Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за законностью осуществления деятельности российскими войсками, находящимися за пределами Российской Федерации (стр. 6 из 8)

В качестве примера рассмотрим участие российских военнослужащих в учениях, проводимых на территории Китайской Народной Республики.

Правовым основанием, временного пребывания воинских формирований России и КНР, на сопредельной территории является Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой «О статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Китайской Народной Республики, и воинских формирований Китайской Народной Республики, временно находящихся на территории Российской Федерации, для проведения совместных военных учений», подписано сторонами 6-8 августа 2005 года.

В статье 1 Соглашения для точного и единообразного толкования перечислены понятия, используемые в настоящем Соглашении, которые к примеру означают следующее:

1.«Личный состав воинских формирований» – военнослужащие и гражданский персонал, входящие в состав воинских формирований, а также лица, командированные в них и являющиеся гражданами государства, которому эти формирования принадлежат;

2.«Исполнение служебных обязанностей личным составом воинских формирований» – действия личного состава воинских формирований по выполнению задач в соответствии с полученными приказами в период проведения учений, в том числе при следовании в район проведения учений и возвращении из него, включая действия личного состава в месте дислокации или районе проведения учений, за исключением случаев:

самовольного оставления мест дислокации или района проведения учений;

добровольного приведения себя в состояние токсического или наркотического опьянения;

совершения деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным;

3.«Движимое имущество воинских формирований» – являющиеся собственностью направляющей Стороны военная техника и вооружение, продовольствие, а также другое материально-техническое имущество, необходимое воинским формированиям на период проведения учений;

4.«Недвижимое имущество» – являющиеся собственностью принимающей Стороны земельные участки, железнодорожные пути, автомобильные дороги, учебные центры и полигоны, аэродромы, порты, военно-морские базы, пункты базирования и расположенные на них строения и сооружения, стационарные средства радиотехнического и навигационного обеспечения, а также другие объекты инфраструктуры, находящиеся с согласия принимающей Стороны во временном пользовании воинских формирований направляющей Стороны;

5.«Ущерб» – смерть, телесные повреждения и иное повреждение здоровья (нанесение увечья), а также уничтожение, повреждение или пропажа имущества;

6.«Место дислокации воинского формирования» – территория, отведенная принимающей Стороной для временного размещения воинского формирования направляющей Стороны.

В Соглашении (статья 4) определены сроки и районы проведения учений, состав и численность воинских формирований, направляемых на учения, места и время пересечения государственной границы, маршруты передвижения и места дислокации воинских формирований, а также другие вопросы, касающиеся организации и порядка проведения учений, согласовываются уполномоченными органами Сторон и оформляются в виде протокола, который ими подписывается.

Направляющая сторона берет на себя обязательство, что личный состав воинских формирований должен уважать суверенитет, законодательство и обычаи принимающей Стороны, не вмешиваться во внутренние дела принимающей Стороны и не участвовать в политической деятельности на ее территории. В связи с этим направляющая Сторона обязана принять необходимые меры по разработке и доведению до личного состава воинских формирований правил поведения на территории принимающей Стороны (статья 5).

Принимающая Сторона (статья 6) обязывается на своей территории обеспечивать безопасность и защиту личного состава и движимого имущества воинских формирований направляющей Стороны, в том числе принимает меры по предупреждению и пресечению любых противоправных действий по отношению к ним.

Статья 20 Соглашения определяет вопросы юрисдикции Сторон в зависимости от места проведения учений, т.е. законодательство какой Стороны действует в тех или иных случаях.

Стороны по вопросам юрисдикции руководствуются следующими принципами: а) в случае нарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, законодательства направляющей Стороны это лицо подпадает под юрисдикцию направляющей Стороны; б) в случае нарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, законодательства принимающей Стороны это лицо подпадает под юрисдикцию принимающей Стороны.

Когда право на осуществление юрисдикции имеют обе Стороны, применяются следующие принципы: а) направляющая Сторона имеет преимущественное право на осуществление юрисдикции в отношении правонарушений, совершенных против собственности или безопасности (государственная измена, диверсия, шпионаж или нарушение законодательства об охране государственной тайны или секретных сведений, касающихся национальной обороны, а также иные преступления, направленные против основ конституционного строя) направляющей Стороны, против личности или собственности личного состава воинского формирования направляющей Стороны, а также в случае совершения правонарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, во время исполнения им служебных обязанностей; б) принимающая Сторона имеет преимущественное право на осуществление юрисдикции вне вышеуказанных случаев; в) если Сторона, обладающая преимущественным правом, принимает решение не осуществлять юрисдикцию, она в возможно короткие сроки уведомляет об этом компетентные органы другой Стороны.

Направляющая Сторона может осуществлять юрисдикцию в случае совершения неустановленными лицами в местах дислокации ее воинских формирований преступлений против направляющей Стороны или членов личного состава ее воинских формирований. При установлении лица, совершившего преступление, действует порядок, определенный настоящим Соглашением.

При оказании правовой помощи компетентные органы Сторон взаимодействуют непосредственно между собой. Право на осуществление непосредственных сношений имеют также командиры воинских формирований Сторон.

Компетентные органы Сторон оказывают содействие друг другу в проведении расследований правонарушений, в сборе и предоставлении доказательств, связанных с правонарушениями, и в передаче лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, Стороне, которая должна осуществлять юрисдикцию.

Принимающая Сторона незамедлительно уведомляет направляющую Сторону о задержании лица, входящего в состав воинского формирования направляющей Стороны.

Направляющая Сторона незамедлительно уведомляет принимающую Сторону о задержании лица, входящего в состав воинского формирования принимающей Стороны.

При задержании, производстве ареста (взятии под стражу), проведении других процессуальных действий, а также при передаче лица, входящего в состав воинского формирования, или оказании правовой помощи Стороны руководствуются национальным законодательством и международными договорами, участниками которых они являются.

Содержание под стражей подозреваемого лица из состава воинского формирования направляющей Стороны, юрисдикцию над которым осуществляет принимающая Сторона, в том случае если это лицо находится во власти направляющей Стороны, осуществляется направляющей Стороной до предъявления обвинения принимающей Стороной.

Компетентные органы Сторон уведомляют друг друга о результатах расследования и судебного разбирательства по всем делам, в отношении которых Стороны имеют конкурирующую юрисдикцию.

В каждом случае, когда в отношении лица, входящего в состав воинского формирования направляющей Стороны, осуществляется уголовное преследование под юрисдикцией принимающей Стороны, преследуемое лицо имеет право на: а) безотлагательное и быстрое проведение расследования и судебного разбирательства; б) получение перед началом судебного разбирательства информации о конкретном выдвинутом против него обвинении; в) встречу со свидетелями обвинения; г) применение процедур привлечения свидетелей защиты, если они находятся под юрисдикцией принимающей Стороны; д) адвокатскую помощь по собственному выбору или бесплатную помощь адвоката; е) услуги переводчика, если преследуемое лицо считает это необходимым; ж) общение с представителем направляющей Стороны и присутствие такого представителя на процессе.

Компетентные органы Сторон могут обращаться друг к другу с просьбой о передаче или принятии юрисдикции в отношении отдельных дел о правонарушениях лиц, входящих в состав их воинских формирований. Такие обращения будут рассматриваться незамедлительно и благожелательно.

Сторонами, при заключении Соглашения разработаны положения о наступлении материальной ответственности сторон, которые изложены в частности в статьях 18 и 19 Соглашения и они следующие:

1. Стороны не предъявляют друг другу претензий в отношении причиненных увечий или смерти лиц, входящих в состав воинских формирований, при исполнении ими своих служебных обязанностей.

2. Принимающая Сторона отказывается от предъявления направляющей Стороне претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного принимающей Стороне, если такой ущерб был нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны в ходе проведения учения или лицом, входящим в их состав, при исполнении своих служебных обязанностей.

3. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны или их личным составом принимающей Стороне, в случаях, не оговоренных в пункте 2 настоящей статьи, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем договоренности, принимающая Сторона имеет право на его рассмотрение в соответствии с национальным законодательством.