Однако многие ученые считают, что нельзя ставить знак равенства между древнетюркским и «иссыкским» письмом, ибо знаки их далеко не тождественны. А текст надписи на чаше очень мал по объему: 26 составляющих его знаков можно прочесть, как показывает математическая теория дешифровки, несколькими различными способами и «вычитать» разное содержание. К тому же нет веских доказательств, что надпись сделана именно на тюркском, а не каком-либо другом языке многочисленных народов, населявших Среднюю Азию в древности. Так что дело — за будущими открытиями и новыми исследованиями.
4.Современный взгляд на руны
Руны в современной оккультной рунологии обозначают некие принципы мироздания, то что непременно существует и является частью реального мира. При этом это может быть как элемент внешней реальности, так и часть внутренней реальности человека. Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений, метаний; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении. Они не говорят о том, что "плохо" или "хорошо"; здесь важно "работает" или "не работает", а также "к чему ведет".
После утраты функции алфавита, руны пережили второе рождение в 19-20 вв. Отцом рунической магии считается немецкий исследователь рун и оккультист Гвидо фон Лист, который, помимо прочего, создал самый «молодой» на данный момент вариант младшего футарка — Арманический. Сейчас применение рун опирается в основном на их магические функции: гадание, «зачаровывание» предметов, использование в татуировках и оберегах. Чаще всего руны в современности применяются в целях гадания. Для гадания используется набор из 24 или 25 рун. В последнем случае к обычному набору рун старшего футарка добавляется «пустая» руна, или руна судьбы, руна Одина. Как правило, руны наносят на камни, однако гадатели часто пользуются рунами из дерева, кости и даже соленного теста. Руны складывают в специальный мешочек, который следует постоянно носить с собой. Доставать руны из мешочка стоит только в момент гадания. Существует множество разнообразных способов гадания с помощью рун, при трактовке расклада учитывается значение каждой отдельно взятой руны, учитывается прямое, перевернутое и зеркальное расположение руны, их взаимное расположение, смысловые сочетания.
Руны в современной оккультной рунологии обозначают некие принципы мироздания, то что непременно существует и является частью реального мира. При этом это может быть как элемент внешней реальности, так и часть внутренней реальности человека. Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений, метаний; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении.
Заключение
Руны – это вид письменности, по форме и происхождению отличный от известных алфавитов Европы и Азии. Корень слова «руны» встречается в словах германских языков, имея общее значение: шепот, шептать, тайна, секрет, тайный совет.
Тюркский алфавит использовался долгое время всеми древнетюркскими племенами. Достаточно отметить, что на огромной территории от Западной Сибири до Восточной Европы и в Закавказье по сей день встречаются многочисленные исторические памятники с надписями на тюркском алфавите. Различные виды надписей, выбитые на камне, надписи на керамике, наскальные просветительские надписи и т.д. позволяют сказать о весьма широком для кочевой культуры тюрков распространении письменности. В исследуемых надписях строго соблюдаются правописания знаков (звуков). Почти все гласные в языке древнетюркских памятников произносятся только кратко. В нем отсутствуют долгие гласные. Долгие гласные - новое явление в современных тюркских языках, и в каждом из них они развивались своим путем. Гармония гласных является одной из характерных особенностей тюркских языков, состоящей в том, что гласные корни видоизменяются определенным образом. Незначительное число гласных в алфавите давало возможность для унификации его для всех диалектов: и тюркских и монгольских народов и племен, живущих на территории Великого тюркского каганата.
Записи на орхонских каменных книгах — памятниках мировой культуры VI-VIII вв. — поражают величием духа, мощью слова, концентрацией сил космоса в сечи кровавой, гулом битв и сражений предков, призывом к миру и добру, плачем, скорбью над погибшими героями во имя благоденствия народа.
Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений,; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении.
Литература:
1. История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы. Астана, 1999г.
2. Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. - Лившиц В.А., Алма-Ата, 1980.
3.Абдакимов А. История Казахстана. Алматы, 2001
4.Асфендияров С. Д. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1998г.
5. История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001
6.История Казахстана. Народы и культуры. Алматы, 2001
7.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 4(5) т. Алматы, 1996-2000 Т. 1-3.