В протоколе судебного заседания от 28 июня 2006 года Дюртюлинского районного суда по гражданскому делу по заявлению М. об удочерении Ш. отсутствует подпись матери ребёнка под записью о согласии на удочерении её ребёнка заявителем[28].
В п. 2 ст. 129 СК РФ установлен момент, после которого давшие согласие на усыновление родители уже не могут его отозвать. Согласию родителей на усыновление законодатель придает характер одностороннего волеизъявления до момента удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения по делу об установлении усыновления. Иными словами, родители вправе передумать и отменить свое согласие до конца судебного заседания. Право на отмену согласия на усыновление до вынесения решения судом принадлежит всем родителям ребенка, в том числе несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста.
В п. 3 ст. 129 Семейного кодекса РФ предусматривается два вида согласия родителей ребенка на его усыновление: конкретное и абстрактное. Первый вид — согласие родителей, данное на усыновление их ребенка определенному лицу (супругам), второй — согласие на усыновление ребенка любым усыновителем, отвечающим предъявляемым к нему требованиям. Абстрактное согласие означает отказ родителей от права выбора усыновителя и передачу этого права государству в лице органа опеки и попечительства. Однако отказ от права выбора усыновителя не означает, что абстрактное согласие имеет безусловный и окончательный характер[29].
Можно предположить, что и в первом и во втором случае согласие родителей, на усыновление может быть отозвано до вынесения судебного решения в силу п. 2 ст. 129 СК РФ. При абстрактном согласии на усыновление, в отличие от конкретного, орган опеки и попечительства, подобрав конкретного усыновителя, не должен получать нового (второго и т. д.) согласия родителей Измененная редакция п. 3 ст. 129 СК РФ определяет начальный момент, в который может быть дано согласие родителей на усыновление ребенка: только после его рождения. Отсюда следует, что согласие на усыновление, данное ранее даты фактического рождения ребенка, ничтожно.
Суд при установлении усыновления не требует согласия родителей (одного из них), если они не известны (найденный ребенок) или признаны судом безвестно отсутствующими (ст. 42 ГК РФ).
Не требуется согласие родителей, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства или лишенных родительских прав (если истекли шесть месяцев со дня вынесения решения об этом).
Необходимо отметить, что возможны случаи, когда решения о признании безвестно отсутствующим, недееспособным или о лишении родительских прав могут быть в дальнейшем отменены. Закон предусматривает такие случаи: явка лица, признанного безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК РФ[30]); если признанный недееспособным гражданин выздоровел и суд признает его дееспособным (ст. 29 ГК РФ); восстановление в родительских правах (ст. 72 СК РФ). Поэтому при рассмотрении дел по установлению усыновления суд обязательно должен учитывать эти требования закона до того момента, пока не удалился в совещательную комнату для вынесения решения. В отношении недееспособных, а также лишенных родительских прав родителей это может иметь первостепенное значение, поскольку начавшаяся реабилитация (недееспособных) или изменение лицами, лишенными родительских прав, поведения, образа жизни и отношения к воспитанию ребенка могут иметь место к началу в суде дела об установлении усыновления. Было бы негуманным в этих случаях лишать родителей права дать (или не давать) согласие на усыновление их ребенка. Фактические родители ребенка до вынесения судом решения об установлении усыновления могут быть лишены субъективного права только условно.
Особого рассмотрения требует случай усыновления ребенка, родители которого более шести месяцев не проживают совместно с ним и уклоняются от его воспитания и содержания по причинам, которые суд признает неуважительными. Здесь возможны несколько ситуаций. Первая ситуация: оба родителя, состоящие и браке, по неуважительным причинам оставляют своего ребенка. Вторая: один из родителей, состоящих в браке, оставляет другого супруга и ребенка по неуважительным причинам. Третья: родители ребенка, состоящие в браке, проживают раздельно и по неуважительным причинам не хотят проживать вместе, воспитывая ребенка. Четвертая: один из родителей — супругов, пропивающих вместе с ребенком, сам уклоняется от проживания с ними другого родителя и его участия в воспитании и содержании ребенка. Пятая: отец ребенка, не состоящий в браке с матерью ребенка, но признавший свое отцовство, по неуважительным причинам не проживает совместно с ребенком и не участвует в его воспитании. Шестая: родители, поместив ребенка в детское учреждение, по неуважительным причинам забывают о его существовании и т. п. Возникает вопрос: в какой из данных ситуаций не требуется согласие родителей (одного из них) на усыновление ребенка?
Лишение родителей права давать согласие на усыновление их ребенка требует не только предварительно тщательного исследования судом причин неуважительности уклонения от исполнения родительских обязанностей, но и выявления противоправности уклонения родителей от обязанностей проживать с ребенком, воспитывать и содержать его. В этих случаях санкцией за неправомерное поведение будет не лишение родительских прав, а лишение права дать согласие (или отказаться) на усыновление их ребенка. Совершенствование семейного законодательства позволит наилучшим образом охранять права родителей[31].
Необходимо отметить, что абзац пятый статьи 130 СК РФ был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в связи с запросом Санкт-Петербургского городского суда. В определении от 1 июля 1999 г., отказавшем в принятии запроса к рассмотрению, в частности, указывалось, что Санкт-Петербургский городской суд оспаривает положения абзаца второго пункта 1 статьи 165 Семейного кодекса Российской Федерации, исключающего для иностранных граждан предусмотренную абзацем пятым статьи 130 Семейного кодекса Российской Федерации возможность усыновления на территории Российской Федерации ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, без согласия родителей, если они по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания[32].
По общему правилу, закрепленному в статье 129 Семейного кодекса Российской Федерации в обеспечение конституционного права родителей на воспитание своих детей, для усыновления ребенка необходимо надлежаще оформленное согласие его родителей. Однако в силу приоритета прав детей и недопустимости их ограничения вследствие конкретных обстоятельств, исключающих выполнение требований статьи 129, статья 130 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, в которых допускается усыновление без согласия родителей, в том числе, если родители ребенка по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ним и уклоняются от его воспитания и содержания (абзац пятый). При этом законом не предусматривается вынесение отдельного судебного решения по факту уклонения родителей от воспитания и содержания усыновляемого ребенка.
В настоящее время в соответствии с оспариваемым положением абзаца второго пункта 1 статьи 165 Семейного кодекса Российской Федерации дела об установлении усыновления без согласия родителей рассматриваются только по заявлениям граждан Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации[33] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[34] также закрепляет эту норму. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Из данной статьи во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т. е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
При этом иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется право в судебном порядке решать вопросы усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, без согласия родителей, но только в случаях, когда последние неизвестны или судебными решениями признаны безвестно отсутствующими, недееспособными либо лишены родительских прав.
Кроме того, следует учесть, что согласно статьям 20 и 21 Конвенции о правах ребенка[35] государства, признающие и допускающие систему усыновления, устанавливают порядок рассмотрения возникающих в связи с этим дел своими национальными законами.
Суд, таким образом, обязан удостовериться в том, что получение согласия от родителей на усыновление их ребенка, являющегося важнейшим конституционным правом, либо объективно невозможно, либо нецелесообразно в силу их небезупречного поведения.
Следовательно, все без исключения граждане (Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства) обязаны получить согласие от родителей на усыновление их ребенка в силу действующего законодательства; освободить от получения данного согласия вправе лишь суд общей юрисдикции, в случаях установленных законом.