Особенностью Ломбардо-Венецианской области является то, что национально-освободительное движение проявилось не столько в развитии тайных обществ, сколько в широком либеральном движении. Это был протест народа на попытку германизации итальянского населения этих областей. Все эти события дали толчок развитию культуры, появился итальянский романтизм, отличительной чертой имевший ярко выраженный гражданский характер. Издавался журнал «Conciliatore» («просветитель»), статьи для которого писали видные литераторы – Сильвио Пеликко, Пьетро Борсьери и другие. Политические вопросы переносились в область литературы. Из-за действий цензуры журнал был закрыт.
Политика короля Виктора Эммануила I[8] в Пьемонте была крайне реакционной, что вызывало сильнейшее недовольство со стороны буржуазии. Это способствовало развитию движению карбонаризма: возникали венты в Турине, Генуе, Верчелле и многих других крупных и мелких городах. Ими руководила высокая вента Алессандрии. Однако карбонарское общество в Пьемонте было под влиянием «Общества адельфов» - «Общества высокодостойных мастеров». Эта организация появилась в эпоху наполеоновского господства, к его деятельности был причастен Буанаротти. «Церкви высокодойстойных мастеров» находились и в Пьемонте, и во всей Ломбардо-Венецианской области, и даже в Папском государстве. Руководили ими синоды из трех человек, подчинявшихся центру – «Великой тверди», находившемуся в Женеве. Связь синодов и центральной организации осуществлялась благодаря «дьяконам». Впоследствии политические цели Буанаротти и карбонариев разойдутся, но в рассматриваемый период они весьма близки.
Говоря в целом о ситуации в Ломбардо-Венецианской области, можно заявлять о том, что в этом регионе деятельность карбонариев была не столь заметна. Гораздо большей популярностью пользовались либеральные течения. Произошел подъем культуры, свидетельствовавший об укреплении национального самосознания итальянцев, живших на территории, присоединенной к Австрии. Те венты, которые создавались в разных городах, не были центрами тайной политической жизни и не имели особого влияния.
Одной из причин, приведших к провалу многих карбонарских заговоров во всех итальянских государствах, было отсутствие достаточной координации действий между отдельными вентами в масштабах каждого из государств. Тем более слабыми были связи между карбонарскими организациями из разных государств. Хотя такие связи и существовали, они носили слабый и зачастую непродолжительный характер. Это было основной причиной, почему карбонариям не удалось добиться масштабного успеха: организация была многочисленной, сторонниками были сотни тысяч людей разных классов и сословий, но не было самого главного – координации. Единичные выступления легко подавлялись властями. Уровень пропаганды среди крестьян был недостаточен, карбонарии верили, что народ уже был настолько недоволен сложившейся ситуацией, что в любой момент был готов поднять восстание.
Глава III. Организационная структура и идеология карбонаризма.
Создателями и главными участниками карбонарских вент были представители буржуазии. Видное место среди них занимали судьи, адвокаты, врачи, литераторы. Но особенно широким в движение карбонариев было участие представителей армейской среды. В первую очередь, это касалось Неаполитанского королевства. Большинство младших офицеров были участниками тайных организаций, в армии создавались «филиалы» вент. Доля дворянства по сравнению с другими классами была невелика, гораздо больше представителей этого класса было в Северной Италии в либеральном движении, на котором мы подробно останавливались в ходе нашей работы. Роль духовенства была важна для распространения карбонаризма среди низших слоев – крестьянства и ремесленничества. Как правило, к карбонариям примыкали низшие чины церковной иерархии, работавшие непосредственно с людьми.
Осознав необходимость работы с широкими массами населения, руководство стремилось адаптировать свои идеи для понимания простых людей. Широкое обращение к христианским доктринам имело большое влияние на религиозных жителей Папского государства и Южной Италии. Другой важной чертой был сравнительно легкий прием на низшую ступень карбонарской иерархии, при котором было совершенно не важно сословное происхождение человека. Однако все это привело к созданию т.н. «карбонарской толпы» - огромного количества простолюдинов, слабо понимавших цели движения. Их участие во многих случая ограничивалось лишь уплатой символических взносов и посещением собраний. Отчасти это объясняет провал революционного движения 1820-1821гг., о котором речь пойдет ниже.
Этот период был кульминационным в развитии карбонаризма. К этому моменту за период Наполеоновского господства и эпоху Реставрации сформировались более-менее четкие принципы их идеологии, схожие для всех итальянских государств. Карбонарии использовали масонскую технику создания тайного общества, хотя их идеология не имела ничего общего с масонской. Важной чертой организации была иерархичность. Поначалу существовало две степени посвящения: ученик и мастер, позднее появилась степень Великого мастера. Однако после репрессий, которые постоянно обрушивались на карбонариев, эта третья степень была заменена семью, вероятно, для маскировки главных целей движения. Главным условиям вступления в общество было сохранение Тайны. Существовали специальные клятвы посвящения, которые приносили участники движения, переходя из ступени на ступень.
Первой ячейкой карбонариев была вента (от «vendita» - «лавка» в средневековом значении – так называли лавчонки, где торговали углем). Несколько соседних вент подчинялись материнской (их должно было быть минимум три). Эти венты, в свою очередь, подчинялись великим вентам, находившимся в крупных городах (Неаполь, Салерно, Анкона и другие). Контакты между вентами различных уровней осуществлялись при помощи детальных шифров, паролей, специальных знаков.
Все должностные лица в венте определялись большинством голосов. Заседанием руководили Великий мастер, два его ассистента и церемонимейстер. При вступлении каждому новому члену организации выдавался диплом с печатью венты (как правило, с аллегорическими изображениями). Особым символом карбонариев была лента из трех цветов: голубой, красный и черный, символизировавшие три основные стадии сжигания угля – дым, пламя и уголь. Вторым смыслом этих цветов для итальянских карбонариев были: для голубого – надежда, для красного – добродетель, для черного – вера.
Средства венты складывались из взносов, которые по мере сил делали все участники. Еще одним способом пополнения «казны» были штрафы за те или иные дисциплинарные провинности (неявка, опоздание и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что карбонарии взяли организационные основы и внешние ритуалы у масонов: таинственность, сложная иерархия с разной степенью посвященности, ритуалы вступления в общество и другие.
Идеологические же основы карбонаризма следует искать, прежде всего, у ордена баварских иллюминатов. Основной их идеей было создание общенародной конспирации путем привлечения на свою сторону представителей всех слоев населения с последующим созданием идеального государства на принципах равенства и естественной свободы. Для карбонариев не была чужда и идея морального очищения, также заимствованная у иллюминатов. Не случайно среди названий вент были такие, как «Добродетель», «Любовь к добродетели» и другие. Издатели подпольной карбонарской газеты «Illuminatore» основной своей целью видели в распространении идей добра. Но в этой идее морального очищения, подготовки низших слоев карбонариев и заключалась их пассивность – им не раскрывали истинных целей карбонаризма. Лишь тем, кто достиг высших ступеней, раскрывались и политические, и социальные цели движения.
В идеологии большая ставка делалась на христианство как учение, знакомое всем без исключения: и крестьянам, и ремесленникам. Пропагандировалась мысль о том, что Иисус Христос был первым карбонарием, боровшимся за всеобъемлющую справедливость, первым тираноборцем. Существовали также и венты с чисто религиозными названиями: «Спаситель», «Крест», «Святой дух».
В то же время критики карбонариев обвиняли их в атеизме, утверждая, что религия для них – лишь маска, под которой они строят свои заговоры. Это было особенно актуально для Папской области. Подпольные газеты, издававшиеся в этом государстве, сильнее всего критиковали папу, обвиняя его в излишней «политизированности». Естественно, все это вызывало ярость со стороны церкви и лишь провоцировало власти на жесточайшие репрессии по отношению к карбонариям.
Еще одной важной идеей, находившей свое распространение на карбонарских манифестах, была идея объединения Италии и сплочения всей нации. В ходе революций во всех итальянских государствах распространялись листовки с призывом осознать себя единой нацией и воссоединиться. Постоянно поднимался вопрос об общей Родине, которую необходимо сделать единой для всех – и жителей Неаполя, и Милана, и Болоньи. Карбонарии видели объединенную Италию как федерацию уже существующих государств – идея сама по себе утопическая. Был создан «Проект органического устройства Италии», по которому было необходимо создать Соединенные Штаты Италии. Вторым проектом, появившимся в 1821 году, был «Пакт республики Авзонии». Согласно этой концепции, новое объединенное государство получало античное название Авзония, занимало весь Аппенинский полуостров, столицей назначался Рим. Верховная власть должна была принадлежать Национальной ассамблее, а исполнительная власть – двум королям, избиравшимся на 10 лет. Проект во многом напоминал древнегреческий опыт построения полисов. Также в этом пакте содержались идеи общей свободы и равенства, стремление максимально ослабить имущественное неравенство граждан.