Среди других причин раздробленности Руси следует отметить и глубоко натуральный характер древнерусской экономики, поскольку здесь были недостаточно развиты экономические связи между отдельными княжествами. Натуральная экономика - это совокупность достаточно замкнутых хозяйственных единиц, были недостаточно включены в торговые и другие экономические отношения. Эти единицы были самодостаточными, такими, которые сами себя обеспечивали и им почти не нужны были внешние факторы развития. Но и эти причины не были определяющими для процесса феодальной раздробленности.
Рост и усиление городов в XI-Х II вв. также ускорило процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно начинают требовать экономической и политической независимости, что позволило бы им стать центрами удельных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возросла роль городских народных собраний - вече, выражавших идеи децентрализации, независимости местных властей от Киева. Возникают три заметных центра государственной жизни – Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.
Галицко-Волынская земля
На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая земля (в Прикарпатье) и Волынская земля (по берегам Буга). Эти земли часто называли Червонной Русью (по городу Червень на Галиче). Плодородные почвы способствовали раннему появлению здесь феодального землевладения. Для Юго-Западной Руси характерна сильная позиция бояр, которые нередко противостояли княжеской власти.
Владимиро-Суздальская земля
Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В ХI—ХII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти края. Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского вотчинного землевладения, усиливавшим эксплуатацию крестьян. Этот процесс приводил не только к увеличению числа сельских жителей, но и к появлению новых городов.
Новгородская земля
На северо-западе Руси были расположены Новгородская и Псковская земли. Более суровый, чем в Приднепровье и Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях Руси. В неблагоприятные годы хлеб приходилось ввозить из других княжеств. Это не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новгород.
Высшим органом власти в Новгороде было вече – народное собрание. На вече собирались не все жители города, а только владельцы городских усадеб (400–500 человек). Высшим новгородским сословием являлось боярство.
Раздробленность как новая ступень развития феодализма на первых порах способствовала прогрессивному развитию Руси. Однако она имела также негативные последствия в условиях, когда над Русью нависла угроза внешней опасности. В начале XIII в. усилился процесс раздробления Руси. Из состава крупных княжеств выделились новые уделы, появилось около пятидесяти отдельных княжеств и земель. Как внешняя форма этого процесса выступает заранее разработанный порядок распределения феодалами владений между всеми наследниками-сынами. Наступает настоящая раздробленность. Непременным спутником раздробленности стали бесконечные кровопролитные феодальные войны (междоусобицы) за землю.
5. ПЕРИОД МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА
В первой половине XIII века в южнорусских степях явились из Азии монголо-татарские орды.
Русский народ вел самоотверженную борьбу, но разобщенность и несогласованность действий сделали ее безуспешной. Эти события привели к установлению на Руси монголо-татарского ига.
После покорения Русских земель татарские отряды в 1241-1242 гг., татары расположились на жительство в юго-восточной части Великой Русской равнины. Они образовали здесь Золотую Орду, столицей которой был город Сарай. Золотая Орда первое время признавала над собой власть "великого хана" в Монголии, но по мере ослабления Великой монгольской державы хан Золотой Орды сделался независимым государем. Разгромленная и опустошенная Русская земля стала "улусом" татарского хана. Власть татарского хана не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти: оставшиеся в живых после татарского погрома князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих прав.
Все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой татарской данью. Сбор дани с русского населения был или поручен непосредственно татарским чиновникам, баскакам или данщикам, или отдавался на откуп бесерменским купцам, которые, уплатив хану требуемую с известной области сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Тяжесть татарской дани, вместе с поборами, притеснениями и насилиями сборщиков-откупщиков.
До прихода монголов многочисленные русские княжества не составляли одного государства. Под влиянием монгольского владычества произошло возвеличения Московского великого княжества. Монголы поощряли образование сильной власти Московского Великого князя, которая могла бы держать в повиновении и постепенно поглощать удельные княжества.
Учитывая задачи административного и финансового управления, монголы занялись организацией почтовых трактов, установили ямскую повинность населения, улучшив тем самым условия сообщения на обширных просторах Восточно-Европейской равнины. Далее - они произвели общую перепись населения, ввели однообразное военно-административное устройство и податное обложение по принятой у них десятичной системе, а также установили общую для всех русских областей монету - рубль, разделенный на 216 копеек.
Дань от податного населения должна была вноситься в размере 1/10 части дохода каждого хозяйства. То же население ставило десятого человека в ханское войско. Всем этим заведовал «даруга» (заведующий печатью) - доверенное лицо из монголов при хане. «Даруги» (по-татарски «баскаки») - представители хана в покоренных государствах, это было установлено еще Чингисханом.
Так как у монголов была строгая соподчиненность в администрации и войске, то одного из князей ставили старшим, давая ему «ярлык» на великое княжество, а других заставляли подчиняться ему. Через него хан посылал свои приказы с требованием беспрекословного исполнения их князьями. Для контроля деятельности князей хан назначал к ним своего «даругу», или «баскака», который был как бы комиссаром хана при русских князьях. В распоряжении баскака было войско, которое размещалось с целью безопасности вне черты города. Эти места были известны под именем «татарских слободок». Если князь отказывался повиноваться или не платил положенной суммы подати, то выступал баскак со своим войском, как исполнительный орган власти.
У монголов везде была строгая соподчиненность в административно-политическом отношении - от воина и простолюдина до Великого Императора. Поэтому русское самодержавие не имеет себе повторения на Западе и было близко и похоже на монгольский ханат.
Самыми лояльными к монголам были московские князья, начиная с Ивана Калиты. Он чаще других ездил в Орду с подарками, и там снискал себе уважение. Московский князь действовал дипломатией и «смиренной мудростью», благодаря этому добился великокняжеского сана. Великий князь был наделен ханом такими функциями власти, которые способствовали объединению Московского княжества.
Влияние татарского ига на русские княжества сказалось в усилении княжеской власти над населением и в дальнейшем ослаблении вечевого или демократического элемента. Русские князья перестали быть суверенными государями, ибо они должны были признать себя подданными татарского хана, но, получив от него признание своих владельческих прав, они могли, в случае столкновения с подвластным русским населением, опираться на татарскую силу.
От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского христианства, противопоставлявшего себя завоевателям и угнетателям, послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига.
Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы - все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность и могла предоставить убежище многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола.
События этого века положили начало отставанию русских земель от стран Западной Европы. Золотоордынское иго нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Золотую Орду. Пришли в упадок старые земледельческие центры. Граница земледелия отодвинулась на север, более плодородные южные земли были заброшены и получили название «дикое поле». От трехполья произошел возврат к двуполью. Массовому разорению подверглись русские города. Упростились, а порой и вовсе исчезли многие ремесла. Большими были и людские потери.