ИсточникРезня в Антиохии. Гравюра Густава Доре.Этот план нарушал клятву, которую крестоносцы дали императору Алексею в Константинополе в 1097 году, но пришёлся не по душе только Раймунду Тулузскому. Другие же лидеры похода с готовностью приняли условия Боэмунда. Тем временем, несмотря на то, что развязка осады приближалась с каждым днём, в начале июня 1098 года армию покинуло некоторое количество воинов, выходцев из Франции, в том числе Стефан Блуасский.Ночью 2 июня Фируз, как было условлено, впустил отряд Боэмунда в башню по «лестнице, которая уже была поставлена и прочно-напрочно прикреплена к городской стене»,[11] а ранним утром 3 июня князь «приказал подать трубой сигнал к бою».[3] От пронзительного звука «пробудился и пришёл в ужас весь город, дети и женщины принялись плакать»,[9] а затем в Антиохию ворвались крестоносцы. Охваченные жаждой мести за восемь месяцев изнурительной осады, они устроили в городе кровавую резню: было «перебито, захвачено и уведено в плен несчётное множество мужчин, женщин и детей»,[10] «все площади города были забиты телами мертвецов, так что никто не мог находиться там из-за сильного зловония».[11]Трубный сигнал на рассвете разбудил и Яги-Сиана. Он «спросил, что случилось, и ему сказали, что звук трубы слышен из крепости и она, без сомнения, захвачена».[1] В сопровождении 30 воинов Яги-Сиан бежал из города, но, удалившись от Антиохии на несколько километров, «стал горевать и сожалеть, что оставил свою семью и детей и всех мусульман».[1] Затем сопровождающие бросили его и поскакали дальше, и в тот же день правитель Антиохии был убит и обезглавлен местными жителями-армянами, которые потом отвезли его голову Боэмунду Тарентскому. Вторая осадаК вечеру 3 июня крестоносцы контролировали большую часть Антиохии за исключением находившейся в южной части города цитадели, которую удерживал Шамс ад-Дин, сын Яги-Сиана. Теперь, когда город практически был завоёван и вскоре должен был отойти Боэмунду, возникла необходимость поддержать иллюзию союза с Византией, и потому властью папского легата Адемара Монтейльского, епископа Ле-Пюи, в правах был восстановлен смещённый Яги-Сианом патриарх Иоанн Оксит.Через два дня к стенам Антиохии подоспела армия Кербоги. 7 июня Кербога предпринял попытку взять город штурмом, но потерпел неудачу и 9 июня осадил его. Положение христиан было незавидным. Они оказались заперты в Антиохии безо всякой возможности получить военную помощь и провиант и были вынуждены обороняться как от засевших в цитадели сельджуков, так и от окруживших город воинов Кербоги — по словам самого Боэмунда, «бились как за городом, так и в самом городе, днём и ночью».[12] Ситуация усугублялась тем, что значительная часть крестоносцев вскоре после штурма покинула город и присоединилась к армии Стефана Блуаского в Тарсусе. Стефан, узнав о нападении Кербоги, сделал вывод — и прибывшие из Антиохии беглецы подтвердили его опасения, — что мусульманская армия слишком сильна и удержать город нет никакой возможности.На пути в Константинополь Стефан встретился с армией императора Алексея, который, пребывая в неведении относительно падения Антиохии и повторной осады, выдвинулся на помощь крестоносцам. Алексей поверил заверениям Стефана в том, что армия Боэмунда Тарентского скорее всего разбита и истреблена, и, получив вдобавок известия о засевших у Анатолии мусульманских войсках, «решил не двигаться дальше, дабы, спеша на помощь Антиохии, не потерять и самого Константинополя»[3] и вернулся обратно. Обнаружение Святого копья10 июня Пьер Бартелеми, прибившийся к крестовому походу монах из Марселя, во всеуслышание рассказал о своём видении — якобы перед ним предстал апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано копьё, которым было прободено бедро Иисуса. Другой монах по имени Стефан Валенский утверждал, что ему являлись Дева Мария и сам Спаситель. Скорее всего, эти невероятные рассказы были следствием нервного и физического истощения христиан после долгих месяцев бесконечных сражений и голода. А 14 июня в небе над вражеским войском крестоносцами был замечен метеор — его появление было истолковано как добрый знак.Епископ Адемар скептически отнёсся к рассказам Бартелеми о сокрытом в городе копье, так как ранее лицезрел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее предводители крестоносцев поверили в историю монаха, начали поиски в храме Св. Петра и вскоре обнаружили «копьё господне, которое, будучи брошено рукой Лонгина, пронзило бок нашего Спасителя».[12] Более чем вероятно, что обнаружение реликвии было сфабриковано, но Раймунд Тулузский расценил находку как божественное свидетельство грядущей победы. Пьер Бартелеми не преминул рассказать об очередной своей встрече с апостолом Андреем, который на сей раз предписал крестоносцам пять дней поститься перед победным рывком — совет был совершенно излишним, так как к тому времени провиант закончился, и христианское войско опять страдало от голода.27 июня Боэмунд направил Петра Пустынника на переговоры в лагерь Кербоги, но договориться им не удалось, и сражение с мусульманами стало неотвратимым. Перед битвой Боэмунд разделил армию на шесть больших отрядов и возглавил один из них. Остальные части возглавили Готфрид Бульонский, Гуго Вермандуа вместе с Робертом Фландрским, Роберт Нормандский, Адемар Монтейльский и Танкред Тарентский с Гастоном Беарнским. Дабы не потерять контроль над цитаделью сельджуков, в Антиохии оставили больного Раймунда Тулузского с отрядом всего из двухсот человек. Битва за АнтиохиюВ понедельник 28 июня готовые к бою крестоносцы вышли из города — «фаланги, выстроившись поотрядно, стояли друг против друга и готовились начать сражение, граф Фландрский сошёл с коня и, трижды простёршись на земле, воззвал к Богу о помощи».[3] Затем хронист Раймунд Ажильский пронёс перед воинами Святое копьё. Кербога, решив, что без труда расправится с немногочисленным войском противника, не внял советам своих генералов и решил атаковать всю армию целиком, а не каждую дивизию по очереди. Он пошёл на хитрость и отдал приказ изобразить отступление, чтобы увлечь крестоносцев в более сложную для сражения местность.
Автор: Отсутствует информация об авторе (обладателе авторских прав)!
Источник: Отсутствует информация об источнике!Епископ Ле-Пюи во время сражения с мусульманами (миниатюра, XIII век)Рассредотачиваясь по окрестным холмам, мусульмане по приказу Кербоги поджигали за собой траву и осыпали градом стрел преследующих их христиан, и многие воины были убиты (в том числе знаменосец Адемара Монтейльского). Однако воодушевлённых крестоносцев было не остановить — они устремились «на иноплеменников, как огонь, что сверкает на небе и сжигает горы».[13] Рвение их разгорелось до такой степени, что многим воинам явилось видение святых Георгия, Димитрия и Мориса, скачущих в рядах христианской армии. Само сражение было коротким — когда крестоносцы наконец нагнали Кербогу, сельджуки запаниковали, «передовые конные отряды обратились в бегство, и было предано мечу множество ополченцев, добровольцев, вступивших в ряды борцов за веру, горевших желанием защитить мусульман».[10] После победыВернувшись в город, крестоносцы начали переговоры с защитниками цитадели, этого последнего оплота мусульман в Антиохии после поражения Кербоги. Оборону её возглавлял уже не сын Яги-Сиана, а ставленник Кербоги Ахмед ибн Мерван. Понимая безвыходность своего положения, ибн Мерван сдал цитадель Боэмунду, и тот заявил о своих правах на Антиохию. Епископу Ле-Пюи и Раймунду Тулузскому пришлись не по нраву претензии князя, и они направили в Константинополь Гуго Вермандуа и Балдуина, графа де Эно. Когда стало известно, что Алексей не захотел отправлять посольство в Антиохию, Боэмунд стал убеждать своих товарищей, что император потерял интерес к походу — как писали крестоносцы папе Урбану II, он «понаобещал нам много всякого, но сделал-то очень мало»,[12] — а значит, они вправе отступиться от данного ему слова.Хотя Боэмунд занял дворец Яги-Сиана совместно с Раймундом, именно он практически единолично управлял городом, и именно его знамя взвилось над побеждённой цитаделью. В армии крестоносцев, хотя формально их объединяло общее дело, существовало явное разделение на франков северной Франции, провансальцев южной Франции и норманнов южной Италии, и каждый из предводителей крестоносцев стремился возвыситься над остальными, подняв тем самым статус своего народа. Вероятно, это и стало причиной спора, но, разумеется, личные амбиции также играли не последнюю роль.В июле в Антиохии вспыхнула эпидемия (вероятно, это был тиф), которая 1 августа унесла жизнь епископа Адемара. 11 сентября крестоносцы отправили послание папе Урбану II, вдохновителю крестового похода, с просьбой стать во главе Антиохии, но тот отказался. Несмотря на нехватку лошадей и еды, осенью 1098 года крестоносцы установили контроль над окрестностями Антиохии. Затем воины из числа простых пехотинцев и мелких рыцарей начали проявлять недовольство тем, что поход затягивается, и стали угрожать отправиться дальше — не дожидаясь, пока их военачальники поделят город. В ноябре Раймунд наконец уступил требованиям Боэмунда, и в начале 1099 года, после того как Боэмунда провозгласили князем Антиохии, армия выдвинулась к Иерусалиму.Тогда же многие стали обвинять Пьера Бартелеми во лжи — уж слишком вовремя было обнаружено Святое копьё, и это обстоятельство не могло не вызвать подозрений. Этого же мнения придерживается хроника Ибн ал-Асира, который рассказывает, что перед тем как сообщить крестоносцам о своём видении, Бартелеми «зарыл копьё в одном месте и заровнял все следы».[14] Монах предложил устроить ему испытание огнём, чтобы ордалия доказала его правоту. Пройдя по дорожке, по обеим сторонам которой полыхал костёр, Бартелеми получил страшные ожоги и, промучившись 12 дней, умер. Многих его гибель убедила в том, что копьё было фальшивкой, но другие крестоносцы по-прежнему считали реликвию подлинной.Осада Антиохии, которой на протяжении восьми месяцев сопутствовали то удача, то полные провалы, стала известна всему христианскому миру и быстро обросла легендами. Ещё в конце XII века был сложен жест «Песнь об Антиохии» (фр. Le chanson d'Antioche) — героическая поэма о подвигах крестоносцев. Примечания
Автор: Asta
Источник: Отсутствует информация об источнике!Государства Восточного Средиземноморья в 1140 году Ибн ал-Асир. Рассказ о взятии франками города Антиохии Раймунд Ажильский. История франков, которые взяли Иерусалим Анна Комнина. Алексиада Пьер Виймар. Крестовые походы: миф и реальность священной войны Цитата приводится по книге Пьера Виймара. Крестовые походы: миф и реальность священной войны Камал ад-Дин ибн ал-Адим. Сливки истории Халеба Анналы Хильдесхайма Стефан Блуаский. Письмо к супруге Адели из под Антиохии Раймунд Ажильский. Захват Антиохии крестоносцами Ибн ал-Каланиси. Захват Антиохии крестоносцами Деяния франков и прочих иерусалимцев. Захват Антиохии крестоносцами Письмо предводителей крестоносного рыцарства папе Урбану II от 11 сентября 1098 Матвей Эдесский. Хронография Ибн ал-Асир. Рассказ о походе мусульман на франков и о том, что было с ними Источники и литература ИсточникиРаймунд Ажильский. Захват Антиохии крестоносцамиСтефан Блуаский. Письмо к супруге Адели из под АнтиохииИбн ал-Асир. Рассказ о взятии франками города АнтиохииИбн ал-Асир. Рассказ о походе мусульман на франков и о том, что было с нимиПисьмо предводителей крестоносного рыцарства папе Урбану II от 11 сентября 1098Анна Комнина. АлексиадаИбн ал-Каланиси. Захват Антиохии крестоносцамиДеяния франков и прочих иерусалимцев. Захват Антиохии крестоносцамиМатвей Эдесский. Хронография. Захват Антиохии крестоносцами ЛитератураМихаил Заборов. Крестоносцы на Востоке. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». 1980. — 320 с.Жозеф-Франсуа Мишо. История крестовых походов. М.: Алетейа. 2001. — 368 с.: ил. ISBN 5-89321-071-9Пьер Виймар. Крестовые походы: миф и реальность священной войны — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2003. — 384 с. ISBN 5-8071-0130-8