Смекни!
smekni.com

Кей-Хосров мифология (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 В «Авесте»
2 В среднеперсидских источниках
3 Образ в «Шахнаме»
3.1 Детство
3.2 Возвращение в Иран
3.3 Испытание
3.4 Первая война с Тураном
3.5 Новые подвиги Ростема
3.6 Вторая война с Тураном
3.7 «Великая война» с Тураном
3.8 Восточный поход
3.9 Смерть Афрасиаба и Кей-Кавуса
3.10 Уход

Список литературы

Введение

Кей-Хосров (авест. Kavi Husravah, пехл. Kay Husraw, перс. كی خسرو‎ - Кави Хаосрава, Кави Хосрав, Кай Хусроу — «знаменитый»[1]) — один из героев эпоса персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме», легендарный царь Ирана, сын Сиявуша и внук Кей-Кавуса. Враждовал с правителем Турана — Афрасиабом.

1. В «Авесте»

Хаосрава приносил жертву в 100 коней, 1000 быков и 10 000 овец богине Ардвисуре у озера Чайчаста[2], прося её о верховной власти над миром, об успехах в ристании колесниц и об избежании западни от злодея, и богиня дала ему удачу[3].

Хаосрава (названный «героем, сплотившим страны арийцев»[4]) молился богине Аши, чтобы он смог убить Франхрасьяна у озера Чайчаста и отомстить за своего отца Сьяваршана, а также за Аграэрату[5]; а Хаома (у Фирдоуси — отшельник Хум) молился Аши, чтобы он смог пленить Франхрасьяна и передать его связанным в руки Хаосравы; и Аши вняла их молитвам[6]. Об этом же Хаома молил богиню Дрваспу, а Хаосрава, прося об этом, приносил Дрваспе у озера Чайчаста жертву в 100 коней, 1000 быков и 10000 овец[7].

Хаосрава убил Франхрасьяна тем же оружием, которым Трайтаона убил Дахака, Франхрасьян — Зайнигу, Виштаспа сражался за истину, а Астват-Эрэта будет воевать им при конце мира[8]. В молитве огню, включенной в «Малую Авесту», упомянут Кави Хаосрава, «озеро Хаосрава» [9] и озеро Чайчаста.[10].

Его имя названо последним в перечне восьми Кавиев, чьи фраваши почитаются[11]. «Замйад-яшт» упоминает «воду Хаосрава» — название одного из трёх оттоков моря Ворукаша, который образовался, когда хварно отступало от Франхрасьяна, ловившего его[12]. Тот же яшт содержит подробный перечень достоинств Кави-Хаосравы: его сила, потомство, разумность, счастье, а также говорит:

И Кави-ХаосраваНа скаковой дорожкеПо всей её длинеСпасался от ловушкиПри конном состязаньеС злодеем Нэрэманом.Всех победил могучийВладыка Хаосрава.Франхрасьяна злодеяСвязал и Кэрсавазду,Мстя за отца, коварноУбитого Сьяваршана,И за Аграэрату,Героя Наравида"[13]

В «Судгар-наске» «Авесты» рассказывалось, как Кай Хосров ездил на Ваэ в форме верблюда, отыскал Хаоишт, Туса и Кай-Апивеха и встретил Саошьянта, который восхвалил его за подвиги[14].

Авестийскому Хаосраве этимологически соответствует ведийское имя Сушравас, «Благослав»[15].

2. В среднеперсидских источниках

Правление Кай Хосрова длилось 60 лет[16]. Он был сыном Сиявахша и дочери Фрасияга, и убил Фрасияга, а затем отправился в Кангдез и передал власть Лохраспу[17]. В родословной дочь Фрасьяга и мать Кай Хосрова носит имя Виспанфрья[18].

«Суждения духа разума» называют следующие основные деяния Кай Хосрова: он убил Фрасияга, истребил кумирни дэвов у озера Чечист, обустроил Кангдиз, а также его пользой названо: «благополучное осуществление воскресения и конечного воплощения с помощью победителя Сошйанса, воскресителя»[19]. «Денкард» говорит о его хварно, об убийстве им Франграсьяка и Кэрсевазда и о разрушении храма на берегу озера Чечаст[20].

Когда Кай Хосров разрушал храмы идолов на озере Чичаст, священный огонь Гушасп находился на гриве его коня и освещал его деяния; после чего огонь был установлен рядом в алтаре у горы Аснаванд[21] (храм Атур-Гушнасп был одним из трёх главных храмов огня в Иране).

Описание сооруженного Кай Хосровом Кангдеза есть в «Бундахишне»: там царила вечная весна, у него было 15 ворот (между каждыми соседними воротами нужно было ехать на колеснице 15 дней), он был построен на головах дэвов, его части имели форму рук и ног, и он мог перемещаться[22].

По «Денкарду», второе пришествие Кай Хосрова, который будет править всем миром, ожидается перед концом света, и он будет помощником Саошьянта[23]. До этого его тело сохраняется нетленным в тайном месте на троне[24].

3. Образ в «Шахнаме»

Описание жизни и правления идеального справедливого царя[25] Кей-Хосрова занимает около четверти поэмы Фирдоуси (около 25 тыс. строк)[26], что намного больше, чем описание правления любого другого царя Ирана. Однако подвиги в нескончаемых войнах с туранцами совершают обычно его богатыри, прежде всего Ростем.

3.1. Детство

Кей-Хосров — сын царевича Сиявуша (сына иранского царя Кей-Кавуса) и Ференгис (дочери туранского царя Афрасиаба), родившийся после смерти своего отца. Сиавуш был убит по приказу Афрасиаба, незадолго перед этим рассказав жене пророчество о судьбе своего сына. Афрасиаб собирался убить и ребёнка Ференгис, но Пиран (отец Джерире, младшей жены Сиявуша) отговорил царя.

В день рождения Кей-Хосрова Пиран увидел вещий сон[27]. Когда Пиран сообщил Афрасиабу о рождении мальчика, царь приказал отослать его в горы, и Пиран отдал его на воспитание пастухам. Когда ребёнок достиг 10 лет, Пиран привёл его к царю, и Кей-Хосров (следуя совету Пирана) притворился дурачком[28]. Царь обрадовался, что ему не грозит опасность от внука, и отослал мальчика в Сиявушгорд. Там Кей-Хосров увидел, что на месте убийства его отца выросла смоковница с ликом Сиявуша на её листьях.

Тем временем Афрасиаб, разгромленный Ростемом, бежит к морю Чин, где видит Кей-Хосрова, и приказывает Пирану отослать его за море[29]. Через 7 лет Афрасиаб возвращается в Туран, вновь занимает трон, вторгается в Иран и разоряет его. Иран страдает от семилетней засухи.

3.2. Возвращение в Иран

Иранский герой Гудерз видит во сне божественного вестника Соруша, который сообщает ему о Кей-Хосрове и о том, что отыскать его должен сын Гудерза Гив. Гудерз отправляет сына на поиски, 7 лет Гив безуспешно пытается отыскать царевича. Наконец Афрасиаб приказывает вернуть Хосрова из Мачина.

В роще у источника Гив находит юного Хосрова, тот приветствует его и показывает знак на предплечье, свидетельствующий о его царском происхождении. Гив и Хосров отправляются в Сиявушгорд, и Ференгис советует сыну найти отцовского коня. Кей-Хосров ловит коня Бехзада, берёт панцирь Сиявуша и снаряжается в дорогу.

Гив, Кей-Хосров и Ференгис отправляются из Турана в Иран. Пиран, узнав об этом, отправляет за ними погоню, но доблестный Гив в одиночку разбивает два отряда туранцев, причём во второй раз берёт в плен Пирана. Хосров по просьбе Ференгис приказывает Гиву не убивать Пирана (который некогда спас ему жизнь), а отослать его связанным.

Трое путников прибывают к реке Джейхун (по которой проходит граница). Однако страж судов на реке просит в награду за переправу у Гива одно из четырёх сокровищ: панцирь, коня, рабыню или юнца. Кей-Хосров в гневе отказывается и вместе со спутниками переплывает реку верхом на коне[30]. Прискакавший к реке Афрасиаб, видя их, комментирует переправу.

3.3. Испытание

Оказавшись на иранской земле, из Зема Хосров направляет одно послание в Исфаган Гудерзу, а второе в столицу своему деду. В Исфагане им устраивают торжественную встречу. Прибыв к Кей-Кавусу, Хосров беседует с царём, который награждает Гива.

В замке в Истахре, построенном Гошвадом, вельможи возводят Кей-Хосрова на трон. Однако Тус (сын Новзера), беседуя с Гивом, настаивает, что престол должен занять не внук Кей-Кавуса, а его сын Фериборз. Гудерз с войском выступает против Туса. Тогда Кей-Кавус предлагает Гудерзу и Тусу испытать претендентов на престол в военном деле.

Вначале Фериборз с армией под командованием Туса тщетно пытается овладеть крепостью Бехман («у врат Ардебиля»), тщетно осаждая её в течение 7 дней. После этого против той же крепости выступает Кей-Хосров, чьей армией командуют Гудерз и Гив. Кей-Хосров составляет послание, иранский воин, призвав Йездана, закидывает это послание на стену, и стена сразу же рушится (что явно свидетельствует о божественном благоволении к Хосрову). Иранцы идут на штурм, берут крепость, и засевшие там дивы подчиняются царю.

Хосров строит в завоеванной крепости храм огня и живёт там год, после чего возвращается с победой, и Фериборз и Тус признают его власть. Кей-Кавус возводит внука на престол.

3.4. Первая война с Тураном

Взойдя на престол, Кей-Хосров принимает присягу от иранских вельмож, к нему прибывают также Заль и Ростем, царь объезжает своё царство. Кей-Кавус и Кей-Хосров клянутся отомстить Афрасиабу за гибель Сиявуша, и Хосров молится Йездану.

Собирая войско, он приказывает занести в книги имена великих и малых мужей, одаряет витязей и строит войско, но сам царь остаётся в столице. В Хиндустан, захваченный туранцами, Кей-Хосров посылает Ростема (Ростем же направляет туда своего сына Ферамарза), основные же силы иранцев под командованием Туса выступают против Турана.

Тус, нарушив указания Кей-Хосрова, движется к крепости Келат. Совершив ряд подвигов, гибнет сражавшийся за туранцев сводный брат Кей-Хосрова Форуд. Иранцы сперва добиваются успехов, но затем терпят тяжёлое поражение у реки Касеруд. Узнав об этом, Кей-Хосров назначает новым командующим Фериборза и отзывает Туса, которого упрекает в гибели Форуда и в поражении и заточает.

Тем временем иранцы терпят новое тяжёлое поражение и отступают. Кей-Хосров хулит Туса, но Ростем вступается за него, и Хосров прощает Туса и вновь посылает войско под его командованием против Турана.

В битве у реки Шехд иранцы добиваются успехов, но на второй день разбиты и отступают на гору Хемавен, где осаждены туранцами. Хосров, посоветовавшись с Ростемом, отправляет на помощь подкрепление под командованием Фериборза. Фериборз просит в жены Ференгис, и Кей-Хосров, несмотря на то, что мать не выражает особой радости, выдаёт её замуж за Фериборза; играют свадьбу.

Силы Фериборза, прибыв к горе Хемавен, присоединяются к основному иранскому войску Туса, вскоре туда же прибывает и Ростем. К туранцам тоже подходят подкрепления под командованием хакана Чина и Камуса Кешанского. Ростем отличается в ряде поединков, убив нескольких могучих вражеских полководцев. Наконец, когда в плен попадает хакан Чина, туранцы бегут, и Ростем отправляет Кей-Хосрову с Фериборзом послание о победе.