В 1921 году Украина входит в состав СССР. О кровавой власти большевиков на Украине написано много. Чего только стоит искусственный голод 1933 года, продразверстка.
Больше всего досталось населению Киеву от большевиков в 30-х годах. Тогда начались массовые репрессии. Тогда же сильно пострадал сам город. Было уничтожено огромное количество прекрасных храмов. Стерта с лица земли Десятинная, Никольская церковь, Флоровский монастырь, строения Выдубецкого монастыря. Едва не взорвали Владимирскую, Печерскую надвратную церковь. Общее количество потерянных культовых сооружений около ста. Сейчас Киев далеко не тот, каким привык его видеть паломник в XIX веке. И это только церквей и подсобных помещений. Большинство жилых красивейших домов были нещадно изуродованы (с домов снимали лепку, перестраивали), а многие попросту уничтожены. Во II Мировую войну, когда советские войска отступали, был заминирован Успенский и Софиевский соборы. Успенский собор был взорван, а вот Софиевский немцы чудом спасли. Ксати, когда немцы вошли в Киев, их встечали хлебом-солью . Это было распостранено на Украине и очень беспокоило оветскую власть. Можно представить себе насколько страшная власть была на Украине при большевиках, если украинцы так встречали немцев, которые тоже не очень то жаловали украинцев.
Но, как известно Германия проиграла войну. Киев был занят советскими войсками 1 ноября 1943 года. При боях за Киев, город сильно пострадал. Хрещатик был практически полностью разрушен, сильно разрушен Подол, Печерск.
После войны начинается восстановление города. Реставрируются старые здания, строятся новые. В 50-60-х годах территория Киева увеличивается в геометрической прогрессии. Появляется район Старая Дарница на левом берегу Днепра построенная пленными немцами. В 70-х годах появляются Днепровский, Ватутинский район, Оболонь, Харьковский массив. Застройка Киева велась не совсем по плану. Например, на месте Софиевского собора и прилегающих территорий собирались проложить проспект и построить здания Верховного Совета и некоторых министерств. Проект подразумевал снос Софиевского и остатков Михайловского соборов. К счастью проект захирел и единственное, что напоминает о нем - так это уродливое здание Министерства Иностранных дел на Софиевской площади. Был проект застройки Харьковского массива дачами для сильных мира сего и для этого была построена линия метро до этих мест. В 70-х возникает еще один район - Русановка. Многие киевляне отлично помнят как на месте Русановки не то что зданий - суши не было. Был намыт целый остров и на нем вырос новый район, единственный островной в Киеве.
После падения СССР, Киев - вновь столица Украины. Город начинают приводить в порядок, и это не может не радовать. Восстанавливают и реставрируют церкви. Отстраивают Успенский собор. Но наш город уже никогда не будет таким, каким его видели жители и гости до Октябрьской революции.
Глава 2. История Великого Новгорода.
Великий Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород - родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.
Великий Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.
Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.
Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.
Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.
В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля - степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.
Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели - проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве
Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.
В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни - Владимира.
После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.
Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.
Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.
С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья - Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.
При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия - потомки родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.
Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.
В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.
Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.