ВВЕДЕНИЕ
Основные тенденции развития советского права 30-х годов заключались в следующем. Во-первых, в качестве источников права утвердились нормативные акты, то есть законы и подзаконные акты. Однако в силу закрепления в конституционном порядке руководящего положения правящей партии не только совместные постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР, являвшиеся формально подзаконными актами, рассматривались как источники права, но и постановления ЦК ВКП (б), хотя формально это были акты общественно-политической организации, имели общеобязательную силу для всех государственным органов и учреждений и общественных организаций. Все иные источники права, еще применявшиеся в 20-е годы, потеряли свое значение и больше не использовались.
Во-вторых, существенно возросла роль общесоюзных актов и соответственно сокращалось поле применения законодательства субъектов федерации. Это было связано прежде всего с предельной централизацией и бюрократизацией всего партийно-государственного управленческого аппарата, концентрацией власти в руках узкой группы лиц - Политбюро ЦК ВКП (б), а затем одного Сталина.
В-третьих, существенные изменения происходили в системе права, а именно формировались новые отрасли права. Утверждение колхозного строя в сельском хозяйстве повлекло за собой формирование такой отрасли права, как колхозное право. Юридической базой его формирования послужили закрепление в Конституции 1936 года кооперативно-колхозной собственности как особого вида обобществленной собственности и утвержденный в 1935 году Примерный устав колхоза. Началось формирование и такой отрасли права, как хозяйственное право.
В-четвертых, хотя формально Конституция СССР 1936 года подчеркивала роль закона как основного источника права и Верховного Совета СССР, и верховных советов субъектов федерации как органов законодательной власти, в действительности усиливалась и расширялась практика нормотворчества управленческого аппарата. Утвердилась практика, когда при расхождении закона и ведомственного нормативного акта в реальной жизни приоритет отдавался ведомственному акту.[1]
§ 1. Развитие государственного аппарата в конце 20-х — начале 30-х гг.
С конца 20-х гг. начинается новый этап развития политической системы советского общества, когда демократические институты государственного управления начинают подменяться командно-административной системой управления. Ее возникновение обусловлено рядом причин: неверными решениями при выработке путей развития экономики; острейшей внутриполитической борьбой, в которой большинство пошло за теми, за кем была сила; узурпацией власти сначала узким кругом партийных верхов, а затем одним человеком.
В этот период все больше начинают применяться внеэкономические методы управления. Сторонники сталинского курса полагали, что политическая система диктатуры пролетариата открывает возможность для преодоления отсталости. Стратегия ускоренного индустриального развития открыто требовала от народа «серьезных жертв» и призывала сознательно пойти на них, а там, где это было недостаточно, «репрессии», говорил Сталин, «являются необходимым элементом наступления».
Наиболее характерной чертой административно-командной системы управления является выдвижение на первый план роли государственного аппарата, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. В конце 20-х — начале 30-х гг. происходит стремительный рост управленческого аппарата прежде всего в области управления народным хозяйством, что постепенно сводило на нет Советы как органы власти. Рост численности государственного аппарата был колоссальный. Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить их из отраслевых центров в подотраслевые узкоспециальные ведомства, которые легче было контролировать. Этот процесс шел одновременно с другим, не менее тяжелым процессом «перетряхивания» государственного аппарата. В 1929 г. начинается «чистка» государственного аппарата, в результате которой 10% служащих были уволены. Рост исполнительного аппарата шел неуклонно, и все попытки остановить его (путем сокращения) были безрезультатны. Административно-командная система породила такое явление, как сращивание партийного и советского аппарата. Таким образом, сложившаяся к середине 30-х гг. административно-командная система управления балансировала между бюрократическим государственным аппаратом и трудящимися массами, между чрезвычайными мерами и народным энтузиазмом. Система диктатуры пролетариата постепенно и последовательно перерастала (перерождалась) в режим диктатуры и (или) тоталитарный режим, т. е. такую форму общества, в котором утверждается полный (тотальный) государственный контроль над всеми сферами жизни общества: ликвидируются конституционные права и свободы, главным средством государственной политики становятся репрессии.
К концу 30-х гг. административная система приобретает устойчивость, которая позволила ей прочно удерживать свои позиции вплоть до 80-х гг.
Усложнение руководства промышленностью в результате увеличения количества предприятий и их размеров вызвало необходимость реорганизации управления этой отраслью народного хозяйства. До сих пор руководство осуществлял ВСНХ, теперь он не справлялся со своей задачей. Поэтому в 1932 г. он был реорганизован: разделен на три Наркомата — тяжелой, легкой и лесной промышленности. В дальнейшем были разукрупнены и эти наркоматы (цель уже отмечалась). Далее из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. В декабре 1929 г. был создан Наркомзем СССР, объединивший сначала управление совхозами, МТС и колхозами. Но в 1932 г. был образован самостоятельный общесоюзный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Таким образом, складывается отраслевой принцип управления хозяйством.
Важная реформа проведена в области регулирования трудовых отношений. В 1933г. упразднен Наркомат труда, а его аппарат слился с аппаратом ВЦСПС, т. е. все его функции перешли к профсоюзам.
Перестройка органов управления народным хозяйством повлекла за собой и реорганизацию профсоюзов. Они также разукрупнялись: в сентябре 1934 г. вместо 47 уже было 154 отраслевых профсоюза — ликвидировано среднее звено: краевые, областные комитеты.
Усилившаяся к середине 30-х гг. военная опасность требовала повышения боеготовности Красной Армии. В связи с изменившейся обстановкой в мире и необходимостью создания современной армии была проведена реформа Вооруженных Сил.
Суть ее заключалась в следующем:
1. Техническое перевооружение (модернизация старого оружия);
2. Строительство новых укреплений;
3. Строительство ВМФ;
4. Подготовка кадров.
Организационные основы Красной Армии были закреплены в новом Законе «Об обязательной военной службе».
В начале 30-х гг. происходит перестройка органов правопорядка — Суда, Прокуратуры, Милиции, Государственной безопасности.
Принципы организации и деятельности судебных органов определялись «Основами судопроизводства СССР и союзных республик» (1924 г.), Положением о судоустройстве РСФСР (1926 г.) и Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов», в соответствии с которым были внесены некоторые изменения в порядок работы этих органов. Так, в соответствии с проведением районирования были созданы районные суды, в городах — городские районные суды, избираемые исполкомами сроком на 1 год. Судьи не могли быть досрочно отозваны без ведома областного суда. Областной суд действовал в составе Президиума, уголовного и гражданского отделов, судебных и кассационных отделений. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «Об установлении типовой структуры аппарата краевой (областной) прокуратуры и суда» в его составе были учреждены коллегии по гражданским и уголовным делам, а также создан объединенный организационно-инструкторский сектор. В связи с укреплением территориальных судебных органов ликвидированы некоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов по трудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общим судебным органам. В1930-34 гг. были созданы железнодорожные линейные и водно-транспортные суды и соответственно — органы прокуратуры.
Кассационной инстанцией для народных судов явились областные суды. В то же время в 1934 г. была расширена подсудность областных судов как судов 1-й инстанции. В связи с ликвидацией судебных коллегий ОГПУ и передачей их дел общим судам в областных (краевых) судах были созданы специальные коллегии (из трех постоянных судей) для рассмотрения таких дел. С упразднением окружных органов власти и управления были упразднены окружные суды. Устанавливалась трехзвенная система — народный суд, областной суд, Верховный суд союзной республики.
В июне 1933 г. реорганизована Прокуратура СССР, утверждено Положение о Прокуратуре СССР. На нее возлагались: надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции СССР и всему союзному законодательству; возбуждение уголовного преследования и поддержка обвинения во всех судебных инстанциях; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции и ИТУ; а также общее руководство деятельностью прокуратуры в союзных республиках. Органы прокуратуры и следствия были выделены из системы НКЮ союзных и автономных республик и переданы в непосредственное подчинение Прокуратуры СССР.
Логическим завершением мероприятий по учреждению командно-административной системы явилось учреждение 10 июля 1934 г. НКВД СССР. В его составе были образованы: Главное управление государственной безопасности, Главное управление милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ), Отдел актов гражданского состояния и административно-хозяйственное Управление, а также Главное управление пожарной охраны. В РСФСР введен институт уполномоченных НКВД СССР.