Смекни!
smekni.com

Судебная власть Российской Федерации (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

1. Понятие и основные признаки судебной власти РФ

2. Конституционные принципы организации деятельности судов и осуществление правосудия

3. Система органов судебной власти РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году.

Как сказано в ней, одна из главных задач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

Именно эта актуальная тема является предметом настоящего исследования, название которому "Конституционные основы Судебной власти РФ".

Исходя из темы, основной целью данной работы является рассмотрение судебной власти во всей ее полноте, для чего необходимо решить следующие задачи – содержание судебной власти на современном этапе, перечень и полномочия органов, осуществляющих судебную власть и конституционные основы их организации, а также анализ понятия правосудия.

1. Понятие и основные признаки судебной власти РФ

Согласно ст.ст.10 и 11 Конституции РФ судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в осуществлении правосудия, которое возложено только на суды (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть от законодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти.

Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118, часть 2, Конституции РФ). Это означает, что правосудие является способом реализации судебной власти при решении любых отнесенных к ее полномочиям вопросов, независимо от их различного правового характера.

Из ст.118 Конституции (часть 3) вытекает также, что судами как органами судебной власти, осуществляющими правосудие, признаются только такие органы, которые согласно Конституции и федеральным конституционным законам входят в судебную систему РФ. Полномочия по осуществлению правосудия не могут быть делегированы никаким другим органам вне судебной системы. Более того – Конституция ограничивает полномочия властей, прежде всего законодателя, учреждающего суды, не допуская создание чрезвычайных судов. Это значит, что суды не могут подменяться органами, уполномочиваемыми на разрешение отдельных дел, в т.ч. в отношении отдельных лиц или на временное рассмотрение каких-либо конкретных конфликтов, обычно разрешаемых судами. Любые дела, по которым суды осуществляют правосудие, не могут изыматься из ведения ординарной судебной системы, как она устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Иначе не было бы обеспечено осуществление судебной власти только судом, и законодательная и исполнительная власть, выбирая каждый раз по своему усмотрению органы для разрешения конкретных конфликтов, получили бы возможность творить произвол.

Исключительные полномочия судебной власти и монополия на осуществление правосудия судами вытекают из основ конституционного строя в демократическом правовом государстве и обусловлены рядом причин.

В системе присущего правовому государству разделения властей судебная власть призвана обеспечивать судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих, т.е. обязывающих законодательную и исполнительную власть признавать, учитывать, не нарушать и защищать эти права. Именно защите прав и свобод как высшей ценности (ст.2 Конституции) служат и принцип разделения властей, и самостоятельность судебной власти. Последняя, будучи противовесом властным полномочиям других, осуществляет судебный контроль за ними, чтобы были исключены узурпация власти (ст.3, часть 4) и ее использование в нарушение общих принципов права, Конституции и закона.

При отсутствии таких ограничений и такого уравновешивания судебной властью властных полномочий других органов, т.е. при существовании у них неограниченной власти, нет механизма защиты прав и свобод.

В то же время судебная власть признается наиболее эффективным средством защиты потому, что способом ее осуществления является правосудие. Присущие ему процедуры обеспечивают, что в случае любого правового конфликта его участники могут передать определение своих прав и обязанностей беспристрастному, объективному и компетентному суду, с тем, чтобы дело было рассмотрено в открытом судебном заседании при предоставлении каждому возможности на равных основаниях отстаивать свои права, в том числе не менее, чем в двух судебных инстанциях, и чтобы исполнение вынесенного судом решения обеспечивалось принудительной силой государства.

Такие черты присущи правосудию согласно стандартам, признанным в международном демократическом сообществе. Эти стандарты, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и свобод, признаются и подтверждаются Конституцией РФ, что предусмотрено в ее статьях 15 (часть 4) и 17 (часть 1).

В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.

2. Конституционные принципы организации деятельности судов и осуществление правосудия

Основные принципы, определяющие структуру, методы организации, приемы деятельности судебной власти, закреплены в Конституции РФ.

1. Принцип независимости (ст. 120 Конституции РФ)

Согласно ст.120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Это значит, что судьи не подчиняются никакому постороннему влиянию. В своих решениях они должны следовать только Конституции и закону. Поскольку законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ст.15, часть 1), то судьи вправе и обязаны следовать закону лишь при условии, что он соответствует Конституции. В этом выражается независимость судебной власти от законодательной и правомочие судов по осуществлению судебного контроля за содержанием законов. Прежде, чем применить закон для разрешения конкретного дела, судья должен убедиться, что он не противоречит конституционному регулированию.

В то же время подчинение судей Конституции и закону является гарантией независимости судей от противозаконных влияний, а также гарантией для граждан от произвола со стороны самого судьи при осуществлении правосудия.

Конституция закрепляет и другие гарантии независимости судей, которые конкретизируются в Федеральном конституционном законе "О судебной системе РФ" (от 31 декабря 1996 г.) и в Федеральном законе "О статусе судей в РФ" (от 26 июня 1992 г. в редакции от 15 декабря 2001 г.).

Среди конституционных гарантий независимости судей можно выделить а) статусные, определяющие конституционно-правовой статус судьи; б) организационные, касающиеся организации судебной системы и создания судов; в) финансовые и г) процедурные, т.е. определяющие правила осуществления правосудия. Важно, что все виды гарантий независимости судей находят закрепление в тексте Конституции РФ.

К статусным гарантиям независимости судей относятся несменяемость и неприкосновенность судей, требования к кандидатам на судейскую должность и порядок назначения судей.

Согласно ст.121 Конституции судьи несменяемы. Это означает, что судья не может быть удален с должности судьи, назначен на другую должность или даже на должность судьи в другой суд без его согласия. При этом по российскому законодательству судья исполняет свои полномочия до достижения им 70-летнего возраста. Они могут быть прекращены досрочно не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом (ст.121, часть 2, Конституции). Такое стабильное правовое положение судьи необходимо для независимого осуществления правосудия.

Закон "О статусе судей" предусматривает следующие основания досрочного прекращения полномочий судьи: заявление судьи об отставке (независимо от возраста) или о прекращении полномочий по собственному желанию в связи с переходом на другую работу; прекращение российского гражданства; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; осуждение судьи за совершение преступления вступившим в законную силу приговором или признание его недееспособным на основании судебного решения; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; отказ при упразднении суда от перевода в другой суд.

Согласно ст.122 Конституции судьи неприкосновенны. Это означает, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за свое мнение или решение по делу при осуществлении правосудия. Если же в его действиях имеются основания для привлечения к уголовной ответственности, то вопрос об этом решается в особой процедуре. Уголовное дело против судьи может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ на основании заключения трех судей Верховного Суда РФ или иного суда, вышестоящего по отношению к судье, о наличии в действиях судьи признаков преступления и лишь после получения согласия на возбуждение дела у квалификационной коллегии судей. Только с согласия такой коллегии судья может быть подвергнут и аресту, – при наличии предварительного решения об этом также трех судей вышестоящего суда, вынесенного по ходатайству Генерального прокурора.