2.1. Исторические данныеБехистунская надпись Дария, содержащая упоминание «Армины» (др.-перс. Armina)
Исследователям неизвестны источники античного времени (или более раннего периода), в которых армяне сообщали бы что-либо о своей истории. Также отсутствуют достоверные сведения об армянской письменности до возникновения в V веке н. э. армянского алфавита. Первые армянские тексты, известные учёным, относятся к V веку[1][78][79]. Из них главным является «История Армении» Мовсеса Хоренаци. Также не обнаружено археологических следов армянской городской культуры или каких-либо фундаментальных сооружений ранее I века, ни на территории восточной Турции (где ещё не все районы хорошо обследованы), ни на территории Армении, где поиски велись очень тщательно[79].
Первые упоминания об Армении у других народов встречаются в надписях персидского царя Дария (около 520 года до н. э.)[1]. Согласно сторонникам «хайских» гипотез на более раннее присутствие армян в регионе указывают термины «HA.A» из шумерских, «hay» из эбалитских и «Арманум» из аккадских источников[80]. В Накшeрустaмской и Бехистунской надписях, выполненных параллельно на аккадском, древнеперсидском и эламском языках, слова др.-перс. Armina и эламск. Har-mi-nu-ia появляются в тех местах древнеперсидского и эламского текстов, где в аккадском тексте стоит аккад. U-ra-a?-?u, то есть Урарту, обозначая постепенную замену наименования территории Урарту именем нового государственного образования[1][81]. Позднее Армения неоднократно упоминается в различных античных источниках. Например, у Геродота встречаются такие упоминания:
Книга I, 180: Город [Вавилон] же состоит из двух частей. Через него протекает река по имени Евфрат, берущая начало в Армении. Эта большая, глубокая и быстрая река впадает в Красное море.
Книга I, 194: … В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи [остов] обтягивают плотными шкурами наподобие [круглого] днища корабля. … Затем набивают все судно соломой [для обертки груза] и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. …
Книга VII, 73: Вооружение фригийцев было весьма похоже на пафлагонское, с небольшим лишь различием. … Армении же, будучи переселенцами из Фригийской земли, имели фригийское вооружение. Начальником тех и других был Артохм, женатый на дочери Дария.
Описания Армении встречаются также в работах Ксенофонта (IV век до н. э.) и Страбона (I век н. э.), который первым даёт подробное географическое описание Армянского нагорья.
Мовсес Хоренаци среди первых сведений об Армении приводит список армянских царей, начиная от Паруйра, сына Скайорди. С лингвистической точки зрения ясно, что имена царей, следующих за Паруйром, приводимые Мовсесом Хоренаци, — парфянские по происхождению и, следовательно, должны относиться к эпохе контактов между армянами и Парфией не ранее III века до н. э., поэтому этот список не помогает для реконструкции событий более раннего периода[74][82]. Имя самого Паруйра, сына Скайорди, по предположению Пиотровского, может означать «сын скифа» и нести в себе легенду о древних армяно-скифских контактах[83], однако парфянские корни этого имени дают возможность в этом сомневаться, поэтому этот вопрос нуждается в дополнительных исследованиях[84].
2.2. Лингвистические данные
Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье и иногда выделяется в ней в обособленную группу. Большинство[78] же учёных считает армянский язык родственным греческому и, вероятно, фригийскому, объединяя армянский язык вместе с греко-фракийскими языками в палеобалканскую языковую семью[85][86][87][88]. Вместе с тем включение сюда фригийского языка опирается в большей степени на исторические данные (например, на сообщение Евдокса Книдского, который застал армянский и фригийский языки в Малой Азии ещё в середине I тысячелетия до н. э. и писал в своей книге «Объезд земли», что фригийцы и армяне говорят на одном языке[19]) и пока не может быть окончательно доказано или опровергнуто лингвистически в связи со скудностью данных о фригийском языке[78][89][90].
Армянский язык содержит большой субстратный слой, из которого не все слова уверенно этимологизированы. Установлено, что классический армянский язык, или грабар, первый вариант армянского языка, для которого существуют письменные источники (с V века н. э.), содержит пласты заимствований, связанные с распространением христианства (поздний арамейский, греческий, латинский); пласты, связанные с Империей Ахеменидов и Парфянским царством (ранний арамейский, парфянский, среднеперсидский, древнеиранские языки); аккадские, хеттские, хетто-лувийские, общеанатолийские заимствования и хурритско-урартский пласт[91]. Дьяконов предполагал, что оставшиеся неэтимологизированные слова субстрата являются неустановленными хуррито-урартскими заимствованиями[92], однако последние компаративистские исследования с большой степенью вероятности опровергают это предположение[93], и в настоящее время объём хуррито-урартских заимствований в армянском языке предполагается не таким значительным[94].
Если принимать за основу гипотезы зарождения индоевропейских языков (курганную гипотезу и её вариации), то из известного факта, что армянский язык не родственен анатолийским и индоиранским языкам, проникшим в Анатолию в конце III — начале II тысячелетия до н. э., вытекает, что армянский язык попал туда позже середины II тысячелетия до н. э.[78], однако исходя из анализа субстрата, произошло это ранее середины I тысячелетия до н. э.[95].
Особенности лувийских, хурритских и некоторых урартских заимствований говорят о том, что в истории армянского языка был длительный период двуязычия, когда протоармянские племена жили в тесном контакте с носителями этих языков[96], причем особенности этих заимствований свидетельствуют в пользу автохтонности хурритских и лувийских языков на территории (до прихода протоармян), где происходили эти контакты[97].
2.3. Антропологические данные
Антропологически армяне относятся к арменоидному (переднеазиатскому) типу европеоидной расы. Этот тип обычно характеризуется средним ростом, крепким телосложением. Строение головы отличает брахикефалия, высокое лицо, развитый третичный волосяной покров с относительно тёмной пигментацией волос, сильно выступающий нос с высокой переносицей, резко очерченными ноздрями и опущенным кончиком, умеренно толстые губы, широкий разрез глаз с развитым надбровьем и уплощенный затылок. К этому же типу в основном относится всё нынешнее население Передней Азии и, согласно археологическим данным, относилось население Месопотамии и Анатолии в древности. Переднеазиатский тип сложился в Передней Азии в эпоху неолита не позднее IV тысячелетия до н. э.[98][99]. Современные армяне не отличаются антропологической однородностью, что связывается со сложными процессами этногенеза (вследствие различных миграций этнических элементов, вошедших в армянский этнос)[3]. По данным антропологии, на протяжении I тыс. до н. э. в центральных районах Армении не произошло никакой кардинальной смены населения[100].
Антропологические и этнографические данные армян, представителей арменоидной (переднеазиатской) расы | ||
Армянин, рисунок XVIII века | Армянская крестьянка, рисунок XIX века | Антропологический типаж армянина XIX века |
Генетические исследования последних лет показывают, что биологически армяне ближе всего к своим соседям на Кавказе и отличаются от других индоевропейцев, причём это подтверждается одновременно и анализом митохондриальных ДНК и Y-хромосом[101][102].
Данные генетических исследований армян[101][102]. | |
Частота и разнообразие Y-хромосомных гаплогрупп армян. | Филогенетические связи Y-хромосомных гаплогрупп армян и их соседей. |
Общепринятая[4] гипотеза этногенеза армян
В конце II тысячелетия до н. э. группа индоевропейских племён продвинулась с территории Балкан на территорию Анатолии. В авангарде индоевропейских племен находились каски, мушки и урумейцы, следом шли фрако-фригийцы, образовавшие к IX веку до н. э. на этой территории сильное государство Фригию[103]. Из племён авангарда, вероятнее всего, мушки (аккад. Mu?-k-? ) были носителями протоармянского языка[104]. Такими племенами, с меньшей вероятностью, могли быть и урумейцы, однако про них почти ничего не известно[105], но, вероятно, никак не каски, так как их связывают с носителями языков абхазо-адыгской группы[106]. Протоармянские племена осели, согласно ассирийским источникам, в долине верхнего Евфрата на месте современной турецкой провинции Малатья и частично провинции Элязыг в юго-восточной части Армянского нагорья, где уже проживали хурриты и лувийцы[107], и совместно прожили в течение нескольких столетий. В этот период армянский язык воспринял многие хурритские, урартские и лувийские заимствования. Место совместного проживания протоармян с другими народами фигурировало у урартов под названием урартск. ??ti, а впоследствии эта местность стала известна как Мелитена[97].
И Ассирия, и Урарту совершали военные походы против страны урартск. ??ti. Сохранились анналы Ашшурнацирапала II (884—859 гг до н. э.), который собирал с мушков дань сельскохозяйственными и ремесленными продуктами, а также о походе против этой страны урартского царя Аргишти I, который привел из неё 6600 пленных для основания города Эребуни.