28 июля 1941 года
№ 82/п
г. Львов 28 июля 1941
Службе безопасности ОУН во Львове
Нас уведомляет протоиерей отец Табинский: наша милиция проводит теперь с немецкими органами многочисленные аресты жидов. Перед ликвидацией жиды защищаются всеми способами, в первую очередь деньгами. В соответствии с информацией отца Табинского, среди наших милиционеров есть те, которые за золото или деньги освобождают жидов, они должны быть арестованы. У нас нет никаких конкретных данных, но мы передаем вам для информации и дальнейшего использования. Слава Украине
Организация украинских националистов
Главный отдел пропаганды
[29]
Пока «глава правительства Украинского государства» находился в Берлине, его обязанности во Львове исполнял Лев Ребет еврей по национальности с немецкой стороны за успехи в формировании местной администрации и «нового порядка» «правительству» пришлось самораспуститься. Одновременно с многочисленными попытками доказать немцам свою «уникальность», ОУН(б), и прежде всего Служба безопасности ОУН(б), продолжала «убирать диверсантов» из ОУН(м) — как на «материнских украинских землях» (Галиция), так и на «средне-украинских землях» (Правобережная Украина). 30 августа в Житомире убили О.Сеника-Грибовского и М.Сциборского, в Галиции погиб ещё один высокопоставленный «мельниковец», ещё 100 «вынесли смертные приговоры». Мельниковцы ещё раз обращаются с просьбой о защите к немцам. Немцы, многократно ранее предупреждавшие ОУН(б) о необходимости прекращения подобных действий — поскольку гибли нужные для них кадры, на подготовку которых были потрачены время и деньги, 15 сентября начали репрессии в отношении руководства ОУН(б) и активных членов, арестовав к концу месяца до 1500 членов ОУН(б) по всей подконтрольной территории, от Рейхскомиссариата «Украина» до Берлина и Вены. Несмотря на это, «бандеровцы» обвинили опять во всём «мельниковцев» и продолжили издавать директивы о формировании на «материнских украинских землях» «союзной немецкому вермахту» «Украинской Национальной Революционной Армии».
Успехи немецкой армии и быстрое продвижение на восток к середине сентября 1941 года стали поводом для Гитлера окончательно отказаться от идеи появления «украинского государства». К наиболее активным членам ОУН(б) в Генерал-губернаторстве были применены репрессии. Стецько и Бандера, неоднократно[30][31][32][33] пытавшиеся письменно объяснить свою позицию нацистскому руководству, были помещены в центральную Берлинскую тюрьму, и в конце 1941 — начале 1942 года были переведены в специальный корпус на территории концлагеря Заксенхаузен где уже пребывали различные политические персоны[34].
После расширения Генерал-Губернаторства, 7 августа 1941 Краевой Центр (укр. Провід) ОУН-Р на западноукраинских землях издал Декларацию, в которой, в частности, указывалось, что «украинские националисты примут активное участие в общественной работе на всех участках национальной жизни. ОУН не идёт — вопреки провокационным сведениям вредителей украинскому делу — на подпольную борьбу против Германии.»[35]
В то же время походные группы ОУН(б) с начала кампании до ноября 1941 года не встречали значительных препятствий в своём продвижении по территории «Рейхскомиссариата Украина». В отчёте СД от конца октября 1941 отмечалось, что подобные группы, наряду с формированием администрации, полиции, уничтожением коммунистов, евреев и прочих, занимаются активной пропагандой своих идей. Отчёт начала ноября говорил о негативном отношении населения к подобным группам, а их действия вызывают «ненужную напряжённость» и «негативно отражаются на авторитете единственно возможной немецкой власти». Наиболее активных членов таких групп арестовывали и отправляли обратно в Генерал-губернаторство[36][37]. На первой конференции ОУН, проходившей в начале октября 1941 года, была одобрена стратегия на будущее, основными пунктами которой был уход в глубокое подполье. Также предполагалось прекращение антинемецкой пропаганды и действий, которые могли бы вызвать репрессии с немецкой стороны. С осени 1941 года ОУН(б) уделяла внимание наполнению украинской вспомогательной полиции своими сторонниками не только на западе, но и на востоке Украины — «украинская национально-сознательная молодёжь должна массово добровольно записываться в кадры украинской полиции» на восточноукраинских землях. Именно подразделения украинской полиции (4 — 6 тыс.) стали важной составляющей частью формирования УПА весной 1943 года.
Украинская милиция была широко задействована в уничтожении советских граждан и прежде всего евреев, цыган и коммунистов. Так, к концу осени 1941 года эти формирования приняли активное участие в уничтожении от 150 до 200 тысяч евреев только на территории Рейхскомиссариата Украина. В 1942 году они продолжили участие в уничтожении еврейского населения в западных и восточных областях Украины. Они также входили в состав охраны концентрационных лагерей для военнопленных и еврейских гетто.
4. 1942
В апреле 1942 года решением проходившей под Львовом второй конференции ОУН(б) «вооружённая борьба против немецкого оккупанта» откладывалась на неопределённый срок. Основными задачами ставилась борьба «против московско-большевистских влияний, против пропаганды партизанщины» и против «оппортунистов» — ОУН(м) и УНР. В начале декабря 1942 года во Львове собралась «военная конференция бандеровского ОУН», на которой было принято решение об ускорении работы по созданию вооружённых формирований ОУН. В итоговом документе также подчёркивалось, что «всё боеспособное население должно встать под знамена ОУН для борьбы против смертельного большевистского врага». В целом тезис «любая наша вооружённая акция против немцев была бы помощью Сталину» отображал основную направленность действий ОУН(б) в 1942 году.
5. 1943
После разгрома немцев в Сталинграде и с приближением Красной Армии к Украине активность советских партизан на её территории значительно возросла. Зимой 1942-43 года сюда перебазировались два крупных партизанских соединения из Белоруссии. Всё большая часть населения ассоциировала советских партизан с защитниками от немецких оккупантов, в то время как ОУН(б) всё больше теряла свою популярность. Обстоятельства вынуждали её действовать: 17-23 февраля 1943 года в селе Тернобежье Олевского района Львовской области по инициативе Шухевича была созвана III конференция ОУН, на которой, несмотря на возражения руководившего организацией после ареста Бандеры Миколы Лебедя, было принято решение об активизации деятельности и начале вооружённой борьбы с немцами.
Этот шаг имел такие цели: а) «оторвать от влияния Москвы те элементы украинского народа, которые ищут защиты от угрозы со стороны немецкого оккупанта; б) демаскировать московский большевизм, который свои империалистические намерения и далее угнетать Украину прикрывает лозунгами защиты украинского народа и других угнетённых народов от немецкого оккупанта; в) добыть для украинского народа и для национально-освободительной борьбы независимую позицию на внешнеполитической арене». Несмотря на призывы М.Степняка (руководитель ОУН на западноукраинских землях) к развертыванию широкого вооружённого восстания против оккупантов, большинство членов конференции поддержало Романа Шухевича, по мнению которого основная борьба должна была быть направлена не против немцев, а против советских партизан и поляков. Борьба же против немцев должна была вестись, исходя из интересов ОУН и иметь характер самообороны украинского народа.
6. Проявления фашизма и геноцида
Новое вооружённое формирование планировалось назвать «Украинская освободительная армия», но в первоначальный период вооружённые отряды ОУН(б) именовались «вооружёнными подразделениями самостийников-государственников» (ОУН(б) также изменила свое название на ОУН-СД (самостийники-государственники) — по предложению Лебедя). 22 февраля представители ОУН(б) встретились с Тарасом Боровцом-Бульбой, главой уже действовавшей УПА, для обсуждения совместной деятельности. Однако ни эта, ни вторая встреча, состоявшаяся 9 апреля, не принесла желаемого результата ни одной из сторон. По словам самого Т. Д. Боровца, для него неприемлемыми были: а) диктат Бандеры; б) планируемые ОУН(б) акции против польского населения.
Согласно перехваченному советскими партизанами приказу, собственно начало формирования украинской национальной армии за счёт полицейских, казаков и местных украинцев бандеровского и бульбовского направления пришлось на 2-ю декаду марта 1943 года. «Главными пунктами формирования украинской национальной армии должны были быть Волынский, Свинарский и другие леса». Советскими партизанами отмечалось «движение в этом направлении украинских полицейских и гражданских националистов из Львовской и других западных областей». В то же время (весна 1943) немцы начали формирование 14-й дивизии СС из украинских добровольцев дистрикта Галиция и «Украинской Освободительной Армии» — (укр. УВО) из «восточных украинцев», преимущественно военнопленных.[38].
13 апреля 1943 года в ОУН(б) произошёл внутренний переворот, в результате которого Шухевич занял должность политического руководителя ОУН, сместив ранее занимавшего этот пост Лебедя[39].
После III чрезвычайного Большого сбора ОУН (на котором было принято решение о «стратегии борьбы на 2 фронта — против московского и немецкого империализма») произошла широкая реорганизация структур, политическое руководство ОУН на «украинских территориях» официально возглавил Роман Шухевич — вместо смещенного ещё в мае 1943 года Лебедя.
В этом году начались события, названные Волынской трагедией. По данным польских официальных источников, в 1943-44 годах на Волыни погибло шестьдесят тысяч поляков и двадцать тысяч украинцев, основная вина за это лежит на украинских националистах, действовавших под руководством Степана Бандеры[40].