Смекни!
smekni.com

История Внешней политики Петра I (стр. 4 из 4)

Посредничество служило тогда очень распространенной формой прекращения вооруженных конфликтов. Обычно оно являлось прерогативой наиболее влиятельных держав. Посредник в переговорах между враждующими странами играл огромную самостоятельную роль и мог успешно содействовать одной из них за счет другой. Ино e дело добрые услуги, которые превращают посредника в простую передаточную инстанцию, не играющую самостоятельной роли.

Наконец, происходит нечто совершенно неслыханное. Петр в ответ на английское предложение о посредничестве, которое он не отвергает в принципе, но и не принимает, предлагает посредни­чество самой России в мирных переговорах между Францией и странами Великого союза, происходивших как раз в это время! К тому же выясняется, что эта идея, вызвавшая сначала возму­щение Витворта, другим странам вовсе не кажется столь уж не­лепой. Теперь Россия приобрела такой международный вес в ев­ропейских делах, который делает вполне уместным выполнение ею миссии арбитра при решении самых крупных проблем. Даже такой опытный, умный дипломат, как Чарльз Витворт, озадачен. В нача­ле 1710 года он едет в Лондон, чтобы со своим правительством заново изучить и выработать дипломатическую линию, отвечаю­щую интересам Англии в новых условиях, когда Россия действует в качестве великой державы.

Таким образом, Россия уклоняется теперь от английского по­средничества, хотя в переговорах эта тема сохраняется. Но не ли­шала ли она себя тем самым возможности использования важней­шего канала для движения к столь желанному Петром миру со шведами? Не вскружила ли голову русским Полтавская победа. Факты свидетельствуют об обратном. Явное охлаждение отноше­ния к Англии было правильно и хорошо рассчитанным дипломати­ческим ходом, соответствующим новому соотношению сил. Русские отлично понимали, что Англия совершенно не стремится к миру между Россией и Швецией. Ей было выгодно продолжение войны между ними. С помощью посредничества Англия рассчитывала, используя поддержку Голландии, утвердить себя в качестве ар­битра на Балтике. Если же события и побудили бы Швецию пой­ти на прекращение войны, то Англия намеревалась сделать все, чтобы Швеция слишком не ослабела, а Россия не приобрела бы слишком много. Предлагая в Москве свое мирное посредничество, в Стокгольме англичане делали все возможное, чтобы убедить шве­дов продолжать войну, несмотря на ее полнейшую для них бес­перспективность.

Заключение

Отличительной чертой внешней политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром, были направлены на решение основной общенациональной задачи — обретения Россией выхода к морю. Без решения этой задачи невозможно было преодолеть технико-экономическую отсталость страны и устранить политическую и экономическую блокаду со стороны западноевропейских государств и Турции.

Петр стремился укрепить международное положение государства, повысить его роль в международных отношениях. Это было время Европейской экспансии, захвата новых территорий. В сложившейся ситуации Россия должна была либо стать зависимым государством, либо, преодолев отставание, выйти в категорию Великих Держав. Именно для этого России нужен был выход к морям: судоходные пути быстрее и безопаснее, Речь Посполитая всячески мешала проходу купцов и специалистов в Россию. Страна была отрезана и от северных и от южных морей: выход в Балтику запирала Швеция, Азовское и Черное моря держали турки.

Меняющаяся обстановка требовала постоянного маневрирования людьми подобно тому, как на поле боя непрерывно передви­гают отряды кавалерии или пехоты. Искоренить враждебность европейских держав к России было невозможно, но следовало настойчиво ослаблять ее с помощью терпеливой дипломатии. Петр понимал, что любые мирные средства достижения целей предпо­чтительнее, выгоднее, дешевле войны. Не надо пренебрегать ника­кими, даже частичными, эфемерными, улучшениями в отношениях е многочисленными европейскими партнерами. Здесь нельзя было добиться одной решающей победы; каждый успех создавал новые сложные проблемы, и не оставалось ничего окончательно достигну­того.

Послеполтавская дипломатия показала зрелость самого Петра как дипломата. Именно теперь, после Полтавы, Петр постигал всю сложность отношений с Евро­пой, которую приходилось дорогой ценой удерживать от антирус­ского сплочения, от открытой и слепой враждебности к России, Главная опасность таилась в маневрах стран Великого союза. Тре­бовалось терпеливо сдерживать их, чтобы предотвратить самое опасное—открытую военную поддержку Швеции, которая могла бы спасти Карла XII даже после Полтавы. Не сокрушать врага в открытом бою силой, но кропотливо, настойчиво приспосабли­ваться к нему так, чтобы побеждать без боя, — вот занятие рус­ских дипломатов. По указанию Петра они «ласкали» правительства морских держав, чтобы хоть частично ослабить их неприязнь, ней­трализовать, усыпить, успокоить эту усилившуюся после Полтавы неприязнь. В концентрированном виде сущность послеполтавской дипломатии Петр выразил тем тяжелым по форме, «ломавшимся» тогдашним русским языком, тоже подвергавшимся, подобно всей России, преобразованиям, следующим образом: «Рассудить надле­жит, что вся опасность Северной войны была от морских потенций, которых мы все ласкали, что ежели б хотя нейтралство нам обещали, тогда б чего оные требовали с радостью учи­нили в их довольство».

Петр сразу понял, что в конечном счете главная опасность новый период Северной войны исходит уже не от Швеции, а о морских держав— Англии и Голландии. Русские должны сделать все, чтобы получить от них даже не помощь, на что надеяться было бы нереально, но хотя бы их нейтралитет, невмешательство в борьбу между Россией и Швецией. Русская дипломатия кое-чего все же достигла в этом деле. Но гарантировать Россию от всех случайностей она не могла. Опасностей было слишком много, и он таились повсюду.

Список литературы

1. Болотина Н. Полтавская виктория 27 июня 1709 года. // Наука и жизнь. – 2009.- № 6. – с. 98 – 107

2. Грани Полтавской победы // Родина. – 2009. - № 7., с. 46 - 49

3. История России: В 2 т. Т.1. С древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2005.

4. Мунчаев В.В. История России: Учебное пособие. – М., 2005. – 650 с.

5. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого – 2 -е изд. – М., 1996