План
Введение
1 А.Мельник — глава ОУН
2 Польская кампания
3 Конец 1939-весна 1941 — «Диверсия Бандеры»
4 1941—1945
5 Послевоенный период
Список литературы
Введение
Организа́ция украи́нских национали́стов (мельниковцы) (ОУН(м)) (укр. Організація українських націоналістів (мельниківці)) — часто используемое название для «оригинальной» ОУН после появления весной 1941 года ещё одной — ОУН с вождём Степаном Бандерой (ОУН(б)). С начала Второй мировой войны сотрудничала с оккупационной немецкой администрацией, создавая УДК («украинские вспомогательные комитеты») в городах оккупированной Польши, с управляющим центром — УЦК в Кракове. После начала операции «Барбаросса» её сторонники и члены «походных групп» начали систематически уничтожаться структурами ОУН(б), имеющей целью формирование «Суверенной Соборной Украинской Державы с вождём С.Бандерой». Результатом этого стало перемещение немцами обоих «вождей» в июле 1941 года в Берлин и репрессивные акции против не в меру ретивых сторонников ОУН(б) на местах. После оккупации Киева немцами, ОУН(м) провозгласила создание украинской Национальной Рады, не поддержанной немцами, которые вскоре её распустили, а членов — репрессировали и расстреляли. После перехода ОУН(б) на полулегальное положение осенью 1941 года, ОУН(м) оставалась вполне легальной организацией, действовавшей в Третьем рейхе. В 1943—1944 годах УЦК принимал участие в формировании дивизии СС «Галичина». В начале 1944 года А.Мельника арестовали в Берлине и перевели в спецбарак «Целленбау» концлагеря Заксенхаузен, где с 1942 года находился С.Бандера и ряд других политических персон со всей Европы. В сентябре 1944 года вождей обоих ОУН освободили и привлекли к формированию и руководству «антибольшевистскими силами Европы». После разгрома Германии руководство ОУН(м) бежало в зону оккупации западных союзников. К этому моменту число её сторонников в сравнении с ОУН(б) выглядело довольно скромно, и для того, чтобы противостоять агрессивной экспансии ОУН(б), она пошла на сближение с другими националистическими движениями эмиграции, что в итоге привело к отходу от догм начала 1930-х. К началу 1980-х годов XX века (по мере естественной смерти основных знаковых фигур движения) сдала свои позиции в среде украинской диаспоры ОУН(б). В 1993 году легализовалась на Украине как общественная организация национально-демократического направления.
1. А.Мельник — глава ОУН
После фактического разгрома в 1934—1935 году сети ОУН и УВО в Польше основные центры ОУН в Берлине, Данциге и ряде других городов остались не затронуты, но влияние организации было ограничено только имеющейся средой украинской эмиграции. К этому моменту вместо предусмотренного широкого представительства в Руководящем органе ОУН (ПУН) остались всего три фигуры — О.Сеник-Грибовский, Ярослав Макар-Барановський и Рихард Карпат-Ярый, формировавшие «узкое руководство ОУН», фактически руководившее организацией. После ликвидации вождя Е.Коновальца 23 мая 1938 года «узкое руководство» управляло ОУН до того момента, пока ситуация в Европе стала развивается стремительно, указывая на скорую войну. В сентябре 1938 года в свободный город Данциг прибыл заместитель Коновальца в формально существовавшей УВО — А.Мельник (ведавший до этого момента лесами в канцелярии Митрополита УГКЦ Шептицкого). Вечером 11 сентября 1938 года на встрече «узкого руководства ОУН» было принято постановление, в котором значилось
«1. В соответствии с волей сл.п. Вождя Евгена Коновальца, Узкое Руководство Украинских Националистов провозглашает Главой Руководства Украинских Националистов и Вождем Националистического движения полковника Андрея Мельника. 2. С сегодняшнего дня (12 сентября) руководство ОУН, УВО и всех организованных структур Националистического движения перенимает полковник Андрей Мельник. 3. Провозглашённый сл.п. Вождем Евгеном Коновальцем Второй Сбор Украинских Националистов созывает и проводит Глава Руководства Андрей Мельник.»
Но назначенный на осень 1938 года (еще Коновальцем) съезд был перенесён, хотя уполномоченный (всё тем же Коновальцем) Ярослав Стецько не поменялся. Мельнику рекомендовалось покинуть территорию Польши и он через Берлин перебрался в Италию, в Рим. Тем временем главным «партнёром» ОУН в Германии стал 2-й отдел абвера («диверсии и психологическая война»), который ставил перед ОУН такие задачи — уничтожение на территории будущего противника важных объектов, нагнетание нестабильности, инсценировка восстаний. В задачи отдела также входило создание «пятой колонны» на территории противника. Подготовку «украинского восстания» вёл начальник резидентуры абвера в Бреслау. ОУН активно включилась в работу немецких спецслужб. Летом 1939 года в Вене прошла встреча А.Мельника с Канарисом. В рамках подготовки ОУН к участию в боевых действиях на территории Польши было сформировано специальное подразделение из галичан-эмигрантов — «Военные подразделения националистов» (укр. «Військові Відділи Націоналістів» (ВВН)) под руководством полковника Романа Сушко. По мере того как первоначально запланированная на конец августа немецкая агрессия приближалась, усиливалась и активность ОУН на польской территории. Заграничное руководство тоже не оставалось в стороне — в начале августа Мельник издал указание о формировании подготовительных комиссий для начала организации Второго Большого Сбора ОУЕ, который прошёл 27-29 августа в Риме. На нём были подтверждены полномочия Мельника, утверждены новая политическая программа и Устав организации. ОУН установила для себя монополию на идеологию и организацию политической жизни в планируемой «Украинской Суверенной Соборной Державы», построение которой планировалось на началах нациократии под единоначалием ОУН. Главе ОУН предоставлялись права Вождя Нации, который подчинялся только «богу нации и собственной совести».
2. Польская кампания
С нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война в Европе. ВВН вошли в состав немецко-словацкой группировки, наносящей удар со словацкой территории. Члены ОУН одобрительно встретили немецкую армию. Её боевики оказывали значительную помощь в ориентации немецкой авиации — подавались световые и визуальные сигналы. Проводились нападения на мелкие отступающие польские части. В ряде местностей в тылу польской армии прошли небольшие вооружённые восстания. Кроме убийств военных и полиции были отмечены и убийства мирных поляков украинскими националистами — так, только на Волыни было убито 13 гражданских лиц. В связи с быстрым продвижением немецких войск вооружённые отряды ОУН не оказали какого-либо значимого влияния на ход польской компании вермахта. В то же время Мельник находился в Берлине, где его 4-го сентября принял представитель МИД Германии, пообещавший ему решение украинской проблемы, в чуть позже в Вене на встрече с Канарисом и его заместителем Лахузеном ему было сообщено о возможности появления «западноукраинского государства» на границе с СССР, хотя и указывалось, что в данный момент в Москве ведутся активные переговоры относительно будущего территории Польши. Мельник успел даже подготовить список будущего правительства, но начало 17 сентября «освободительного похода» РККА не дало сбыться этим планам.
3. Конец 1939-весна 1941 — «Диверсия Бандеры»
После формирования на бывших юго-восточных землях Польши «зоны немецких интересов» и «освобождённой территории» Западной Украины, вскоре «воссоединившейся» с УССР, но ещё до установления чёткой и охраняемой границы между ними, А.Мельник отдал приказ о переходе большинства членов ОУН на немецкую территорию, а оставшимся было отдано распоряжение не вести активных действий и глубоко законспирироваться.
В то же время ещё 12 сентября 1939 года (незадолго до падения Варшавы) на специальном совещании в поезде Гитлера обсуждались вопросы в отношении Польши и этнического украинского населения Польши[1]. Согласно планам Гитлера, на границе с СССР необходимо было создать «государства-прокладки» между «Азией» и «Западом» — лояльные Третьему рейху Украину (на территории Галиции и Волыни) и Литву[2]. На основании политических указаний Риббентропа Кейтель сформулировал задание Канарису: «Вы, Канарис, должны организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами и имеющих те же цели, а именно поляков и евреев». Риббентроп, уточняя формы восстания, особо указывал на необходимость уничтожения поляков и евреев. Под «украинскими организациями» имелась в виду Организация украинских националистов[3][4]. Результатом этих указаний стал так называемый «Меморандум Канариса от 12 сентября 1939 года», представленный в материалах Нюрнбергского трибунала как документ 3047-ps).
Освобождённый к тому времени из польской тюрьмы С.Бандера, как и ряд других руководящих членов ОУН из Галиции, освобожденных из польских тюрем, оказался в Кракове, бывшем к тому времени одним из координационных центров абвера. Там молодой активный лидер ОУН нашёл поддержку со стороны Рихарда Ярого, курировавшего связи ОУН с немецкими спецслужбами. Согласно версии Льва Ребета, сторонники Бандеры нашли поддержку со стороны неких немецких военных кругов, в то время как группа Мельника имела связи с политической верхушкой нацистской Германии.
В ноябре 1939 года около 400 украинских националистов начали обучение в лагерях абвера в Закопане, Комарне, Кирхендорфе и Гакештейне.
Назначаемые ПУН Мельника руководители к концу осени 1939 года попросту игнорировались на местах сторонниками Бандеры.
В ноябре 1939 года Мельник вызвал к себе члена ОУН Бандеру, находившегося тогда в Германии, для включения его в состав ПУН и назначения референтом организационных дел Края. Бандера, приехавший в январе 1940 года, отказался от всех предложенных назначений и потребовал перераспределения власти и реформирования ПУН.
Хотя уже в первых числах декабря 1939 года краковское отделение ОУН (которое уже фактически было подчинено себе С. Бандерой), не согласовав своих действий с Центральным Проводом ОУН (ПУН) под руководством А.Мельника, направило во Львов курьера с указаниями о подготовке ОУН к вооружённому выступлению. Курьер был перехвачен НКВД, который сумел захватить ряд руководителей ОУН. В связи со значительными потерями в подпольной сети ПУН отдал в начале января 1940 года приказ о воздержании от активных действий и переходе в глубокое подполье. Руководимое Бандерой краковское отделение ОУН продолжало готовить вооружённое восстание, отправляя из Генерал-губернаторства на территорию, контролируемую СССР, вооружённые «ударные» группы. Первая такая группа была направлена в конце января 1940 года и была перехвачена пограничниками, части других групп удалось пройти незамеченными.