Под влиянием хуннов существенные изменения произошли у динлинов. Отмечается изменение религии (трупоположение сменяется трупосожжением), наличие значительного удельного веса монголоидов, присутствие в археологическом материале китайских предметов и сложение собственной аристократии (29). Последнее явно произошло под влиянием хуннов.
У потомков юэчжей кушан, создавших в I в. н. э. большое государство на юге Средней Азии и Индии, можно заметить ряд черт, перенятых у тюрков. Так, кушанский предводитель носил титул "ябгу". Подобно хуннам у кушан был распространен обычай деформации головы. (Этот обычай известен у широкого круга народов, начиная с эпохи бронзы, как тюркоязычных, так и ираноязычных. Но более широкое распространение этот обычай получил после хуннов и в связи с хуннами.)
Военный и политический успех хуннов способствовал распространению их традиций. Хунны воплотили в себе и синтезировали культуры многих народов Азии. В первую очередь это были элементы культур Китая, скифо-сибирского "звериного" стиля и Средней Азии (Бактрии и Парфии) (30). Среди них, конечно, степное искусство - скифо-сибирский стиль, который был ближе хуннам-кочевникам. Хунны развивали и совершенствовали предметы военного искусства, позже перенятые народами Китая и Средней Азии.
Вызванное хуннами передвижение народов сказалось не только на смене ареала проживания, но и на интенсификации этнических контактов. Созданные в I половине I тыс. н.э. в средней Азии государства кочевников - кушан и эфталитов - имели смешанное происхождение. Про кушан ранее было отмечено, что они переняли ряд тюркских элементов. То же можно сказать об эфталитах. Это не был ни однозначно ираноязычный народ, как считают многие исследователи, или тюркоязычный, как считают ряд авторов.
Прокопий пишет, что "эфталиты народ уннского (хуннского) происхождения", хотя они "не сносятся с ними". Китайский автор Суй-шу выводит от юэчжей лишь царствующую династию эфталитов. В другом китайском источнике прямо пишется, что "нет никаких оснований считать эфталитов тюркским племенем" .
Эфталиты известны в истории под названием "белых хуннов". На Cеверном Кавказе было известно тюркоязычное племя эфтал. Несомненно, что верхушка эфталитов была ираноязычной. Но в кочевом государстве вполне могли сосуществовать и тюркоязычные племена. Ряд приведенных факторов говорят о том, что после хуннов в кочевой среде образовывались именно полиэтнические государственные образования.
Известные племена "вар" и "хуни" вполне имеют тюркское звучание, и нет никаких оснований, как это делают некоторые исследователи (34), отвергать сходство "хунну" с "хуни", или "авар" с "абарами", считая первых тюркоязычными, а вторых ираноязычными.
Вообще, известно большое количество тюркоязычных племен с этнонимами так или иначе связанных со словом "ку", "ху", "гу". В основе этих этнических названий, очевидно, лежит тотем птицы - лебедя. Также широко встречается тюркские этнонимы с окончанием "ар" (ер, ур, эр)- человек, мужчина. Правда есть и иранские этнонимы с тем же окончанием, но у тюрок это получило значительно большее распространение. В V-VI в. н. э. в китайских источниках согдийцев стали называть "ху" (35). На мой взгляд, это отражает процесс широкого освоения тюрками Средней Азии, что отразилось в переносе сибирского этнонима в Среднюю Азию.
Сторонники концепции "большинства" однозначно заявляя, что тюрок до VI в. нигде кроме Алтая не было - все вышеперечисленные факты оставляют без особого внимания. Получается, что после определенного момента, по взмаху волшебной палочки, началась интенсивная ассимиляция и все европеоидные тюрки - огузы, кыпчаки, кыргызы, есть результат данного процесса.
Не было никаких серьезных предпосылок в II-V вв. н. э. для такой ассимиляции. Не было никакого долговечного тюркского государства. Само же хуннское государство лишь способствовало миграциям и определенному социальному расслоению, а никак не поглощению других народов. Период стабильности хуннского государства едва ли насчитывает девяносто лет. Если даже допустить, что за это время происходила языковая ассимиляция, то только в рамках Южной Сибири.
Катализатором процесса смешения этносов - консолидации и ассимиляции - стало именно политико-социальное влияние хуннской государственности на кочевые народы.
Итак, после окончательного падения хуннов во II в. н.э. степные просторы Казахстана, Западной Сибири оказались в руках тюркоязычных племен, давно проживавших частично на этих территорий. Хунны способствовали консолидации этих племен и передвижению на Запад, большей частью в Восточную Европу.
По мнению большинства исследователей, хунну были протюр-ками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркиза-ции восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.
Заключение
Племена хуннов сыграли большую роль в формировании социальной, культурной и этнической жизни казахов. С появлением племен хунну в Казахстане связано: проникновение большой группы тюрко-язычных племен, проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей и проникновение «полихромного стиля» в искусстве.