Смекни!
smekni.com

Возникновение государственности у славян (стр. 2 из 3)

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род вмещал в себя всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое племя имело своего бога-покровителя и часто даже свой пантеон.

Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество локальных духов.

О языческих жрецах точных данных нет; вероятно, ими были летописные волхвы, боровшиеся в Xiв с христианством. Главой культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах (от старославянского «капь» – изображение, идол), богам приносились жертвы, в т.ч. и человеческие.

У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о богах и героях и т.п. К Xв. Религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

Сам термин «язычество» произошел от церковнославянского «языци» – народы, иноземцы. Так называли народы, не принявшие христианство. Впоследствии введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

IV. Появление государственности у восточных славян.

Различный состав отдельных семей, входивших в территориальные общины, разный уровень их благосостояния, накопленных богатств, захват состоятельными и многочисленными семьями земель и угодий, пока еще пустовавших и никому не принадлежавших,− все это создавало условия для имущественного и социального неравенства внутри сельской общины.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Образование государственности у восточных славян совпало, и было обусловлено ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть слаянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

В 882 г. Два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы с целью захвата военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян, превращается в силу, стоящую над обществом и подчинившую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в конце IX в. раннефеодального государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

V. Теории возникновения государственности.

Норманская теория.

Русский летописец начала XIIв., Нестор, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись, которую называют « Повесть временных лет», легенду о призвании в качестве князей трех варягов− братьев Рюрика, Синсуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности своему правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. Новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственник Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882г. Он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о варягах послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Байером Г.З., Миллером Г.Ф., Шлецером А.Л., приглашенными для работы в Россию в XVIII в. На рубеже XVIII-XIXвв. Норманнистов поддержали Карамзин Н.М., Соловьев С.М. Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того – обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его «хроническую» политическую и культурную отсталость.

Антинорманская теория.

Горячим противником норманнской теории выступал М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Они считали, что варяги− это не этнос, и не нация, а конгламерат племен; варяги не дали государственности. В 860 году, летом, был подписан договор мира и любви между Русью и Византией, что дало возможность ведения торговли и экономики. К 860 г., в середине IX в., уже сложилась территориальная община феодальной формации. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у у славянских князей, их участие в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько− нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь- страна несметных богатсв, а служба русским князьям- верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. П.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманнисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедитсльными доказательствами, чго есть все основания утвсрждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варяюв. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей-печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. Русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.