Смекни!
smekni.com

Распад СССР 9 (стр. 2 из 7)

1990-1991 г.г : кровь в Молдавии, Осетии, Литве и Латвии; программа «500 дней»; президент Союза получает Нобелевскую премию, а лауреат Нобелевской А.И.Солженицин отказывается от союзной; широко отмечается дни памяти Ленина в то же время, когда в печати и с экрана он именуется «величайшим злодеем XX века»; вместо очереди в Мавзолей – очередь в первый «Макдоналдс» на Пушкинской площади; обнищавшей стране шлют посылки; полный продовольственный и политический кризис, а новый премьер-министр В.Павлов затевает обмен денег; августовский путч и живое кольцо; Патриаршие богослужения в Кремле и убийство священника Александра Меня; полное разъединение писателей и объединение дворян; окончательный союз двух Германий и окончательный распад Союза.

Вот таким бурным был этот короткий период времени, шесть лет изживавший семидесятилетнее насилие над миром и человеком.

Ускорение понималось как повышение темпов экономического роста. Для этого было решено полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух - четырехсменку; укрепить трудовую дисциплину; силами местных изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства; повысить качество продукции (создали специальный контролирующий орган – госприёмку). В основе всего этого должен был быть энтузиазм трудящихся масс. Но ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». В 1987-1988 г.г. перестройка сводилась к «радикальной экономической реформе». Идея перевода жестко централизованного, планового – государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма стала стержнем концепции перестройки.

Был принят Закон о государственном предприятии, дававший большие права предприятиям и трудовым коллективам. Затем последовали Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Верховный Совет СССР принимает постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономики в СССР». Однако это привело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики», главное место в которой занимали представители номенклатуры, скопившие огромные средства ещё в доперестроечные времена на коррупции и казнокрадстве. Активные критики такого курса (академик С.Шаталин, кандидат экономических наук Г.Явлинский и др.) доказывали, что план и рынок вместе – это «жареный лед». Они разработали свою программу поэтапной приватизации экономики «500 дней». Поскольку она предусматривала лишение союзного руководства монопольной экономической власти, то эта программа была сведена на нет.[8]

В этот период было принято около 100 законов по экономическим вопросам, но почти ни один из них не был выполнен.[9] С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Острая нехватка самых элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве появилась карточно-талонная система распределения. По стране прокатилась волна забастовок, в первую очередь шахтёрских. Они заявили, что не считают КПСС партией рабочего класса.

В 1990 г., констатируя полный обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Рыжков подал в отставку. С большим опозданием Горбачёв пришёл к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключил своё главное внимание на политические преобразования.

Впервые термин «гласность» прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС в 1986 г. Гласность должна была способствовать укреплению «социализма с человеческим лицом». Главные партийные лозунги тех лет: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!» Это была такая полусвобода слова. Однако когда стали публиковаться великие литературные произведения В.Гроссмана, А.Платонова, Е.Замятина, В.Набокова; когда вернулись труды крупнейших философов Н.Бердяева, В.Розанова, П.Сорокина; когда народ прочитал И.Бродского, А.Галича, В.Аксенова; когда на страницах газет и журналов появилась прекрасная публицистика Ю.Карякина, Н.Шмелева, В.Селюнина – остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.

Вслед за освобождением из ссылки Сахарова в 1986 г. Горбачев разрешил гласность в области искусств и средствах массовой информации. Воспользовавшись этим, интеллигенция постепенно разрушила миф вокруг эпох Сталина и Брежнева, реабилитировала Хрущева, Бухарина и нэп, отважилась критиковать даже Ленина и Маркса. К 1989 г. вся советская система утрачивает свою легитимность: советская история сведена к веренице трагических ошибок, а современная действительность изображалась как полный экономический и социальный крах. В итоге «научная» идеология и исторические закономерности, на которых зиждился режим, были совершенно дискредитированы под натиском гласности.

Она была связана с тем, что существующий партийный аппарат не поддавался перестройке. Перед участниками Съезда ставилась задача модернизации экономики и системы управления страной. Но и здесь проявились последствия гласности, объявленной 3 года назад: дебаты транслировались по телевидению, таким образом, критикам советской действительности давалась возможность довершить «демистификацию» системы.

В 1988 г. была проведена реформа по ограничению либерализации экономики. Некоторые историки называют сложившуюся в результате систему полунепом, который создал основу для формирования полуприватизированных предприятий в форме кооперативов, и в определенной степени способствовал введению самоуправления на государственных предприятиях. Но такая политика не создала настоящего рынка и не ввела подлинной частной собственности.

В 1987 г. была создана комиссия Политбюро ЦК по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н.Яковлевым.

На XIX Всесоюзной партконференции Горбачёв предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов. Эта так сказать реформа была связана с тем, что существующий партийный аппарат не поддавался перестройке. Перед участниками Съезда ставилась задача модернизации экономики и системы управления страной.

В 1988 г. была проведена реформа по ограничению либерализации экономики. Некоторые историки называют сложившуюся в результате систему полунепом, который создал основу для формирования полуприватизированных предприятий в форме кооперативов, и в определенной степени способствовал введению самоуправления на государственных предприятиях. Но такая политика не создала настоящего рынка и не ввела подлинной частной собственности.

Таким образом, к концу 80-х годов в стране нарастает общеполитическая нестабильность, нарушаются хозяйственные связи между регионами, республиками и предприятиями, происходят массовые остановки производства по экономическим причинам. Возрастает разбалансированность потребительского рынка и денежных доходов населения в связи с неоправданным ростом доходов отдельных его групп. В стране усиливаются инфляционные процессы, наступает экономический хаос. В связи с этим в 1989 году в Норильске, на Урале, в Кузнецком и печорском угольных бассейнах происходят шахтерские забастовки. Вместе с этим совместные предприятия и акционерные общества, кооперативы вывозят за рубеж нефть, уголь, черные, цветные, редкоземельные металлы, лес, пушнину, золото, алмазы. В стране нарастал товарный дефицит, который повлек за собой разнообразные финансовые махинации и, как следствие, недовольство населения.

Уже в мае 1988 г. появляется первая оппозиционная партия – «Демократический союз» во главе с В.И.Новодворской, однако признаётся незаконной и подвергается преследованиям со стороны КГБ. И только весной 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает решение о создание президентской системы власти в СССР, о переходе к правовому государству и к многопартийности. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР (из неё изымается положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества). Борьба за отмену или изменение 6-й статьи союзной Конституции развернулась на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки умеренное, во главе с Михаилом Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Борис Ельцин, Виктор Пальм и Андрей Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и потребовали полного уничтожения советской политической системы. На съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п. Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров. Став одним из сопредседателей МДГ, именно он настоял на том, чтобы включить требование отмены 6-й статьи в программные документы "межрегионалки".