Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»
Институт истории и международных отношений
« « Третья мировая» теория Муаммара Каддафи»
Контрольная работа
студентки 2 курса заочного отделения
Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»
Золотаревой Евгении Александровны
Саратов, 2011
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Истоки мировоззрения М. Каддафи…………………………………………………... 4
2. Отношение М. Каддафи к достижениям западной цивилизации. Политическая модель общества………………………………………………………………………………… 7
3. Социально-экономическая концепция М. Каддафи………………………..............13
Заключение………………………………………………………………………... ……..16
Список использованной литературы…………………………………………….. ……..18
Введение
16 января 1970 года Муаммар Каддафи стал премьер-министром и министром обороны. Одним из первых мероприятий возглавляемого Каддафи нового руководства страны стала эвакуация иностранных военных баз с ливийской территории.
Богатая природными ресурсами, но нищая, отсталая, трайбалистская Ливия, из которой в первые годы правления Каддафи изгонялись атрибуты западной жизни, была объявлена страной особого пути развития. Официальная идеология представляла собой смесь крайнего этнического национализма, рентоориентированного планового социализма, государственного ислама и военной диктатуры «левого» толка с Каддафи во главе при декларируемой коллегиальности управления и «народовластии». Несмотря на это, а также на то, что Каддафи в разное время поддерживал различные радикальные политические течения, внутри страны его политика в эти годы была относительно умеренной. Опорой режима были армия, госаппарат и сельское население, для которого эти институты были фактически единственным механизмом социальной мобильности.
Важнейшей особенностью современного ливийского государства является революционная роль его руководства и лично М.Каддафи. Ни в одной другой арабской стране в постколониальный период захватившие власть армейские офицеры не осуществляли таких длительных глубоких преобразований, как в Ливии. Революционное руководство Ливии попыталось охватить всю политическую, экономическую и культурную активность ливийцев рамками институтов «прямой демократии».
Своеобразная концепция общественного развития, выдвинутая Каддафи, изложена в его главном труде — "Зелёной книге", в которой идеи ислама сплетаются с теоретическими положениями русских анархистов Кропоткина и Бакунина.
1. Истоки мировоззрения М. Каддафи
Муаммар Каддафи родился в 1942 году в бедуинском шатре в 30 км южнее города Сирт в бедуинской семье. Истоки его мировоззрения следует искать в его пройденном жизненном пути, полном лишений, борьбы и несправедливости, которые он видел с ранних лет.
Дед рассказывал Муаммару «о сражениях с итальянским колонизаторами, отец и мать – истории из жизни бедуинов, а со сверстниками он играл в войну».[1] Дед Муаммара Каддафи был убит в 1911 году итальянским колонистом.
В раннем детстве М.Каддафи ничем не отличался от своих сверстников. «Однако, когда ему исполнилось шесть лет, он, к удивлению родителей, заявил, что хочет учиться. В семье было шестеро детей, но никто не умел ни читать, ни писать и не испытывал в этом необходимости».[2]
Следуя за отцом, постоянно кочевавшим в поиске новых, более плодородных земель, Муаммар сменил три школы: в Сирте, Себхе и Мисурате. Мальчик рос смышленым, стрмился всё узнать, пытался сам научиться читать Коран, часами наблюдал за жизнью пустыни. Шестилетнюю начальную школу Каддафи закончил за четыре года. Это был праздник бедуинов и большим достижением самого Каддафи. «Возможно, что глядя на жалкую жизнь своих соплеменников, М.Каддафи впервые захотел изменить их судьбу».[3]
Семья решила, что он должен продолжать учёбу, и направилась для этого в г.Себху. Там М.Каддафи познакомился со своими будущими соратниками. «Вместе с ними он слушал радиопередачи из Египта, где в 1952 г. была свергнута монархия и провозглашена республика, читал запрещённые книги, сосчинял политические памфлеты, писал письма в редакции газет».[4]
В юности он был поклонником египетского лидера Гамаля Абделя Насера; участвовал в антиизраильских акциях протеста во время Суэцкого кризиса в 1956 году. В 1959 году в Себхе была создана подпольная организация, одним из активистов которого стал М.Каддафи. 5 октября 1961 года организация провела демонстрацию протеста против выхода Сирии из состава Объединенной Арабской Республики, завершившуюся речью возле древней стены города главного организатора мероприятия — Муаммара Каддафи. Через несколько дней он был исключён из школы-интерната Себхи.
Школьником участвовал в подпольной политической организации, проводил антиколониальные демонстрации против Италии. В 1961 году Муаммар создал подпольную организацию, ставившую своей целью свержение монархии, как в соседнем Египте. В октябре того же года в городе Себха началась молодёжная демонстрация в поддержку алжирской революции. Она сразу же переросла в массовое антимонархистское выступление. Каддафи был организатором и руководителем демонстрации. За это его арестовали, а затем выслали из города. Продолжать учёбу пришлось в Мисурата. Там он поступил в местный лицей, который успешно закончил в 1963 году.
В 1965 году Муаммар Каддафи в чине лейтенанта окончил военный колледж в Бенгази, затем в 1966 году проходил переподготовку в Великобритании и тогда же был произведён в капитаны. Впервые он стал известен арабскому миру, когда направил своё подразделение на помощь Насеру в шестидневную войну 1967 года.
М. Каддафи стал одним из тех, кто подготовил и поднял восстание в Ливии в 1969 г. В то время монархический режим не только не жалел средств для поддержания своей безопасности, но и охранялся американскими, английскими, французскими и итальянскими колонизаторами. В 1969 г. Каддафи поклялся «превратить свою отсталую, обременённую средневековыми пережитками родину в свободное, независимое, процветающее государство масс, которое он потом назвал джамахирией».[5]16 января 1970 года Муаммар Каддафи стал премьер-министром и министром обороны. Одним из первых мероприятий возглавляемого Каддафи нового руководства страны стала эвакуация иностранных военных баз с ливийской территории. Он тогда сказал: «Или иностранные базы исчезнут с нашей земли, и в таком случае революция будет продолжаться, или же, если базы останутся, революция погибнет».[6]
В апреле 1970 года был завершён вывод войск с базы ВМС Англии в Тобрук, в июне — с крупнейшей в регионе американской военно-воздушной базы Уилус-Филд, в предместье Триполи. 7 октября того же года из Ливии были изгнаны все 20 тыс. итальянцев.
Поиски самобытной идеологии для теоретического обоснования практики политического строя, установленного в результате свержения монархии 1 сентября 1969 г., привели к разработке М.Каддафи так называемой третьей мировой теории, выдвинутой им в качестве альтернативы двум противостоящим друг другу идеологиям – капиталистической и коммунистической. Эта «особая» модель политического, экономического и социального развития не только настойчиво внедряется Каддафи на практике, но и активно пропагандируется в качестве наиболее продуктивной для других развивающихся стран.
2. Отношение М. Каддафи к достижениям западной цивилизации. Политическая модель общества
Отношение М. Каддафи к достижениям западной цивилизации можно проследить в нескольких аспектах. Одним из таких аспектов является отношение к женщине. Каддафи проводит сравнение положения женщины, которое культивируется западной цивилизацией и её истинного предназначения. Так в «Зеленой Книге» говорится: «Все существующие ныне общества видят в женщине только товар. Восток рассматривает ее как предмет купли-продажи, запад же отказывается признавать в ней женщину. Побуждать женщину выполнять мужскую работу – значит посягать на женственность, отпущенную ей природой ради необходимости продолжения жизни. Мужской труд подавляет красоту, которой природа наделила женщину для выполнения ее основного назначения. Женщина не создана для несвойственного ей труда».[7]
«Игнорирование естественных различий между женщиной и мужчиной, смешение их назначения - тенденция, полностью противоречащая устоям цивилизации и вечным законам природы. Она подрывает основы жизни человека и является истинной причиной всех бед в его общественной жизни.
Современные индустриальные общества, приспособившие женщину для выполнения мужской физической работы в ущерб ее женственности, ее естественному жизненному назначению как матери и источника красоты и спокойствия – это не цивилизованные, а материалистические общества, подражание примеру которых неразумно и опасно для Человечества и Цивилизации.
Вопрос не в том, должна или не должна работать женщина. Подобная постановка вульгарна и абсурдна, поскольку общество обязано обеспечить работой всех своих способных к труду членов, будь то мужчины или женщины. Дело в том, что каждый должен выполнять такую работу, которая ему подходит, и не должен принуждаться к выполнению неподходящей для него работы.
Заставлять детей выполнять работу взрослых - произвол и насилие. Заставлять женщину выполнять работу мужчины - также произвол и насилие».[8]