Введение
1 История изучения армянского этногенеза
1.1 Мифологическая версия
1.2 Миграционная гипотеза
1.3 Изучение армянского этногенеза в Армении до Второй мировой войны
1.4 Изучение армянского этногенеза в Армении после Второй мировой войны до 1980 года
1.4.1 Появление «хайасских» гипотез
1.4.2 Хайасские гипотезы в популярной печати
1.5 Модификация миграционной гипотезы
1.6 Вопрос армянского этногенеза в Армении после 1980 года
2 Современное состояние вопроса
2.1 Исторические данные
2.2 Лингвистические данные
2.3 Антропологические данные
2.4 Общепринятая гипотеза этногенеза армян
2.4.1 Происхождения названий Армении и армян
2.5 Современное состояние «хайасских» гипотез
2.5.1 Осторожные хайасские гипотезы
2.5.2 Экстремальные хайасские гипотезы
2.5.3 Критика «хайасских» гипотез
2.5.3.1 Критика осторожных гипотез
2.5.3.2 Критика экстремальных гипотез
Список литературы
Введение
Этногене?з армя?н (формирова?ние армя?нского наро?да) — сложный процесс выделения армянской этнической общности, происходивший на Армянском нагорье на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов[1][2][3]. Существует две основные версии армянского этногенеза, одна из которых (миграционно-смешанная гипотеза) является доминирующей в мировой исторической науке, так как поддерживается наибольшим числом авторитетных мировых специалистов[4]. Согласно основной версии, этногенез армян произошёл в период с конца II тысячелетия до н. э. до IV—II века до н. э. в результате этнического растворения малочисленных мигрировавших с запада индоевропейцев в массиве хурритов, урартов, лувийцев и хаттов, населявших Армянское нагорье. Новый этнос в силу определённых обстоятельств сохранил в основе протоармянский язык индоевропейского этнического меньшинства[5]. В самой Армении наибольшее распространение имеет автохтонная версия армянского этногенеза, в основном базирующаяся на различных «хайасских» гипотезах, согласно которым этнические армяне населяли Армянское нагорье со значительно более раннего периода[1][6]. Мифологические версии армянского этногенеза современной наукой, разумеется, отвергаются[1].
1. История изучения армянского этногенеза 1.1. Мифологическая версияХайк — мифологический праотец армянского народа
До конца XIX века канонической версией происхождения армян являлось мифологическое изложение армянского историка Мовсеса Хоренаци, согласно повествованию которого легендарный предок армян Хайк являлся потомком библейского Ноя, что сочеталось с христианской традицией[7]. Мовсес Хоренаци (как и античные историки) не знал о существовании на территории Великой Армении государства Урарту[8] и приписывал остатки урартских построек в районе озера Ван легендарному армянскому царю Ара Прекрасному и ассирийской царице Шамирам (Семирамиде)[9].
Первые научные попытки изучения армянских древностей до Первой мировой войны также частично опирались на эти представления. Например, один из немецких учёных безуспешно[10] пытался прочитать урартские клинописные надписи из района озера Ван, используя грабар[11], а ряд публикаций приписывали Хайку создание городской цивилизации в районе Вана[12][13].
1.2. Миграционная гипотеза
По мере дальнейшего научного изучения древностей Армянского нагорья выяснилось, что сооружения в районе Вана подписаны урартским царём Менуа[14] на неиндоевропейском урартском языке, близком к хурритскому[15][16], появился большой массив археологических данных, прояснилась история близлежащих государств: Урарту, Хеттской империи и Митанни. Стало ясно, что появление армян — индоевропейцев по языку — на территории Урарту вместо неиндоевропейских урартийцев должно быть каким-то образом объяснено, и в качестве основной версии была принята гипотеза о переселении части фригийцев на восток, на Армянское нагорье, сразу после распада Урарту на рубеже VII—VI векa до н. э.[17]. Эта гипотеза вроде бы подтверждалась сообщением Геродота о том, что армяне отселились от фригийцев[18] и сообщением Евдокса Родосского о том, что фригийцы и армяне говорят на одном языке[19].
Миграционная гипотеза была с энтузиазмом воспринята в армянской диаспоре[20][21][22], которая в тот период была сильно обеспокоена намерениями Турции и Азербайджана создать на Кавказе единое государство. Политическое преимущество миграционной гипотезы в этот период заключалось в том, что она явно выделяла армян из остальных кавказских народов обособленным индоевропейским происхождением[23].
Миграционная гипотеза закрепилась в мировой исторической науке, претерпев во второй половине XX века ряд уточняющих модификаций и превратившись в миграционно-смешанную[4].
1.3. Изучение армянского этногенеза в Армении до Второй мировой войны
До установления в Армении cоветской власти в 1920 году одной из наиболее популярных идей армянского этногенеза стало армянское арийство. Ряд армянских историков настаивали на том, что армянский народ древнее еврейского и именно у армян евреи переняли свои обычаи и традиции[24][25]. Эти идеи получили особенное распространение после трагических событий Первой мировой войны — Геноцида армян. Армянское нагорье объявлялось колыбелью арийских племён, Урарту — армянским государством. Современный российский историк В. А. Шнирельман так описывает этот период:
Идея армянского арийства стала особенно популярной в годы Первой мировой войны, когда повергнутые в шок армянским геноцидом 1915 г. армянские авторы начали доказывать, что прародина арийцев, то есть индоевропейцев, располагалась в Малой Азии и что первая государственность в районе озера Ван была создана армянами. Об Урарту тогда либо не было речи, либо, если оно и упоминалось, его цари назывались «армянскими царями»[7].
После присоединения Армении к СССР изучение армянского этногенеза в Армении стало непосредственно зависеть от политического курса Москвы[26]. До тридцатых годов XX века в связи с тем, что СССР было важно сохранить мирные отношения с Турцией, в публикациях по истории Армении старались не упоминать о том, что до Первой мировой войны армяне вообще жили в Восточной Турции, и смещали историческую родину армян с центральной части Армянского нагорья в пределы Армянской ССР[27][28]. До конца 30-х гг. XX века, пока острота вопроса отношений с Турцией не снизилась, каких-либо серьёзных исследований по вопросу армянского этногенеза в Армении не проводилось. В конце 30-х гг. в армянской историографии появляется принятая на западе миграционная гипотеза, основным сторонником её распространения стал академик Я. А. Манандян[29]. К сороковым годам миграционная гипотеза стала официальной и проникла в школьные и вузовские учебники[30].
1.4. Изучение армянского этногенеза в Армении после Второй мировой войны до 1980 года
Идеология изучения древней истории армян после Второй мировой войны резко изменилась. В результате победы во Второй мировой войне к советским республикам были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, что объединило украинские и белорусские земли. В Армении в военный и послевоенный период всерьёз обсуждался вопрос о том, что Сталин сможет вернуть Армении часть её исторических земель, районы Карса и Ардагана, входящие в Турцию. 7 июня 1945 года Молотов обсуждал территориальные претензии с турецким послом, в августе 1946 года СССР потребовал предоставить ему часть турецкой территории для «размещения там военных баз»[31]. В Москве одновременно стартовала кампания, приглашающая армян из армянской диаспоры вернуться на историческую Родину. В этой связи по политическим причинам стало выгодно говорить об автохтонности армян на Армянском нагорье, что плохо согласовывалось с какими-либо миграциями. Кроме этого, во время Второй мировой войны одним из приёмов нацистской пропаганды было распространение листовок о том, что армяне на самом деле являются чуждым Кавказу «индогерманским» народом, и миграционная гипотеза стала у советских идеологов ассоциироваться с этой пропагандой[32]. Таким образом, возникла срочная необходимость пересмотреть теорию армянского этногенеза[33].
Появление «хайасских» гипотез
В конце 1940-х — начале 1950-х гг. прародиной армян в армянской историографии стала считаться область Хайаса, упоминаемая в хеттских иероглифических текстах, которая, согласно этим текстам, была расположена где-то к востоку от Хеттского царства, то есть в западной части Армянского нагорья. В 1947 году Г. Капанцян опубликовал работу «Хайаса — колыбель армян», которая помещала прародину армян в Хайасу. Основными посылами для такого утверждения служила т. н. «двуприродность» армянского языка, который, по предположению Капанцяна, был и индоевропейским, и «малоазийским» одновременно, а также созвучие слов «Хайк» и «Хайаса»[34], на которое ранее также обращали внимание другие исследователи. В начале пятидесятых годов другие армянские учёные, включая бывшего сторонника миграционной гипотезы академика Я. А. Манандяна, академика Б. Н. Аракеляна и профессора С. Т. Еремяна, издали работы, связывающие армянский этногенез с Хайасой и отвергающие миграционную гипотезу как «буржуазную»[35][36][37][38]. С. Т. Еремян стал активным популяризатором «хайасских» гипотез, его изложение этногенеза армян стало регулярно печататься в различных советских справочниках и энциклопедиях[39].
В 60-е гг. XX века «хайасские» гипотезы подверглись критике со стороны ряда российских учёных, в особенности известного востоковеда И. М. Дьяконова, который в 1968 году издал книгу «Происхождение армянского народа», где обосновывал миграционно-смешанную гипотезу армянского этногенеза[40]. Под воздействием критики обоснование отождествления прародины армян с Хайасой в Армении несколько раз менялось, однако вывод оставался неизменным: «Хайаса» — прародина армян. Так «двуприродность» армянского языка (основной посыл Г. Капанцяна), как и двуприродность любого языка вообще, была категорически отвергнута лингвистикой[41], после чего возникла другая модификация гипотезы: хайасский язык оказался сначала индоевропейским[42], а вскоре после этого — протоармянским. Джаукян Г.Б. по этому поводу писал: "Основным языком Хайасы было армянский и... армянский элемент имел главенствующую роль в хайаском государстве"[43].