границы от 20000 до 25000 еврейских беженцев из Германии, а некоторые гражданские лица, контрабандно переводившие беженцев на территорию страны, были подвергнуты судебному преследованию (реабилитированы только после 1990 года). [21]
8 марта 1995 года правительство Швейцарии официально извинилось[22] за практику непредоставления статуса беженцев лицам из Германии, имевшим в своих паспортах штамп «J», о чём в 1938 году было заключено специальное соглашение с нацистами.
6. Деятельность иностранных разведок на территории Швейцарии
Находящаяся в центре Европы Швейцария, являясь нейтральной страной, была удобным местом для организации там легальных и нелегальных резидентур. Например, военная разведка РККА имела в стране целых три независимые сети (с одной из которых сотрудничал Шандор Радо). Резидентуры Разведупра РККА, работавшие в Швейцарии, проходили в гестапо по делу «Красная капелла» и рассматривались германской контрразведкой как часть единой советской разведывательной сети в Западной Европе[23].
В Берне вёл разведывательную деятельность сотрудник Управления стратегических служб (разведывательный орган США) Аллен Даллес.
7. Инциденты с нарушением воздушной границы Швейцарии после 1940 года
7.1. Бомбардировки территории Швейцарии самолётами ВВС США
С 1943 года союзники приступили к планомерным массовым бомбардировкам целей на территории Германии, что повлекло за собой увеличение количества заходов самолётов воюющих сторон в воздушное пространство Швейцарии.
Кроме того, несколько раз самолёты ВВС США бомбили швейцарские города: 1 апреля 1944 года — Шаффхаузен на севере страны, 25 декабря 1944 года — Тайнген, 22 февраля 1945 года подверглись бомбардировкам сразу 13 населённых пунктов на территории Швейцарии, 4 марта 1945 года — одновременно Базель и Цюрих[25].
Швейцарские лётчики снова получили приказ принуждать к посадке одиночные самолёты-нарушители и атаковать групповые цели. В результате этого уже в начале марта 1944 года был сбит один американский бомбардировщик, а второй посажен на швейцарский аэродром[25].
В ходе начавшихся переговоров между сторонами американские представители объясняли свои бомбёжки плохими погодными условиями и навигационными ошибками пилотов. Швейцария требовала прекратить бомбардировки и компенсировать нанесённый ущерб. Правительство США принесло официальные извинения и ещё до предоставления данных об ущербе выплатило $1.000.000 в счёт возмещения ущерба. В октябре 1944 к этой сумме были добавлены ещё $3.000.000.
Американским лётчикам было запрещено бомбить цели ближе, чем за 50 миль от швейцарской границы, если они не могут быть положительно идентифицированы[25].
Тем не менее с увеличением масштабов бомбардировок Германии увеличивалось количество инцидентов. И если швейцарские истребители ничего не могли предпринять против формаций, превышающих 100 бомбардировщиков, они нападали на одиночные самолёты, иногда даже не имея для этого обоснований.
Так, 13 апреля 1944 года швейцарский пилот обстрелял повреждённый американский бомбардировщик, несмотря на то, что его экипаж при приближении швейцарского истребителя выпустил шасси — по международным правилам это означало «следую на указанный вами аэродром». Семь американских пилотов погибло.
С целью минимизировать риск подобных инцидентов, а также снизить напряжение в отношениях между представителями союзников и швейцарцами, в сентябре 1944 года командующему швейцарской армии генералу Гюсену поступило предложение от Штаб-квартиры Союзного экспедиционного корпуса (SHAEF) направить в их расположение швейцарских представителей[25].
После этого четыре швейцарских офицера были откомандированы в союзные войска[25].
21 октября 1949 государственный департамент США и швейцарское правительство заключили договор о перечислении 62 176 433,06 швейцарских франков (эквивалентный $14 392 692,82), в дополнение к перечисленным ранее $4 миллионам, в качестве полной и окончательной компенсации за ущерб, нанесенный гражданам и собственности в Швейцарии всеми вооружёнными силами Соединенных Штатов во время Второй мировой войны[25].
7.2. Уничтожение истребителя Люфтваффе с радиолокационной установкой
28 апреля 1944 года командир эскадрилии 5./NJG 5 Люфтваффе обер-лейтенант Вильгельм Йохнен со своим экипажем в воздушном бою сбил два английских бомбардировщика и в погоне за третьим пересёк границу Швейцарии. Однако при этом его самолёт — ночной истребитель Bf.110G-4 номер C9+EN (W.Nr.740055)[26] — был повреждён ответным огнём и совершил посадку на авиабазе Дюбендорф (Цюрих)[27].
Ночной истребитель был оснащён секретной радиолокатором «Лихтенштейн SN-2» и пушечной установкой «неправильная музыка» на борту. Кроме того, в самолёте находилась папка с секретными документами.
Чтобы воспрепятствовать возможному доступу союзников к секретной аппаратуре на борту самолёта немецким командованием было решено совершить диверсионный рейд на швейцарский аэродром.
Узнав о готовящейся операции, начальник внешней разведки бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг решил срочно вмешаться, чтобы избежать непредсказуемых последствий этого нападения. Воспользовавшись хорошими личными контактами с руководителем швейцарской разведки бригадиром Массеном, Шелленберг добился взаимовыгодной сделки: Германия согласилась продать Швейцарии 12 истребителей Bf.109G-6 за 500 тысяч золотых швейцарских франков, а швейцарская сторона в присутствии немецких представителей должна была уничтожить самолет и его оборудование[27].
18 мая 1944 года «Мессершмитт» Йохнена был сожжён. На следующий день в Швейцарию прибыли обещанные 12 истребителей. Однако немцы продали истребители с изношенными двигателями, и в результате в 1951 году Швейцария выиграла судебное дело против фирм «Даймлер» и «Мессершмитт», после чего эти фирмы выплатили денежную компенсацию.
Имеются сведения как минимум ещё о двух[28] оснащённых локаторами Bf.110, интернированных на территории Швейцарии.
8. Критика позиции Швейцарии во время Второй мировой войны
Несмотря на нейтралитет Швейцарии, в ходе Второй мировой войны её правительство регулярно испытывало на себе давление как со стороны держав Оси, так и со стороны союзников. Каждая из заинтересованных сторон стремились использовать положение страны в своих интересах и в то же время противодействовать интересам противника. Причём изменение ситуации на фронтах соответственно влияло и на интенсивность внешнеполитических влияний.
Например, именно под давлением союзников Швейцария в 1944 году запретила транзит немецких и итальянских грузов через свою территорию[25].
После победы Красной Армии и союзных войск над Германией ситуация в Швейцарии во время войны и её политика того периода стали предметом критического отношения со стороны победителей.
Суть претензий сводилась к тому, что политика Швейцарии по сути способствовала продолжению войны, и что предоставляемые Швейцарией услуги, экспорт и кредиты нацистской Германии в значительной степени не могут быть обоснованы[15].
Швейцарии ставили в вину:
· Транзит немецких и итальянских военных грузов
· Подозрение в транзите через свою территорию поездов с военнопленными и лицами, принудительно угнанными на работы[29]
· Продажу Германии золота в обмен на рейхсмарки
· Долевое участие швейцарских компаний в немецких предприятиях, на которых использовался труд военнопленных
· Жёсткую политику по отношению к беженцам
Со временем к этим претензиям добавились новые, напрямую связанные с принципом банковской тайны:
· Хранение нацистских активов в банках страны[30]
По некоторым оценкам, на конец XX века на счетах в швейцарских банках находилось около $4 млрд. из числа средств, размещённых там Германией во время войны.
· Хранение активов лиц, погибших во время войны, и невозвращение их потомкам (так называемое «Еврейское золото»)[31]
В августе 1998 банковская группа Швейцария согласилась выплатить $1,25 млрд в качестве компенсации жертвам геноцида и их наследникам.
Вместе с тем в конце XX — начале XXI века и в самой Швейцарии наметилось переосмысление политики страны во время Второй мировой войны, о чём свидетельствует выпуск факультативного учебника по истории под названием «Оглянуться назад и задать вопросы» (Hinschauen Und Nachfragen). [32]
9. Дополнительные факты
· 9 ноября 1938 швейцарец Морис Баво (Maurice Bavaud) совершил безуспешную попытку покушения на Гитлера во время нацистского парада в Мюнхене[33].
Литература
· Between the Alps & A Hard Place: Switzerland in World War II and Moral Blackmail Today
Publisher: Regnery Publishing, Inc.; 1 edition (November 1, 2000) Language: English ISBN 089526238X ISBN 978-0895262387
· Refuge from the Reich: American Airmen and Switzerland During World War II Publisher: Da Capo Press; illustrated edition edition (Oct 12 2001) Language: English ISBN 1885119704 ISBN 978-1885119704
Ссылки
· History of Switzerland
· Swissworld.org
Список литературы:
1. History of Switzerland. Conservative Concepts of Leadership vs. Nazism
2. Статья The Swiss volunteers, who fought for nazi Germany на сайте worldradio.ch