Смекни!
smekni.com

История Ниуэ (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Доколониальный период
1.1 Заселение острова
1.2 Деление острова
1.3 Система управления
1.4 Короли Ниуэ
1.4.1 Короли периода раха-поули (ниуэ raha pouli)
1.4.2 Короли периода раха-лиоги (ниуэ raha liogi)


2 Колониальный период
2.1 Открытие острова
2.2 Миссионерская деятельность
2.3 Аннексия острова
2.4 Новозеландский период

3 Период самоуправления
Список литературы

Введение

1. Доколониальный период

1.1. Заселение острова

Согласно мнению историков, колонизация острова Ниуэ относится к последним столетиям первого тысячелетия до нашей эры [1] . Колонисты (предположительно, полинезийцы) приплыли на остров с островов Тонга, Самоа и Пукапука (остров в Северной группе архипелага Кука) [1] . Дефицит пресной воды, плодородной почвы и камней для изготовления орудий труда наложили значительные ограничения для заселения острова. В течение очень долгого периода своей истории островитяне оставались практически в изоляции от других полинезийских народов, хотя время от времени подвергались воинственным вторжениям с соседних островов.

Подтверждением этому факту могут свидетельствовать существование на Ниуэ диалектического различия в языке и враждебность между жителями северной и южной частей острова [1] . Сходство языка ниуэ с самоанским и тонганским языками также говорят о том, что предпринималось несколько попыток колонизации Ниуэ [1] .

1.2. Деление острова

Исторически Ниуэ был разделён на две части. На юге острова, от южной части деревни Алофи и до деревни Лику, проживало племя тафити (ниуэ Tafiti). На остальной части — племя моту (ниуэ Motu) [2] . Между этими племенами происходили постоянные столкновения вплоть до обращения островитян в христианство.

Существование на острове двух враждебных племён скорее всего свидетельствует о том, что эти племена имели разных предков. Люди тафити вероятно заселили остров позднее моту и приплыли с островов Фиджи (Тафити — одно из названий островов Фиджи, которое было дано группе самоанцами). Люди моту скорее всего колонизировали острова раньше тафити [2] . Согласно легендам острова предками моту были Хуанаки (ниуэ Huanaki) и Фао (ниуэ Fāo) [3] . Вполне вероятно моту приплыли с островов Самоа [4] .

Маорийские префиксы к названиям племён Нгати-, Нгаи- и Ати-, которые переводятся как «потомки кого-то», не использовались на Ниуэ. Вместо Нгати- на острове использовались слова Тама (ниуэ Tama) или фагаи (ниуэ fagai) [2] . Например, объединения близких родственников носили название Тама-хамуа (ниуэ Tama-hamua), Тама-каутонг (ниуэ Tama-kautonga), Тама-хато-кула (ниуэ Tama-hato-kula). В настоящее время эти термины являются географическими названиями. Фагаи также представляло собой объединение людей, но главным фактором было не кровное родство, а совместное проживание в целях «прокормления» [2] .

1.3. Система управления

В далёком прошлом на Ниуэ была представлена особая система управления, отличавшаяся от моделей, представленных на других островах Океании. Одной из отличительных черт была выборность верховного вождя, или короля, титул которого не был наследуемым [5] . Институт короля на Ниуэ, или пату-ики (ниуэ patu-iki, в переводе «вождь вождей»), скорее всего был привнесён с островов Тонга или Самоа (до его появления на острове существовали только главы семей) [5] . Первоначально король избирался из членов ведущей семьи острова. Впоследствии назначение короля стало прерогативой жителей деревни-победительницы (однако избранный король всё равно должен был получить одобрение других деревень) [6] .

Точное время возникновения института королевской власти на Ниуэ неизвестно, но можно предположить, что королевская власть существовала не более 150 лет, прежде чем в 1849 году население острова было обращено в христианство [6] .

Существовавшая на Ниуэ модель королевской власти была во многом схожа с той, которая действовала на острове Мангаиа в архипелаге Кука, где король (арики) также избирался, а его власть не была наследуемой, и в то же время резко отличалась от модели на Самоа и Тонга, ближайшим к Ниуэ архипелагам [6] .

Королям Ниуэ давались почётные и символические имена, такие как Улу-хе-моту (ниуэ Ulu-he-motu, «глава острова»), а место, где он жил, — Ухо-моту (ниуэ Uho-motu, «центр острова») [7] .

О функциях пату-ики известно мало. При нём всегда существовал совет, или фоно (ниуэ fono), представители которого постоянно общались с местными жителями. В каждой деревне Ниуэ также находился агент короля, которого звали алага-вака (ниуэ Alaga-vaka) [7] . Существовал также главный алага-вака, или алага-вака-не-муа (ниуэ Alaga-vaka ne-mua) (наподобие современного премьер-министра), который очень часто захватывал верховную власть на Ниуэ и правил самостоятельно (при нём же находился помощник, которого звали ниуэ хагаи) [7] .

На острове также существовали другие вожди, которых звали ики (ниуэ iki) и пату (ниуэ patu). Ики, предположительно, прежде чем стать вождями, были воинами. Пату были по сути главами семей и возглавляли фагаи. Вместе с ики они выполняли функции судей, или факафили (ниуэ fakafili), полиции, или леолео (ниуэ leoleo), дьяконов. Из них же формировались фоно, советы каждой островной деревни. В далёком прошлом пату также возглавляли войско во время войн [8] .

См. также: Список пату-ики Ниуэ

1.4. Короли Ниуэ

О королях Ниуэ известно очень мало. Отрывочные сведения сохранились только в местных легендах, песнях.

В честь назначения короля устраивались праздники с танцами и пением, а сам король проходил особую церемонию посвящения. Его тело мазали душистыми маслами, или маноги (ниуэ manogi), а процесс посвящения проводил один из вождей острова [9] . От каждой деревни Ниуэ на церемонию посылались представители, в то время как остальные жители были обязаны помогать в организации церемонии (например, доставляли камни для сооружения пепе (ниуэ pēpē), площадки, на которой проводилось посвящение) [9] .

Короли периода раха-поули (ниуэ raha pouli)

Этот период в истории Ниуэ известен как «тёмный период»[6] .

· Пуни-мата (ниуэ Puni-mata) [6] , первый путу-ики Ниуэ. Умер престарелым, и был похоронен у местечка Хопуо. После его смерти на острове установился период междуцарствия.

· Патуа-валу-Тхен (ниуэ Patua-valu-Then) [6] . После некоторого периода междуцарствия люди Ниуэ решили избрать нового короля, и выбор пал на Таге-лаги (ниуэ Tage-lagi). Однако он отказался и предложил кандидатуру Патуа-валу, при котором согласился стать его воином. Жители Ниуэ согласились и избрали Патуа-валу королём острова.

· Галига (или Галиага-а-Ики (ниуэ Galiaga-a-Iki)) [10] , следующий король Ниуэ. Умер насильственной смертью.

· Фоки-мата (ниуэ Foki-mata) [11] — следующий король.

· Пакието (ниуэ Pakieto) [11] — правил менее года, так как рано умер.

Короли периода раха-лиоги (ниуэ raha liogi)

Этот период относится к появлению на острове христианства [11] .

· Туи-тога (ниуэ Tui-toga) [11] — первый король периода раха-лиоги. Стал королём 2 марта 1875 года. Умер 13 июня 1887 года.

· Фата-а-ики (ниуэ Fata-a-iki) [11] . Стал королём 21 ноября 1888 года. Умер 15 декабря 1896 года.

· Тогиа-Пулу-тоаки (ниуэ Togia-Pulu-toaki) [11] . Стал королём 30 июня 1898 года. Дата смерти — ?

2. Колониальный период

2.1. Открытие острова

Первым европейским первооткрывателем Ниуэ стал английский мореплаватель Джеймс Кук, который высадился на острове в 1774 году. Туземцы встретили путешественника очень враждебно (скорее всего, местные жители боялись, что чужеземцы завезут на остров ранее неизвестные болезни). В результате Джеймс Кук назвал остров Островом Савидж (в переводе с английского языка « Остров Дикарей») [12] .

2.2. Миссионерская деятельность

В течение достаточно долгого периода времени Ниуэ оставался вне поле зрения европейцев. Только в 1830 году на острове высадился член Лондонского миссионерского общества Джон Уильямс [12] . Он намеревался оставить на Ниуэ двух миссионеров с острова Аитутаки. Однако они отказались оставаться на острове, и Джон Уильямс решил взять в плен двух ниуэанцев по имени Уэа и Ниумага[13] . Его план состоял в том, чтобы обратить в христианство этих двух жителей острова и обучить их миссионерскому делу, чтобы те впоследствии вернулись на Ниуэ и помогли христианизировать местное население. После визита на Самоа Уильямс пытался вернуть Уэа и Ниумага на родной остров, однако помешали ветра, поэтому их высадили на острове Раиатеа [13] . Проведя там несколько месяцев, ниуэанцы всё-таки смогли вернуться домой. Они привезли с собой растение папайю, однако занесли с корабля грипп и сифилис, из-за которых погибло большое количество островитян [14] . В результате один из миссионеров, Уэа, был убит Хопо-хе-лаги (ниуэ Hopo-he-lagi), отцом Ики-лаги (ниуэ Iki-lagi), который был одним из глубокоуважаемых вождей Алофи [13] .

Убийство миссионера вызвало серьёзные столкновения на Ниуэ, в результате которых людьми деревни Лику были убиты Хопо-хе-лаги и ещё десять человек. Второй миссионер, Ниуманга, проживал вместе со своей женой в Алофи, где находился в безопасности. Впоследствии он вместе с другими ниуэнцами, Ниукаи и Пениамина, отправился на торговом судне на Самоа. Там Пениамина стал слугой известного миссионера, доктора Тёрнера, который научил его чтению и письму. Примерно в 1844—1845 годах Пениамина вернулся на Ниуэ уже миссионером. Так как после его прибытия на острове не начались эпидемии, религиозная деятельность Пениамина была успешной. Однако затем у миссионера появились внебрачные связи, за что он был изгнан миссионерами на Самоа, где умер в 1874 году [14] .

В 1852 году у острова причалил военный корабль, экипаж которого искал команду испано-португальского корабля, незадолго до этого потерпевшего бедствие. На борт были беспрепятственно допущены жители острова для бартера. Всё шло хорошо, пока у одного из ниуанцев не нашли предметы, которые он украл с корабля. Большое количество островитян было схвачено и убито [15] .