Предложенные правительством Рыжкова сроки реформ (5-7 лет) не понравились народным депутатам, которые выступали за немедленные преобразования. В июне 1990 года ВС СССР (Верховными силами СССР) было принято постановление "О концепции перехода к рыночной экономике", а в октябре 1990 года "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". [1] Документы предусматривали постепенную демонополизацию, разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и так далее. Однако эти реформы практически не выполнялись в связи с массовым (с 1989 года) забастовочным движением. Реформам Рыжкова был положен конец в декабре 1990 года, когда правительство было отправлено Горбачевым в отставку.
Выступая в Страсбурге перед Советом Европы 7 июля 1989 года, Горбачев отверг “доктрину Брежнева”, которая в ряд основных целей советской политики ставила безопасность социалистических стран. Когда Восточная Европа увидела, что мы не будем поддерживать правящие коммунистические партии, там начались антикоммунистические государственные перевороты.
Страны Восточной Европы были слабыми и уязвимыми, западное влияние в них всегда было сильнее, чем в СССР. В таких условиях можно было почти беспрепятственно провести государственный переворот.
Горбачев выдвинул с виду привлекательную идею строительства “общеевропейского дома”, состоявшую в том, что Запад мог принять СССР в Европу только как капиталистическое государство.
В конце 80-х годов в прессе началась большая пропагандистская кампания за новое политическое мышление, общечеловеческие ценности. Главная идея сводилась к тому, что во внешней политике следует отказаться от идеологических подходов, мы должны войти в "мировую цивилизацию”, тоесть быть на равных правах с богатыми и развитыми странами.
На Западе пристально следили за ходом всех этапов горбачевской “перестройки”. Госсекретарь Соединённых штатов Америки (США) Дж. Бейкер в отчете конгрессу после поездки по республикам СССР в 1990 году отмечал: “Мы истратили триллионы долларов за последние сорок лет, чтобы одержать победу в "холодной войне” против СССР” [2].
На Съезде народных депутатов СССР функции законодательства были разделены между Съездом и Верховным Советом СССР. Когда М. С. Горбачев стал проводить политическую реформу по западному образцу разделения властей, то она разрушила политическую систему социализма. Ряд, казалось бы, малозаметных фактов также повлиял на развитие обстановки в стране. В 1987 году были освобождены 700 политзаключенных, многие из которых затем образовали ядро “демократической России”, целью которой было устранить КПСС. В мае 1988 года “Демократический союз” провозгласил себя первой оппозиционной партией. В конце 1987 года - начале 1988 года практически во всех союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах появились неформальные прототипы партий (союзы, ассоциации и “народные фронты”).
Все события в нашей стране шли одновременно с политическими изменениями в Восточной Европе, где на улицу вышли антикоммунистические движения при активном участии интеллигенции. Глядя на эти события, наша художественная интеллигенция тоже пошла в политику.
Академик В. Коптюг в своем последнем интервью еженедельнику “Аргументы и факты” напомнил слова А. П. Чехова: “Русского интеллигента не поймешь, чего он хочет: то ли демократии, то ли осетрины с хреном...” 3. В 1917 году русская интеллигенция сделала революцию, но в 1989—1991 гг. она оказалась на поводу у антисоциалистических сил, и, в конце концов, от этого пострадала.
В 1990 году инфляция в СССР достигла невиданных размеров, сокращалось промышленное производство, падала производительность труда. В стране выросла популярность людей, которые спекулировали на недовольстве трудящихся экономическими трудностями, связанными с дефицитом товаров, и указывали ложный путь.
Горбачевская “перестройка” дала импульс деидеологизации массового сознания, всё вело к подрыву авторитета КПСС. Партия потеряла доверие у части рабочего класса.
Отмена в марте 1990 года Съездом народных депутатов статьи 6 Конституции СССР, определявшей роль КПСС как ядра политической системы, многократно ускорила развал Советского Союза. В КПСС начался процесс внутреннего распада. Уже к 1990 году стало ясно, что реформы утратили всякий созидательное влияние и приобрели разрушительный характер, началась духовная деградация общества, пропаганда насилия и жестокости по западному образцу.
Воспользовавшись падением влияния КПСС, антипартийные объединения и блоки провели избирательную кампанию в 1989 году и сумели завоевать большинство депутатских мест в Верховных Советах РСФСР, республик Прибалтики, Молдовы, Грузии, Армении и в городских советах Москвы и Ленинграда [3].
В общей сложности в 1989—1990 гг. о себе заявили около двух десятков партий и движений — Демократическая партия России, Республиканская партия, Либерально-демократическая, Социал-демократическая, Конституционно-демократическая и другие, которые объединились в движение “Демократическая Россия”.
На первом Съезде народных депутатов СССР, образовавшаяся летом 1989 года “Межрегиональная группа”, взяла курс на отстранение КПСС и уничтожение социализма. Ее лидерами стали Б. Ельцин, Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Попов, А. Мурашов и другие.
К фактам, приведшим к распаду Советского Союза, был и национальный вопрос, было сильное напряжение в межнациональных отношениях. В последние годы руководства М. С. Горбачева, в Прибалтике, Закавказье, среднеазиатских республиках сложилась ситуация вначале мягкого и постепенного, а затем жесткого вытеснения русских и русскоязычных из основных сфер деятельности (через законы о языке, гражданстве, через кадровую политику) [4].
Верховный Совет СССР принял закон об экономической самостоятельности Литовской, Латвийской и Эстонской ССР. Им с легкостью передавались во владение, пользование и распоряжение не только земля и природные ресурсы, но и предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами, созданными общими усилиями всего советского народа.
В конце 80-х — начале 90-х годов на территории бывших советских республик возникло несколько вооруженных конфликтов (армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский), заключающихся в политических и территориальных разногласиях, повлекших за собой военные действия. Во всех союзных республиках образовалась правящая национальная олигархия, которая была зависима от Москвы.
Само вынесение вопроса о сохранении СССР на референдум в марте 1991 году было предательством национальных интересов советского народа, так как сохранение территории — это «святая святых» во всех странах и во все времена. Более 70% граждан были тогда за сохранение обновленного Союза, но “демократы" рвались к власти любой ценой, в том числе за счет похорон исторически сложившегося союзного государства. 12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР провозгласил суверенитет России и верховенство законов республики над законами СССР. "Демократы" обещали, что федерация освободится от ненужных расходов, будет процветать и развиваться. На самом деле это привело к развалу крупнейшей мировой державы, к грабежу общесоюзной государственной собственности.
В апреле 1991 года руководители 9 республик договорились о заключении в скором времени нового союзного договора. Давление на союзные структуры особенно усилилось после избрания в июне того же года Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. 20 июля он издал направленный против КПСС указ о “департизации” — удалении партийных организаций с предприятий и учреждений. В начале августа между М. Горбачевым, попавшим к тому времени в полную зависимость от российского руководства, Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым было достигнуто соглашение о том, что после подписания союзного договора будут отстранены от должностей многие политические руководители СССР.
20 августа 1991 года в Москве намечалось подписание нового союзного договора между республиками СССР, но подготовленный документ (он был опубликован 15 августа) предусматривал лишь нежизнеспособное образование под названием Союз Независимых Государств (СНГ). Ликвидация СССР произошла 8 декабря 1991 года.
Советские люди вдруг моментально забыли об исторических завоеваниях СССР, о том, что у них были работа, крыша над головой, что квартиры они получали бесплатно от советской власти, что не умирали с голода, могли получить бесплатное образование, пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, регулярно посещать кино, театры, музеи и так далее, тогда всё это считалось само собой разумеющимся, как какой-то дар.