Смекни!
smekni.com

История русов или Малой России (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 План
Введение

2 Аннотация
3 Критика
4 Вопрос об истинных авторах книги
5 Роль книги на современной Украине
6 Издания
Список литературы

Введение

История русов или Малой России — история «Руси или Малой России», написанная в виде политического памфлета [2] в конце XVIII либо начале XIX века на территории Малороссии. Предполагаемый автор — архиепископ Белорусский Георгий Конисский; большая часть историков ставят авторство Георгия Конисского под сомнение.

Содержание

Книга состоит из ІІІ частей. Дополнения в конце книги:

· «Разнословия, встречающиеся в некоторых списках Истории Русов», «Объяснения некоторых слов Малороссийских в Истории Русов, непонятных для Великороссиянина»

· «Подробный обзор Истории Русов»

· «Указатель к Истории Русов или Малой России».

Часть I-я состоит из Предисловия и Глав І — V. Описывается история Малой России от первого гетмана Лянцкоронского до гетмана Богдана Хмельницкого и похода польского короля Яна Казимира в Малороссию.

Часть II-я состоит из Глав І — V. Описывается история Малой России от подписания Зборовского трактата и до ссылки в Сибирь гетмана Самойловича.

Часть III-я состоит из Глав І — V. Описывается история Малой России от избрания Мазепы гетманом до царствования Екатерины ІІ.

Заканчивается книга 1769 годом, началом Русско-турецкой войны 1768—1774 годов.

2. Аннотация

История русов подаёт картину исторического развития Малой Руси от древних времён до 1769 года. Согласно общей концепции автора «Истории Русов», московские князья такие же русские князья, как и великий князь Владимир Святой. С переименованием Царства Московского на Российское оно стало именоваться «Великою Россиею», а земли русских княжеств, находившихся вне ее, «Чермная и Белая Русь», эти «обе Руси вместе названы тогда Малою Россиею» [3] .

По присоединении к Литве в Малороссии сидели наместники «из русской породы» князья, а когда «пресеклась мужеская линия Князей Русских», их преемниками явились выборные «Гетманы Русские», которых преемство «История Русов» ведет до Богдана Хмельницкого включительно, за время соединения Малороссии с Литвою, а с 1569 года с Польшею. Козачество — военное сословие Малороссии, соответствующее польской шляхте и русскому шляхетству, то есть дворянству. А если это так, оно должно было держать в своих руках судьбы своей страны и власть «правительства» в ней. Это-то козачество и вступило в 1654 году в договор с царем Алексеем Михайловичем. Оно выговорило себе и своей стране определенные права и автономии Малороссии, в которой оно было правящим классом. Этот договор был закреплен присягою московских послов «от лица Царя и Царства Московского о вечном и ненарушимом хранении условленных договоров» [3] .

Историк Илья Борщак называет «Историю русов» — « исторической легендой Украины, политическим трактатом, облечённым в историческую форму» [4] . Другие историки характеризуют «Историю русов» как «политический памфлет».

Центральной фигурой этого произведения выступает гетман Богдан Хмельницкий.

Также автор уделяет значительное внимание восстаниям русов против польского владычества (в том числе выступлениям Наливайко и Остряницы), сопротивлению Брестской унии, гетманству Ивана Мазепы, описывает взятие Батурина, Полтавскую битву, казни казаков в Лебедине, аресты казаков и старшин, трагическую судьбу гетмана Полуботка и ликвидацию Гетманщины [5] .

В книге «История русов» история Руси и русов, а в главах, посвященных событиям начиная с конца XVII века, — также Малороссии излагается с позиций воспевания казачьего прошлого, оплакивается утраченная «казачья вольность».

3. Критика

Несмотря на широкую популярность сочинения в XIX — начале XX века, даже историки-украинофилы, в частности Николай Костомаров, отмечали в нём грубые натяжки, а зачастую и искажение фактов (например, о поведении шведских оккупационных войск на Украине в начале XVIII века). Многими историками «История русов» признана недостоверным источником. [6][7] Так, историк Г. Ф. Карпов в 1870 году назвал «Историю русов» памфлетом, и предостерегал от доверия изложенным в ней фактам. [8]

Николай Костомаров, всю жизнь занимавшийся историей Украины, только на склоне лет пришёл к ясному заключению, что в «Истории русов» « много неверности и потому она, в оное время переписываясь много раз и переходя из рук в руки по разным спискам, производила вредное в научном отношении влияние, потому что распространяла ложные воззрения на прошлое Малороссии» [9] . Также он отмечал: « Мне значительно повредило доверие, оказанное таким мутным источником, как „История русов“» [10] .

Современная украинская историография, критически оценивая некоторые фрагменты книги, в целом оценивает её как достоверный источник для изучения истории Украины XVIII века. Один из ведущих украинских историков Наталья Яковенко [11] отмечает: « Его информации о событиях XVIII ст., в отличие от мистифицированных выдумок о давних временах, довольно достоверные» [12] .

4. Вопрос об истинных авторах книги

Автором «Истории русов» указан архиепископ Белорусский Георгий Конисский, украинский белорусский учёный, поэт и церковный деятель, однако впоследствии авторство Конисского не подтвердилось. Некоторые историки приписывают создание «Истории русов» ученику Конисского — Григорию Полетике, который состоял переводчиком в Академии наук и в Синоде.

По свидетельству историка А. В. Стороженко, его дед, А. Я. Стороженко передал список Истории русов известному автору «Истории славянских законодательств» Вацлаву Мацеевскому, который в переводе на польский язык напечатал их в 1839 году в первом томе своего труда «Pamiętniki о dziejach, piśmiennictwie i prawodawstwie Słowian» [13] .

Русский историк и писатель Николай Ульянов по этому поводу отмечал [14] :

"Точной даты ее появления мы не знаем, но высказана мысль, что составлена она около 1810 г. в связи с тогдашними конституционными мечтаниями Александра I и Сперанского [15] . Распространяться начала, во всяком случае, до 1825 г. Написана чрезвычайно живо и увлекательно, превосходным русским языком карамзинской эпохи, что в значительной степени обусловило ее успех. Расходясь в большом количестве списков по всей России, она известна была Пушкину, Гоголю, Рылееву, Максимовичу, а впоследствии — Шевченко, Костомарову, Кулишу, многим другим и оказала влияние на их творчество.

Первое (…) ее издание появилось в 1846 г. в «Чтениях Общества Истории и Древностей Российских» в Москве. Издатель О. М. Бодянский сообщает в предисловии такие сведения о ее происхождении: Г. Полетика, депутат малороссийского шляхетства, отправляясь в Комиссию по составлению нового уложения, «имел надобность необходимую отыскать отечественную историю», по каковой причине обратился к Георгию Конисскому, архиепископу Белорусскому, природному малороссу, который и дал ему летопись, «уверяя архипастырски, что она ведена с давних лет в кафедральном могилевском монастыре искусными людьми…»

Кроме того, высказывались гипотезы, что автор «Истории русов» — Александр Безбородько или Архип Худорба. Также авторами «Истории русов» в своё время считались князь Николай Репнин, Александр Лукашевич и Александр Лобисевич.

5. Роль книги на современной Украине

Историк литературы Валерий Шевчук, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, в своем труде «Неразгаданные тайны „Истории русов“» делает вывод, что это выдающийся [16] образец украинской национально-политической мысли XVIII столетия. Под воздействием [16] этого труда Александр Пушкин писал свою «Полтаву», Николай Гоголь пользовался [16] этим трудом при написании «Тараса Бульбы», Тарас Шевченко брал [16] для своих произведений сюжеты из «Истории русов». По мнению Михаила Драгоманова, к ним относятся произведения Шевченко «Сон» («Із города із Глухова»), «Великий льох», «Іржавець», «У неділеньку святую» и др.

Историк литературы Валерий Шевчук пишет, что «История русов» оказала серьёзнейшее влияние на украинскую интеллигенцию, которая « уже начала терять национальное лицо, сбросив казацкий кунтуш и жупан и надела русского кроя международный камзол и имперский вицмундир. „История русов“ напомнила об их исторических корнях, об их положении, истории, быте, героических деяниях, чтобы остановить массовый отток культурных сил с Украины в культуру чужую, которая узурпировала в значительной мере имя, государственные традиции и историю народа, себе подчинённого, и провозгласила полностью бесстыдный постулат, что тот народ не является народом, его язык не является языком, а история — не история, следовательно, должен он безболезненно и мирно сам себя отрицать и стать частью народа господствующего, при условии полного отречения от самостоятельного мышления и национального самоосознания» [16] .

С другой стороны есть мнение польских историков, с которыми в принципе соглашался польский историк Тадеуш Коржон, о том, что «История русов» — не подлинная летопись, а «злобный политический пасквиль, рассчитанный на полное невежество русской публики и литературы». [17]

6. Издания

Книга вышла в Университетской типографии (Москва) в 1846 году по решению Императорского общества Истории и Древностей Российских. На украинском языке впервые была издана в 1956 году в Нью-Йорке. В Киеве — в 1991 году, в издательстве «Веселка».

Список литературы:

1. Сочинение Архиепископа Белорусского Георгия Конисского. Так написано на обложке книги, изданной в 1846 году.

2. Лукашова С. С. «История русов» в современных украинских исследованиях // Белоруссия и Украина: история и культура. Ежегодник, 2004. М., 2005. С. 401—402.

3. Иван Лаппо. Происхождение украинской идеологии Новейшего времени

4. Історія Русів. Український переклад Івана Драча. Київ:Веселка, 2003 // Валерій Шевчук. Нерозгадані таємниці «Історії русів», с.19

5. Історія русів. Український переклад Івана Драча. Київ:Веселка, 2003 // Валерій Шевчук. Нерозгадані таємниці «Історії Русів», с.7-51