имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упоминание о налогах, как средстве эксплуатации низов.
Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности, знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.
Римский историк Аммиан Марцеллин так описывает гуннов:
«…все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.»
«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей.»
«…но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий сон…»
Но на самом деле гунны жили в юртах, земледелие же у них было развито только в городах. В основном они занимались кочевым скотоводством. У гуннов было развито ремесло, в частности особое развитие получило изготовление ювелирных изделий. Мастера создавали высокохудожественные изделия из золота, серебра, с использованием драгоценных камней.
Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и
теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также
сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных
этногенетических процессах Евразии.
Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить
два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания
полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались
параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить преемственность и сохранившиеся «предковые» черты.
Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие
по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники
региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и у современных потомков генетическая кластеризация в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших
периода: индоевропейский и тюркский.
В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство - событие, легшее в основу сюжета "Песнь о Нибелунгах". В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.
Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.
В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные "царские" земли.
Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары.
Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.
Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.
Кризис ранних государств Казахстана. Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств Казахстана. Хунну заняли земли кангаров и усуней и основали в Центральной части южного Казахстана государство Юебань. В среднем течении Сырдарьи укрепились эфталиты, Семиречье в V в. покорилось центральноазиатскому государству Жужань. В 490 г. юебанцы были разгромлены телесскими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Делилось оно на две части, северный правитель носил титул "Небесный император", южный - "Наследный государь". Однако уже через шесть лет это государство было разгромлено и попало под власть Жужаней. Так, к середине V в. н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.
Вторая волны переселения хунну началась в 93 году н.э. Они двинулись на
запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаравлье, Центральный и Западный Казахстан. В IY веке н.э. хунну и другие кочевые племена достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. Такое «Великое переселение народов» в значительной мере изменило этническую, политическую карту Казахстана, Средней Азии, а также Европы. По мнению исследователей, с проникновением хунну связано начало тюркизации восточно-иранских племен. С первой половины I тыс. н.э. меняется
антропологический тип Семиречья и Южного .Казахстана, появляются монголоидные черты.
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела. При существующем еще родовом строе в хуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У хунну имелись рабы из числа военнопленных населения подвластных областей. Рабы использовались в
качестве домашней прислуги, пастухов, землепашцев. Во главе страны стоял шаньюй, бывший неограниченным монархом. Ему подчинялись князья, темники. Они являлись сыновьями, братьями или родственниками шаньюя. Всего темников 24 - по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Темники в своих владениях могли назначать тысячников, сотников. Шаньюй мог отобрать у провинившихся темников владения, тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам. Должности и высшие чины хунну имели наследственный характер. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у хунну и письменность. Таким образом, появление у хунну
частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата,
введение налога как формы эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе хунну к
классовому обществу и государству.
В III-V вв. н.э. у степных племен развивается искусство так называемого ''полихромного стиля". Этот стиль имел характерные технические и художественные особенности. Ювелиры этого времени для изделий использовали, в основном, золото. В изготовлении золотых украшений древние мастера достигли такого совершенства, что и сегодня некоторые их
произведения могут выдержать конкуренцию с лучшими образцами творчества современных ювелиров. Для полихромного искусства характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд
специальным составом) и другие приемы.
Хунны оставили значительный след в истории народов Азии. Волна хуннского влияния докатилась через двести лет до Европы. Хуннская империя явилась первым государственным образованием тюркоязычных кочевников. Заложенные хуннами формы государственного управления и традиции прослеживаются во всей истории тюркских народов. Хунно-китайские отношения сказались на материальном и культурном развитии центральноазиатских народов.